Главная / Издания / Спиртные потери

Спиртные потери

Спиртные потери
30 мая 2012

Дмитрий Чернышевский

МК в Саратове

№23 (771) 30.05-6.06.2012

Саратовская водка разделила судьбу саратовской стерляди

Саратов — хлебный край, а где хлеб, там и водка. В Российской империи Саратовская губерния была одним из центров винокурения. В середине XIX века здесь было 17 крупных винокуренных заводов, производивших 3000000 ведер водки в год.

При Брежневе в составе Саратовского ликеро-водочного объединения было 4 крупных завода, из которых один Пугачевский ЛВЗ гнал 800000 литров водки в год. Еще при Аяцкове ликсаровской водкой были завалены все наши магазины. В 2011 г. в Саратовской области водки не выпускали вообще. А на прилавках — что угодно, только не своя водка.

Подарок губернатора

Высочайшее качество элитных сортов водки, производящихся в родовых имениях аристократов Куракиных, Нессельроде, Столыпиных, Голицыных, было таково, что Екатерина II преподносила их в виде ценных подарков коронованным особам Европы. В годы правления губернатора Дмитрия Аяцкова эта традиция была восстановлена, и ДФ любил вручать гостям подарочный набор из нескольких бутылок лучшей ликсаровской водки. Мне он тоже такой подарил — помню, там была «Ярило», «Губернатор Поволжья» и еще что-то. Качество этой подарочной водки было отменным, намного превосходящим то, что продавалось от имени «Ликсара» в саратовских магазинах. Разница настолько бросалась в глаза (или в голову?), что в те годы ходил упорный слух, что конфискованный осетинский контрафакт, вагонами и фурами завозившийся в Саратовскую область, не уничтожали, а передавали на «Ликсар», разливали и отправляли под видом саратовской водки в магазины. А может, просто бродяжили в погоне за левой деньгой, как часто бывает в водочной промышленности, но, в любом случае, продукция «Ликсара» массового розлива популярностью у жителей губернии не пользовалась — отрава.

Золотой век Пипии

При Аяцкове для саратовской водки настал «золотой век». Во главе объединения «Ликсар», ставшего крупнейшим в Поволжье производителем ликеро-водочной продукции, в 1996 г. встал Роман Пипия. Вскоре завод тихо приватизировался — даже журналисты и заинтересованные лица узнали об этом постфактум. Я тогда возглавлял газету «Земское обозрение», Пипия напечатал у нас полагающееся по закону объявление о предстоящем акционировании, а потом «кто-то» скупил весь тираж. При этом в Балтае на закупленном в рамках еще государственного объединения новом оборудовании возник частный ликеро-водочный завод «Бализ». Как говорили, принадлежавший родственникам губернатора. С реализацией производимой продукции тоже не было проблем. Ее продавали через сеть «Облпотребсоюза» в сельской местности («Облпотребсоюзом» руководил брат Д.Ф. Аяцкова — В.Н. Титаев) и сеть фирменных магазинов «Ликсара» в городах, причем во всех районах области администрация требовала, чтобы не менее 40% продаваемой водки (по другим данным, не менее 60%) было ликсаровской.

Естественно, местная «ликерка» в таких условиях росла как на дрожжах. Из-за водки велись криминальные войны (можно вспомнить о покушении на Романа Пипию), другие «конкретные бизнесмены», видя успех Пипии, стремились урвать свою долю, и к 2005 г. на территории региона алкоголь делали на 14 предприятиях, водку производили 5 заводов. Причем не стоит думать, что в бурном росте ликеро-водочной промышленности «виноваты» только темные интересы и коррупционная составляющая. Если такое и было, то это скорее побочное следствие мутного периода 90-х годов, когда приватизация в стране больше походила на грабеж бывшей «общенародной» собственности. У местных властей был вполне конкретный, можно сказать, жизненный интерес к «ликерке», никак не связанный с личными материальными поползновениями.  До 2006 года производители ликеро-водочных изделий, реализующие свою продукцию, платили 20% акцизов в бюджеты своих территорий, а остальные 80% акцизных сборов уплачивались оптовыми продавцами, имевшими статус акцизного склада, по месту нахождения. То есть налоги от водки шли прямиком в местные бюджеты. Причем это были «живые» деньги, что в условиях бартера, неплатежей и проблем с выплатами пенсий и зарплат имело критически важное значение.

В конце 90-х на «Ликсаре» действительно занимались улучшением технологии, разработкой новых марок водки, стремились стать вровень с лидерами алкогольного дела в России. Водки «Хрустальная», «Ярило», настойка «Калиновая с перцем» брали призы, медали и дипломы на выставках. Когда кандидат Саратовского земского союза выиграл выборы в областную думу в 1997 г., победу отмечали за столом, уставленном «Ярилой». Пипия в те годы говорил, что видит конкурента в России только в московском заводе «Кристалл». Замах был большой, планы — наполеоновские. Готовились даже пройти международную сертификацию регистра Ллойда и ввести на «Ликсаре» систему качества ISO9002.

Крах саратовской ликерки

Все это кончилось плохо. В начале 2000-х, во второй срок Аяцкова, Пипия занимался «Зерном Поволжья», а ликерка стала полем чудес для выкачивания средств. Пышным цветом расцвели всякие манипуляции с качеством, народ плевался от ликсаровского пойла, потоком шла осетинская бурда, а закончилось все в 2004 г. внезапным бегством «Ликсара» из Саратовской области с большим «кидком» акционеров, налоговых органов и «Росспиртпрома», которому принадлежало 49% акций «Ликсара».

Тогда начался крах саратовской ликеро-водочной промышленности. В первый год губернатора Ипатова областная казна получила от акцизов на спирт всего 27,6 млн руб. (почти вчетверо меньше того, на что рассчитывала). Общие поступления от «пьяных денег» в бюджеты всех уровней упали с 225 млн руб. в 2003 г. до 163 млн, из которых в область в итоге попало всего 55 млн руб. (в 2003 г. — 122 млн руб.). Беглый «Ликсар» оказался во Владикавказе, а потом в Липецке, распродав заводы (саратовский завод на Чернышевского и аркадакский спиртзавод проданы компании «Волгаспирт», Балашовский ЛВЗ — технической фирме «Контайк», а Пугачевский остался на ОАО «Ликсар» и был обанкрочен).

«Волгаспирт», управлявшийся воронежцами, объявил было о возрождении некоторых ликсаровских марок водки, но одновременно начал активно вывозить алкоголь за пределы региона (тем же занялся и «Бализ»). В Саратове на Новоастраханском шоссе появился было завод московской фирмы «Первый Волжский ВВК» (винно-водочный комбинат) — на площадях проигравшего конкурентную борьбу «Ликсару» «Орфея», но тут грянуло событие, окончательно уничтожившее местную ликеро-водочную промышленность.

В 2006 г. Государственная дума приняла изменения в ФЗ-171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», после которых местный винно-водочный бизнес утратил всякий смысл. Если раньше «пьяные деньги» текли в местный бюджет, то теперь акциз целиком пошел в федеральный бюджет. Одновременно были введены жесткие ограничения на право производства алкоголя: производить спирт могли только предприятия, имеющие не менее 10 млн руб. уставного капитала, а водку — не менее 50 млн руб. В дополнение к этому ввели специальные акцизные марки со штрихкодом, получить который можно было лишь войдя в специальную информационную систему ЕГАИС, что тоже стоило немалых денег.

Выдержать нововведения могли или крупные компании с мощными инвестиционными ресурсами, или производители фальшивой водки. Подорванные крахом «Ликсара» саратовские производители алкоголя не выдержали. В 2006 году объем производства водки и ликеро-водочных изделий в Саратовской области по сравнению с 2005-м снизился на 50%, а выпуск виноградных вин оказался ниже на 85%. В последующие годы прекратил производство «Волгаспирт». В 2010-2011 гг. водку производили ООО «Винно-водочный завод «Ртищевский» и «Первый Волжский винно-водочный комбинат», вина — ООО «Бахус», «Юг-2000», «Торговый дом «Грифон». В 2012 г. остались только «Первый Волжский ВВК» и «Грифон», хотя в списке производителей все еще числятся 10 организаций. Водку в Саратовской области не делают вообще. Можно сказать, что некогда знаменитая отрасль умерла. Монополизация водочного дела ставленниками Аяцкова, которые еще при нем увлеклись сомнительными операциями в других сферах и обескровили отрасль, а затем попросту сбежали, и изменение федерального законодательства сделали свое дело.

Саратовский брендопад

Регион понес  существенные финансовые потери. Пить при этом саратовцы меньше не стали. По данным Саратовстата, потребление спиртного в губернии составляет 5,1 литра на человека. Это немало — в Приволжском федеральном округе максимальные показатели в Кировской области (8,2 литра), а самые низкие — у наших соседей в Ульяновской (4,7 литра на душу). В структуре потребления саратовцев доминируют водка (51,7%), ликеро-водочные изделия и пиво (28,2%). Доля вин, коньяков, шампанского и слабоалкогольных напитков составляют всего 20%. На прилавках сплошь завезенный товар. Те, кто побогаче, пьют «Белугу» (от 1 тысячи рублей бутылка, а в праздничной упаковке — вообще 4,5 тысячи), простой народ травится осетинским пойлом. При этом минимальная цена на бутылку все время растет. С 1 июля 2012 г. по принятым поправкам к Налоговому кодексу только акциз на минимальную по стоимости пол-литровую бутылку водки составит 60 руб. Сейчас самая дешевая водка не может стоить меньше 98 руб., с июля она подорожает на 10-15%, а в 2013 г., когда акциз на алкоголь увеличится до 400 руб. за литр спирта, водка будет стоить не меньше 150 руб. И не остановится на этом — в 2014 г. акциз подскочит до 500 руб. за литр спирта, что вызовет новый рост цен.

Саратовские активисты общества трезвости радуются этому, считая, что никакого перехода на самогон не произойдет и вообще горбачевская антиалкогольная кампания была благом. Историки только покачивают головами — сухой закон в России еще никогда ни к чему хорошему не приводил, зато дважды — при Николае II и при Горбачёве — был одной из главных спусковых пружин гибели государства. Будут ли гнать самогон? Его и сейчас гонят, тем более что наказания за самогоноварение не существует. Дело нехитрое, любому мужику знакомое. Для тех же, кому лень возиться с самогонными аппаратами, подойдет рецепт моей питерской тетушки. Жена известного профессора географии, в начале 90-х, не имея средств на покупку качественного алкоголя, приобретала дешевую Russian Vodka в алюминиевых банках и дважды очищала ее через обыкновенную промокашку в два слоя между которыми насыпался толченый активированный уголь. Получалось очень неплохо.

А все-таки саратовскую водку жалко. Бренд, бытовавший от времен Нессельроде и князя Вяземского, исчез. А ведь в Европах местные сорта вин — едва ли не предмет национальной гордости и приманка для туристов. Саратовская водка разделила судьбу саратовской стерляди, которая осталась только на региональном гербе. Впрочем, с другими символами нашей области — ничуть не лучше. Саратовский калач остался только в воспоминаниях, саратовская гармошка на ладан дышит, саратовских самолетов и холодильников тоже больше нет. Да и сам Саратов «столицей Поволжья» больше никто не называет. Грустно-с.

Дмитрий Чернышевский

Оставить комментарий