Главная / Культура / Кшиштоф Занусси в Саратове: Хороший мальчик должен лгать

Кшиштоф Занусси в Саратове: Хороший мальчик должен лгать

16 сентября 2014 - 09:32

Вчера в рамках последнего дня Одиннадцатого кинофестиваля "Саратовские страдания" на площадке кинотеатра "Пионер" прошел творческий вечер всемирно известного кинорежиссера, лауреата Каннского и Венецианского фестивалей Кшиштофа Занусси. Согласие на приезд мэтра мирового кинематографа стало чудом для саратовского фестиваля, о чем не преминула сообщить его директор Татьяна Зорина. 

Пан Кшиштоф, который специально для этого выступления всего на полдня прилетел из Индианаполиса через Торонто и Москву в Саратов, произвел неизгладимое впечатление на публику. В первую очередь - тем, что свободно общался с залом по-русски без переводчика. Детство режиссера пришлось на время, когда Польша находилась под сильным влиянием СССР, и в школах из иностранных языков преподавали только русский и латынь. Кшиштоф любил иностранные языки; западным, "империалистическим" языкам он учился у родителей, а русский охотно изучал в школе и получал пятерки. Это вызывало недовольство одноклассников - его называли итальянцем, а не поляком, потому что "настоящему поляку тройки по русскому языку достаточно". 

Своими детскими воспоминаниями режиссер открыл вечер общения с саратовцами. Он родился в год начала Второй мировой войны, и потому детства, как периода беззаботности и безответственности, у него не было: "Хоть мне было трудно это понять, но родители объясняли мне, что хороший мальчик иногда врет. Например, если в дверь стучится немецкий солдат, нужно говорить, что родителей нет дома, а ты не имеешь ключа - даже если на самом деле родители стоят у тебя за спиной. Позже, когда я пошел в школу, родители мне объясняли: когда идешь на урок математики, физики - слушай, там тебе говорят правду. А если это история, география - перескажи дома, что тебе говорили, и тебе расскажут правду, но в школе эту правду не повторяй".

Тему современной политики Кшиштоф Занусси затронул вскользь, упомянув, что не одобряет многие решения руководтва РФ, однако это не мешает ему дружить и сотрудничать с россиянами и приглашать к себе для работы над спектаклями, которые кинорежиссер тоже любит ставить. Несмотря на утомительные многочасовые перелеты, мастер был в веселом расположении духа и в общении делал упор на смешные истории из жизни - например, о том, как Папа Римский пригласил его на ужин, а швейцар принял за сумасшедшего и не впускал. 

Пан Кшиштоф действительно был знаком с Иоанном Павом Вторым и 15 лет состоял в Папском совете по культуре (Pontificium Consilium de Cultura). Будучи верующим католиком, он полагает важным и необходимым поддержания диалога между восточной и западной ветвями христианства, православием и католичеством, и сетует на недостаток понимания с обеих сторон. По его мнению, одно без другого существовать не смогло бы. Православному священнику мэтр "доверил" произносить одну из ключевых фраз в одном из соих недавних фильмов - эпизод показали специально для саратовской публики.

К пиратству в сети интернет мастер относится философски и говорит, что нашел компромиссный путь общения с руководством Youtube: он разрешает "немножечко воровать" некоторые свои фильмы, так как иначе они могут не дойти до зрителя. Сильнее режиссера-философа беспокоит экспансия техники в мир человека: он опасается, что уже следующее поколение людей могут стать супермэнами сбезграничными возможностями памяти благодаря вживленным в мозг микрочипам, и вряд ли это окажется благом для человечества. Однако зависть к чужому будущему ему чужда. 

На закрытии "Саратовских страданий" Занусси еще раз вышел на сцену, чтобы вместе с генеральным спонсором Аркадием Евстафьевым  вручить один из призов - учрежденную в этом году спонсорскую награду "Энергия жизни". Режиссер признался, что не видел конкурсной программы, не видел и фильма, который особо отметил генспонсор, но всегда рад приветствовать новое поколение коллег. После церемонии награждения он остался в качестве зрителя на творческом вечере российского режиссера Валерии Гай Германики и, слушая ее рассуждения о профессии, одобрительно кивал.