Главная / Культура / Елки зеленые

Елки зеленые

29 декабря 2017 - 17:58

Кто-то каждый год 31 декабря идет в баню, а кто-то уже на протяжении многих лет снимает один и тот же фильм "Елки", лишь слегка меняя сюжет и название. Появляется какая-то условленность. В одно и то же время приходят одни и те же люди, полтора часа изображают веселье, после чего собирают со зрителей деньги. Совсем как Дед Мороз со Снегурочкой.

"Елки новые", 2017, режиссёры: Жора Крыжовников, Дмитрий Киселёв, Александр Карпиловский, Алексей Нужный, Александр Котт. В ролях: Иван Ургант, Сергей Светлаков, Дмитрий Нагиев, Юлия Александрова, Антон Богданов, Валентина Мазунина, Елена Яковлева, Сергей Пускепалис.

У новогоднего сценария несколько условий. Должно быть смешно и чуть-чуть грустно. Обязательно должно случиться чудо. Танцы с бубном вокруг елки. Нужен комплект Деда Мороза со Снегурочкой. Можно несколько комплектов. И чтоб про любовь. Всепобеждающую. Но у сценаристов уже кризис. Ибо сколько можно пахтать одно и то же!

Заявлено, что это комедия-мелодрама. Но как по мне так этот жанр называется "Попкорн-кока-кола-громко-через-трубочку". Не чавкать под такое нельзя.

В футболе есть такое понятие – вышел под призовые. Ну это когда команда выигрывает с крупным счетом и на последней минуте выпускает на поле нового игрока. Сделать он ничего не успеет, но в протоколе отметится, а призовые за победу положено платить всем игравшим. В новых "Елках" радуешься за Елену Яковлеву. Делать ничего не надо было, роль проходная, но человек хороший. Денег заработала. Приятно.

Естественно, не обошлось без не очень завуалированной рекламы спонсоров. Ну у каждой телевизионной передачи, у каждого сериала есть своя аудитория. На ТВ к этому очень серьезно относятся. Проводят замеры. Изучают возраст зрителей, образование, семейное положение, политические взгляды. Есть такая аудитория и у "Елок". Судя по представленным в фильме майонезу "Ряба" и марке нового шампусика, это преимущественно домохозяйки и мужчины с IQ не выше 110.

Сюжеты – как из "Ералаша" для взрослых. Только развиваются они все параллельно, что позволяет режиссерам перескакивать из одного эпизода в другой. Так создается ощущение динамичности.

Новый хахаль мамы пытается наладить отношения с пасынком. Беременная Снегурочка устраивает счастье другой беременной девушки, которая, конечно, страдает, поскольку не сказала молодому человеку, что ждет от него ребенка. К Урганту приезжает в гости Светлаков с семейством. Мамонтенок… в смысле мальчик ищет маму и находит ее в лице телеведущей Ксении, которая предпочитает свадебной поездке на море хмурого, но доброго Пускепалиса. А еще немолодая мадам, влюбленная в своего лечащего врача, приковывает его к себе наручниками. И тот отвечает взаимностью.

Что у нас зимой обычно за окном? Пурга. Вот и в фильме она присутствует в каждом кадре. Так что все довольно органично. Вот только волшебства, которого ждешь, не получилось. Даже Ургант играет так, будто ему всякий раз перед началом съемок очередного эпизода говорили что-то про расстегнутую ширинку.

Давайте так. При желании и "Иронию судьбы…" можно раскритиковать. Мол, сюжет нелепый, песенки легкомысленные. Придраться всегда к чему-то можно. Например, меня всегда возмущало, почему так быстро протрезвел герой Мягкова. Это же невозможно. Человека, которого три часа назад грузили в самолет, не может после получасового пребывания на морозе прийти в себя настолько, чтобы петь песни под гитару и ловко ухлестывать за хозяйкой квартиры.

Но что отличает настоящий шедевр от дешевой поделки? Хороший фильм расходится на цитаты. Потому что люди думали, какие слова они вкладывают в уста героев. Может, это станет откровением для сценаристов "Елок", но реплики героев нужны не только для хронометража. Потому и смотрится рязановское творение каждый раз с интересом. Ибо звучащее в его фильме созвучно и сегодняшнему дню. Например, тема отношения государства к врачам и учителям. Ну а соперничество консерваторов и авантюристов, физиков и лириков, это вообще на все времена, разве не так?

И наоборот такие фильмы, как "Елки", живут чуть дольше комара. Две недели чеса в кинотеатрах накануне праздника, когда люди хотят расслабиться и посмеяться. За это время и делается касса. Отбиваются (или не отбиваются) вложенные в производство картины деньги. Пересматривать это через год вы точно не будете. Потому что через год выйдет новый фильм. "Елки зеленые".

Там будет другой калейдоскоп. Врач-психиатр влюбится в елку и захочет на ней жениться. Забавный седой дедушка найдет свою бабушку – невесту, с которой судьба разлучила его 50 лет назад. Хоккеист-неудачник, которого накануне финального матча бросила девушка, забьет победную шайбу, и она (девушка, не шайба) вернется. Депутат Госдумы ради любви откажется от мандата и встретит Новый год с любимой в горах, о чем они давно мечтали. Дворник дядя Коля и училка биологии спасут лебедя от лисы и, разумеется, тоже на этой почве решат быть вместе.

Такие сюжеты строгаются быстрее, чем оливье в тазик. Главное – побольше майонеза. И тогда зритель точно схавает. А вы еще и на рекламе "Рябы" заработаете.