Главная / Издания / Так кто же экстремист?

Так кто же экстремист?

Так кто же экстремист?
24 мая 2011

Павел Веденеев

МК в Саратове

№22 (717) 25.05-1.06.2011

По поводу факта избиения девятиклассников из саратовской гимназии № 1, имевшего место в сентябре прошлого года, сегодня с уверенностью можно сказать только одно: замять не удалось. Хотя очень старались, ведь случившееся более полугода назад в подробностях стало известно широкой общественности только теперь, когда дядя одного из избитых мальчиков, отчаявшись найти поддержку в правоохранительных органах, обратился в СМИ. Органы официально ответили, напустив еще больше туману.

Напомним, что ссора возникла между одноклассниками по пустяковому в общем-то поводу: не поделили парту, а точнее — кому за ней сидеть. Однако разборки продолжились за пределами гимназии, на спортплощадке другой школы, куда, по версии пострадавшей стороны, прибыло несколько десятков лиц неславянской внешности (возраст 20-27 лет), которые принялись издеваться над пятью девятиклассниками. Как рассказали ребята, их ставили на колени, заставляли кричать «Кавказ — сила!», «Здесь правит Кавказ!», что все русские — дерьмо и пр. Один из учеников стерпел побои, так и не подчинился: не стал выкрикивать националистические речевки.

Двое оказались в больнице, где провели до трех недель. На возбуждении уголовного дела настаивали родители только двоих подростков. Милиция не могла никак установить избивавших, ни одного из участников конфликта. Тогда школьники на страничке в социальной компьютерной сети в разделе «Друзья» сами нашли знакомые лица с данными. Дали показания милиции, та ответила, что мамы этих лиц сказали, что их сыновья, когда произошел инцидент, были дома.

До марта расследование шло ни шатко ни валко, несколько раз менялись дознаватели, и у потерпевшей стороны возникли основания полагать, что дело пытаются спустить на тормозах. Жалобы на бездействие правоохранительных органов были направлены начальнику регионального ГУВД Сергею Аренину и прокурору области Владимиру Степанову. Ответа не последовало. Больше того, как свидетельствует родственник предполагаемого избитого парня, и правоохранители, и педагоги неоднократно давали понять, что погасить конфликт необходимо как можно скорее. В противном случае тинейджерам обещали проблемы во время сдачи ЕГЭ.

Но поскольку история снова попала на страницы газет, милицейское руководство обнародовало на днях довольно странный пресс-релиз. Приводим выдержки из него. «Уже на этапе предварительного расследования был сделан вывод об отсутствии у ссоры подростков национальной подоплеки…» Постойте, никого не нашли, обвинение никому не предъявлено. Значит, о случившемся в сентябре прошлого года милиционеры до сих пор ничего не знают? При этом правоохранители убеждены, что национальной подоплеки нет. Интуиция у них такая? И давно наши милиционеры стали полагаться на интуицию при расследовании преступлений?

«Начиная с момента возбуждения уголовного дела, не прекращалась работа по выяснению всех обстоятельств произошедшего и роли каждого из участников, которые были установлены еще на первоначальной стадии». То есть все-таки докопались до истины. Но почему тогда до сих пор дело не передано в суд? Ответ на этот вопрос кроется в следующей фразе: «Большое число участников и противоречивость их показаний не позволили закончить расследование в более короткие сроки». Так были установлены роли участников или показания настолько противоречивы, что следствие «плавает» по сей день? Получается, второе ближе к истине. Но почему тогда «…приведенные в СМИ с подачи одной стороны конфликта факты во многом являются надуманными и отражают позицию только этой стороны»? Может, следствие все-таки изложит свою версию? Может, пятеро девятиклассников поставили 40 взрослых парней, вооруженных ножами, на колени и заставили их говорить, что «Кавказ — это слабость», а потом пошли домой, несколько раз упали, после чего оговорили хороших ребят?

Милиционеры не отвечают. Однако делают далеко идущие выводы в отношении родственника пострадавшего подростка, настаивающего на продолжении расследования и наказании виновных: «Приведенные им комментарии сами по себе способны спровоцировать опасную полемику и новые конфликты, теперь уже точно на пресловутой национальной почве». Значит, то, что было в сентябре, это бытовуха, а вот если родители и близкие станут упорствовать, получат настоящую Кондопогу? Вот кто будет виноват!

«Призываем журналистов к более взвешенному подходу, в частности, не придавать конфликту между подростками этнический оттенок, тем самым искусственно нагнетая напряжение в нашем традиционно толерантном регионе», — говорится в комментарии, размещенном на сайте ГУ МВД. Вот оно самое главное — чтоб наш регион не перестал быть традиционно толерантным! Потому и спешат ответственные лица, толком не разобравшись, заявить, что инцидент случился на бытовой почве.

И вот кто тут в большей степени экстремист? Лица с неславянской внешностью, избивавшие саратовских парней и заставлявшие (если это имело место, а правоохранители по истечении восьми месяцев не говорят ни «да» ни «нет») произносить слова, унижающие национальное достоинство? Родители, добивающиеся огласки и справедливости? Средства массовой информации, предавшие факты огласке? А может, милиционеры, покрывающие преступников? Или  учителя, готовые на все, только бы не прогреметь на всю страну в негативном ключе (прощай тогда стимулирующие надбавки!)?

Такое ощущение, что в данном случае милицию назначили крайней. Лицо теряйте, но дело заминайте.

Сам факт любого конфликта с национальным оттенком создает предпосылки для отставки руководителей самых разных рангов. Директор школы не хочет, чтобы о его учебном заведении говорили как о рассаднике экстремизма и межнациональных конфликтов. Правоохранительные органы боятся признаться в том, что они не в состоянии контролировать ситуацию. (Или не контролировать ситуацию лично для них очень выгодно?) То же, только на более высоком уровне, можно сказать про региональную власть. Нет у нас конфликтов на национальной почве, одна бытовуха...

Что в сухом остатке? Средь бела дня в сентябре 2010 года в Саратове произошло массовое избиение школьников. Несколько десятков взрослых парней показывали свою силу пятерым девятиклассникам. Возбуждено уголовное дело по хулиганской (а не экстремистской) статье. Несмотря на то что пострадавшие указали на конкретные (подозреваемые) лица, до сих пор ни один из избивавших не установлен. Потому что, если это произойдет, то будет суд. На нем всплывет все.

Павел Веденеев

Оставить комментарий