Главная / Общество / Саратовская область в аутсайдерах по распространению печатных СМИ

Саратовская область в аутсайдерах по распространению печатных СМИ

27 ноября 2015 - 14:48

Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) провела исследование и составила рейтинг глав регионов России по отношению к системе распространения печатных СМИ.

По данным составителей, рейтинг "позволяет оценить отношения руководства регионов к проблемам распространения печатных СМИ и показать состояние дел с реализацией печатной периодики на местах". Саратовская область оказалась среди аутсайдеров по уровню обеспеченности киосками с прессой.

Во время исследования АРПП было подготовлено два рейтинга - рейтинг территорий по уровню обеспеченности киосками с печатными СМИ и рейтинг губернаторов.

Согласно первому списку, из всех 85 регионов страны Саратовская область находится на 70-и месте по качеству системы распространения печатных СМИ. У нас один киоск с прессой обслуживает 9268 человек. В 2014 году на один киоск приходилось порядка 6500 человек, то есть регион опустился с 48 места на 70-е. На одну строку наш регион опережает Камчатский край (69 место), сразу за нашим регионом следует Дагестан (71 место).  Первые места в рейтинге занимают Калининградская область - 1 киоск там приходится на 2200 жителей, следом идут Челябинская область, Марий Эл, Пермский край.

По отношению к поддержке системы распространения прессы губернатор Саратовской области Валерий Радаев находится на 30-40-х позициях в списке рейтинга. В этом рейтинге глава региона набрал 25 баллов. Первое место в рейтинге глав регионов – глава Липецкой области Олег Королев, который набрал 67 баллов из 100 возможных. За ним в тройке лучших следуют главы Воронежской области Алексей Гордеев и глава Челябинской области Борис Дубровский.

Член экспертной группы АРПП Татьяна Цыбина пояснила Saratovnews, что согласно приказу Минкомсвязи №197 от 31 июля 2013 года,  один киоск в городах до 1 млн человек должен обслуживать 2,5 тысяч жителей. "По вашему региону один киоск должен приходиться примерно на 3,5 тысячи человек, а у вас – 9,2 тысячи. При этом в вашем регионе большое сокращение по этому показателю", - сказала они.

По данным эксперта, в приказе № 197 есть норматив не только по обеспеченности киосками, но и по арендной ставке для киосков, срокам заключаемых договоров аренды, в норме – от 5 лет и выше, а также способу отбора мест для размещения киосков. Например, в случае аукционов место могут отобрать непрофессиональные организации.

Оценка деятельности губернаторов давалась по пяти соответствующим блокам. "В их числе арендная ставка, здесь у Саратовской области 0 баллов, обеспеченность киосками, по которой ваш регион набрал 5 баллов, а также  обеспеченность другими точками распространения, здесь у Саратовской области оценка в 10 баллов. Учитывалось наличие ограничений ассортимента киосков и право на предоставление дополнительных услуг, процедура выделения мест под киоски, по обоим показателям у региона 0 баллов. Оценивался также уровень господдержки, здесь Саратовской области поставили 10 баллов", - сказала Татьяна Цыбина.

"Если у региона 0 баллов по каким-то блокам, значит, у вас есть ограничения. Например, нет прав на оказание дополнительных услуг. В Брянской области, к примеру, в киоски разрешили поставить банкоматы. Если 0 баллов по ставке аренды, значит, у вас она выше приказа. В нем, по нормативу, ставка аренды должна быть от 5 до 30 рублей за кв.м. в месяц. Что тут комментировать, если  вас так мало баллов, значит, все плохо", - сказала эксперт.

Два составленных списка разные, но связаны. "Льготы дают губернаторы, если есть поощрения и поддержка, то это идет от них", - сказала эксперт. "Например, Челябинская область, в рейтинге находится на 2-м месте, а в списке  губернаторов ее глава занимает 3 место. Есть и исключения – в Московской области поддержка не блещет, губернатор на 54-56 месте, но по обеспеченности киосками Московская область на 6 месте. Напротив, в Липецкой, Воронежской области налажена хорошая поддержка системы распространения, и губернатор входит в Топ-10, но по обеспеченности киосками они не лидируют", - добавила Татьяна Цыбина.

Гланый редактор "Аргументов недели. Поволжье" Петр Фартуков прокомментировал Saratovnews обстановку в регионе, связанную с распространением газет.

"Льгот для распространения СМИ сейчас практически нет. При Аяцкове был закон в помощь СМИ, газеты можно было распространять даже с рук. Сейчас люди к такому, наверное, не готовы, но отсутствие льгот бьет по газетам, поставить новый киоск практически невозможно. Нет ни законов, ни действий власти, которые бы этому способствовали. Все видят, что сокращается число киосков, как из-за бездействия властей, так и по объективный причинам. Это низкорентабельный бизнес, и многие сети сами закрывают киоски.

Может быть, помогло бы разрешение передвигать киоски на новые места, но у нас такой гибкой системы нет. Разрешение оказывать дополнительные услуги, например, дать право на установку банкоматов, как в некоторых регионах, тоже могло бы поддержать киоски", - сказал он. Но, по мнению Петра Фартукова,  рейтинг АРПП отражает действия власти.

"В общем-то складывается катастрофическая ситуация. Нужно помогать не только СМИ, что сейчас происходит, но и распространителям. В будущем, возможно, газеты еще будут готовы выходить, но их негде будет распространять. У киосков недостаточно доходов. На те зарплаты, что платят сотрудникам киосков, соглашаются только пенсионеры. Наверное, без шагов в поддержку первыми рухнут не газеты, а система распространения. Конечно, остаются дополнительные точки распространения, магазины, но чем меньше будет точек, тем меньше будут тиражи. С двух киосков, даже если они стоят рядом, всегда продадут больше газет, чем с одного. Если киоск закрывается, люди просто начинают меньше читать, зачастую мы просто теряем читателей, и потом видим, как закрываются газеты.

Это очень печально, так как 7-10 лет назад Саратовская область была в лидерах по распространению. Сейчас в регионе всего примерно 300 киосков, а тогда только у "Роспечати" их было 300. Взять землю в аренду под киоск очень сложно, газетные киоски, видимо, считаются равными пивным. Точки по реализации пива открываются очень часто, наверное, читатели переходят туда. Может, нам тоже пора распространять газеты там", - отметил Петр Фартуков.