Главная / Издания / Физики против лириков?

Физики против лириков?

Физики против лириков?
19 февраля 2014

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№8 (861) 19.02.2014

Выпускников саратовских школ ожидает дополнительный ЕГЭ

От образовательных новшеств у школьников и их родителей уже идет кругом голова, но тем не менее инициативы и предложения продолжают поступать. В начале февраля началась круговерть, связанная с ЕГЭ. Сперва было озвучено предложение отменить обязательный экзамен по математике, через несколько дней, словно в пику новаторам, появилась инициатива ввести в линейку обязательных ЕГЭ физику. Причем в отношении этой дисциплины обсуждение ведется уже не первый год, и есть основания предполагать, что рано или поздно всем одиннадцатиклассникам придется объяснять, как работают законы сохранения импульса и сохранения механической энергии. В Саратовской области физику для сдачи ежегодно выбирают примерно 23-26% выпускников школ.

«Царица наук» в опале

В первых числах февраля окончательно проснувшиеся после новогодних каникул народные избранники огорошили широкую общественность неожиданной инициативой: вывести ЕГЭ по математике из списка обязательных для сдачи предметов. Предложение озвучил глава комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике Виктор КРУГЛЯКОВ, пояснив, что лучше экзамен по математике сделать добровольным, поскольку чаще всего школьники проваливают именно эту дисциплину. Кругляков выразил уверенность, что исключение математики из списка обязательных для сдачи предметов позволит сделать экзамен более честным. Как? Да очень просто. Логика, по мнению главы комиссии, простая: директора школ считают себя обязанными выдать аттестат выпускнику 11-го класса, поэтому велика вероятность завышения баллов. Если же сделать «царицу наук» предметом по выбору, то от этого выиграют как школьники (чем больше добровольный выбор, тем меньше стресса), так и сама математика — ее будут изучать более качественно. Правда, депутат не потрудился пояснить, как связаны «добровольность» сдачи экзамена и качественное преподавание дисциплин в школе.

Несмотря на то что предложение является явно популистским, педагогическая общественность принялась рьяно его обсуждать. Одни активно поддержали московского депутата, указывая на то, что большинство выпускников все-таки выбирают гуманитарные специальности, для изучения которых математика не нужна, другие высказали опасения, что если математика перестанет быть обязательной для сдачи, то ею практически перестанут заниматься в школах. Ведь ни для кого не секрет, что уже в средней школе учеников начинают «натаскивать» на сдачу ЕГЭ. И если математика неожиданно выпадет из обоймы, учителя действительно будут уделять ей минимум времени. Дебаты прекратил министр образования РФ Дмитрий ЛИВАНОВ, заявив, что отмена обязательного ЕГЭ по математике не планируется.

В Саратовской губернии в прошлом году во время основного периода сдачи не справились с математикой 1716 школьников (общее число выпускников, сдававших ЕГЭ, составило 14 тыс. 724 человека). Но тем не менее к идее отмены обязательного экзамена по математике педагоги относятся отрицательно.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Виктор ГУСЯТНИКОВ, профессор, доктор физико-математических наук, завкафедрой прикладной математики и информатики Саратовского социально экономического института РЭУ им. Г.В. Плеханова:

— Отменять обязательный экзамен по математике нельзя, поскольку математика необходима всем, в том числе и гу­­ма­ни­тариям, которые планируют стать социо­ло­гами, психологами, экономистами. Да и всем остальным знание этой науки будет не лишним, ведь математика — это фитнес для ума, то есть идеальный тренажер для развития интеллекта, аналитических, дедуктивных способностей. Эта дисциплина также улучшает способность концентрироваться, память и усиливает быстроту мышления. Если мы отменим обязательный ЕГЭ по математике, как мне кажется, ситуация станет хуже в плане образованности молодого поколения. И кроме того не следует забывать, что ЕГЭ по математике на сегодняшний день один из самых продуманных и отлаженных, с качественными и хорошо зарекомендовавшими себя заданиями.

Того же мнения придерживается профессор СГУ, доктор физико-математических наук Александр ШАПОВАЛОВ:

— Как можно убрать из обязательных экзаменов математику? — удивляется Александр Степанович. — Тогда выпускники вообще не будут к ней готовиться и, следовательно, не будут ее знать. Такие инициативы, как мне кажется, возникают от недомыслия.

Чем больше, тем лучше?

Отстоять честь математики, а также других точных наук решила Ольга КАШИ­РИНА, генеральный секретарь Рос­сий­ского союза ректоров. Спустя несколько дней после предложения мосгордумовцев генеральный секретарь вспомнила о давно обсуждаемой идее: ввести в число обязательных ЕГЭ физику. Правда, обосновала свое предложение довольно неожиданно. «До 400 тысяч школьников-олимпиадников ежегодно выбирают физику, и их выбор поддерживают родители. Значит, большая часть общества готова к введению обязательного ЕГЭ по физике», — сделала вывод Ольга Каширина. Не ясно, как можно делать выводы о «большей части общества», если в потоке абитуриентов, согласно данным Минобрнауки РФ, олимпиадники составляют не более 5%.

Тем не менее разговоры о физике как обязательном экзамене ведутся не первый год. Впервые тема была затронута в 2010 г., и ее поддержал ряд ректоров российских вузов. Так, Петр ЧУБРИК, ректор Национально-исследовательского Том­с­кого политехнического университета, заявил, что школьники должны сдавать шесть обязательных ЕГЭ вместо двух (на сегодняшний день это русский язык и математика). Список обязательных предметов, по мнению ректора, должны пополнить физика, химия, биология и история, что позволит повысить уровень знаний будущих студентов. Прошлым летом замглавы комитета Госдумы РФ по науке Михаил ДЕГ­ТЯ­РЁВ снова вспомнил о незаслуженно за­­бытой точной науке и предложил сделать физику обязательным предметом при сдаче ЕГЭ. Против подобной идеи активно выступил ректор Московского городского педагогического университета Игорь РЕМОРЕНКО, назвав идею непродуманной и высказав опасения, что предложение сделать физику обязательным предметом при сдаче ЕГЭ приведет к тому, что пострадают абитуриенты, выбравшие гуманитарные и творческие специальности. Зато преподаватели и ректоры технических вузов высказались однозначно «за» физику.

Вероятность того, что физика все же победит, пусть не сегодня, но в самое ближайшее время, очень высока, поскольку чиновники Минобрнауки неоднократно говорили о необходимости привлечения абитуриентов в технические вузы. Причем дело не ограничивается только разговорами: последние пять лет в вузах постепенно снижается количество бюджетных мест на гуманитарные специальности, зато повышается на инженерно-технические.

— Как учитель физики в прошлом я выступаю за введение обязательного ЕГЭ по этому предмету, хотя понимаю, что это дело не одного года, поскольку к экзамену нужно готовить не только учеников, но и учителей, — высказывает свое мнение Марина ЕПИФАНОВА, министр образования Саратовской области. — Основное назначение физики — прикладной характер. Каждый грамотный человек, окончивший школу, обязан знать эту науку. Без физики никуда, и тому есть масса бытовых примеров. Скажем, каждый человек должен элементарно знать, куда наклоняться в момент резкого торможения транспорта.

К слову, сама Марина Анатольевна ежегодно сдает ЕГЭ по физике (проходит тест в интернете) и показывает довольно высокие результаты, набирая 70 баллов.

Желательно? Обязательно!

Тем не менее можно вспомнить, что в советские времена выпускники школ сдавали выпускные экзамены по семи предметам, в конце 90-х — пять выпускных экзаменов (три на выбор ученика), а потом еще проходили вступительные испытания в вузы. Поэтому можно с полным правом сказать, что сегодняшним школьникам повезло: мало того что они сдают всего два обязательных экзамена, так результаты этих экзаменов являются еще и «пропуском» в вузы. Об этом советским выпускникам и детям перестроечных времен можно было только мечтать. И возможно, идея об увеличении обязательных ЕГЭ хотя бы на один предмет не так уж и опасна?

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Александр ШАПОВАЛОВ, доктор физико-математических наук, профессор, завкафедрой прикладной физики СГУ им. Н.Г. Чернышевского:

— Оставив физику среди тех предметов, которые выпускник выбирает для сдачи экзамена добровольно, мы тем самым отрезаем ему возможность поступления в технические вузы. Ведь в этом возрасте молодые люди еще не осознают, какое им нужно образование, выбирают ЕГЭ по обществознанию, который полегче, и отправляют документы в пять вузов на три направления. А потом выясняется, что на многие специальности путь закрыт. Как быть с гуманитариями, слабыми в точных науках? Все равно пусть сдают! Даже если школьник получит минимальный балл, знания по предмету у него останутся. Математика и физика идут рука об руку, поэтому я считаю, что если выпускники школ сдают обязательной математику, то и обязательный ЕГЭ по физике тоже должен быть.

Но сказать, что школьники не любят физику, было бы в корне неверно. В прошлом году из 14 тыс. 724 школьников Саратовской губернии, сдававших ЕГЭ, 3 тыс. 900 человек выбрали в качестве добровольного экзамена физику, по популярности эта дисциплина стоит на втором месте (на первом по-прежнему остается экзамен по обществознанию — его выбрали 9 тыс. 882 ученика). Правда, завалили предмет, не сумев набрать минимальных 36 баллов, 341 человек.

— Считаю, что чем больше экзаменов, тем лучше, — высказывает свое мнение Вячеслав ЮРКО, доктор физико-математических наук, профессор, завкафедрой математической физики и вычислительной математики СГУ им. Н.Г. Чер­ны­шев­ского. — Было бы неплохо дополнительно сдавать физику, в этом случае выпускники получили бы возможность поступить на физико-математические специальности. Конечно, ЕГЭ правильно критикуют, это безобразная система оценки знаний, но если уж она есть, то пусть больше сдают — тогда и знаний будет побольше. А то получится как в старом анекдоте: «Ученик, расскажите, как течет ток по проводам? — С божьей помощью, учитель! — Верно, садись, пять».

Тем не менее к идее увеличения экзаменов психологи относятся настороженно, указывая, что подобные образовательные «ужесточения» могут добавить и так перегруженным школярам дополнительный стрессовый фактор.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Марина МИХАЙЛИНА, кандидат со­­циологических наук, завкафедрой со­­ци­ологии и психологии СарИПКиПРО:

— Расширение списка обязательных для сдачи экзаменов автоматически увеличивает нагрузку на школьников. И опять, почему должна быть обязательной история, а не иностранный язык? Почему физика, а не биология? Здесь требуется серьезное обоснование, почему выбран тот, а не иной предмет. Нужно обосновать это с точки зрения востребованности специальностей на рынке труда, иначе можно расширять список обязательных экзаменов до бесконечности, и каждый будет тянуть в свою сторону, а дети у нас не «резиновые». Конечно, такие ини­циативы не украсят жизнь стар­ше­клас­­сников, по­­скольку создадут допол­ни­тель­ную стрес­­совую ситуацию к той, которая существует уже сегодня.

Однако федеральные чиновники от образования решили не останавливаться на достигнутом. Как сообщил министр образования РФ Дмитрий ЛИВАНОВ, ито­говое сочинение вернется в школы уже в 2015 г., в скором времени будет рассмотрена возможность введения обязательного ЕГЭ по истории, а еще через несколько лет появится обязательный экзамен по иностранному языку.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий