Главная / Издания / Последний перелёт

Последний перелёт

Последний перелёт
15 апреля 2014

Антон Краснов

МК в Саратове

№16 (869) 16.04.2014

80 лет назад наш земляк, полярный ас Иван Доронин отличился в легендарной операции по спасению челюскинцев

Первая ассоциация с праздником общегосударственного значения, приходящимся на апрель и имеющим прямое отношение к авиации, разумеется, День космонавтики. Но в этом году нам должен сниться не только рокот космодрома: есть ещё одна историческая дата, юбилей которой приходится на этот весенний месяц. 13 апреля 1934 г., ровно 80 лет назад, завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике.

О челюскинцах так или иначе слышал каждый. Что-то героическое и что-то, кажется, во льдах Арктики — на большую конкретику, как показывает опыт, расщедриваются немногие.

А между тем на тот момент, в грозный 1934 год, значение данной спасательной операции было расценено как столь колоссальное, что именно за неё 16 апреля 1934-го учреждено звание Героя Советского Союза. Что было сделано? Напомним, семеро советских лётчиков в немыслимых условиях забрали со льдов Берингова моря и доставили на материк экспедицию легендарного полярного исследователя Отто ШМИДТА.

Проще говоря, сделано невозможное.

В Советском государстве того периода вообще было принято действовать через не могу. Именно по этому принципу была фактически завершена в 1933-м жесточайшая крестьянская реформа, именно по этому принципу построен открытый в том же году Беломорканал; именно так в 1932-м пущена легендарная ДнепроГЭС. Но даже на столь серьёзном фоне операция, о которой идёт речь, выделилась. Наверное, потому, что для реализации гигантских сталинских строек потребовались великие коллективные усилия (и не все они, мягко говоря, были по­ощрены), а в случае с челюскинцами герои были налицо, герои названы по именам, и героизм этот был таким же ярким, как самое мощное северное сияние.

Есть один фактор, по которому Саратовская область должна особенно бережно помнить, благодаря кому учреждено звание Героя Советского Союза. В минувшем году фактически незамеченными прошли два скромных юбилея: в октябре отметили 250-летие села Каменка, что в Пугачёвском районе; в ходе торжеств многократно упоминалось имя ещё одного юбиляра — Ивана ДОРОНИНА, родившегося в Каменке в 1903 г. Иван Васильевич был одним из тех семи полярных асов, кто спас челюскинцев и 23 июня 1934 г. в Кремле получил из «всесоюзного старосты» КАЛИНИНА орден Ленина и «Золотую Звезду» героя.

Сжав «Челюскин»

Небольшая преамбула. В начале 30-х крайне актуально было доказательство пригодности Северного морского пути для снабжения Сибири и Дальнего Востока всем необходимым. В 1932-м за одну навигацию Севморпуть преодолел ледокол «Александр Сибиряков», и теперь такая же задача ожидала пароход «Челюскин» — пусть с укреплённой обшивкой, пусть построенное по особому заказу, но грузовое, а не специализированное, как «Сибиряков», судно.

12 июля 1933 г. «Челюскин» вышел из Ленинграда. В ноябре он попал во льды, в тисках которых пустился в трёхмесячный дрейф, а 13 февраля 1934-го был раздавлен и затонул. Вот как описывает тот роковой день сам Отто Шмидт: «Через два часа всё было кончено. За эти два часа организованно без единого проявления паники выгружены на лёд аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолёт и радио. Выгрузка продолжалась до того момента, когда нос судна уже погрузился под воду. Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними, за несколько секунд до полного погружения». Руководители — это сам Шмидт и капитан корабля Владимир ВОРОНИН.

На лёд сошли 104 человека — 92 мужчины, 10 женщин и два ребёнка (!), один из которых родился уже на борту «Челюскина» (кстати, этот новоиспечённый «челюскинец», 80-летняя Карина ВАСИЛЬЕВА, до сих пор живёт в Петербурге. Авт.). Сразу же на континент отправлена радиотелеграмма, и на следующий день в Москве была создана правительственная комиссия по спасению потерпевших крушение челюскинцев. Скоро стало ясно: в создавшемся положении надежда на спасение может возлагаться лишь на авиацию.

Впрочем, и в неё верили немногие. В частности, в преддверии спасательной операции наши друзья на Западе, как это водится и сейчас, не скупились на щедрые прогнозы или даже констатацию заведомо трагических фактов. Так, берлинская газета «Фелькишер Беобахтер» писала, что меры по спасению челюскинцев поспешны и плохо спланированы, а значит «…самолеты отправляются на верную гибель, их ждёт обледенение». «Прагер пресс» (Чехословакия) упирала не на организацию спасательных работ, а на климат: «…спасение при помощи самолётов невозможно <…> Время года противодействует полётам: туманы, метели, сильные ветры» и т. д. Но решительно все западные СМИ превзошла датская «Политикен», которая опубликовала… некролог руководителю экспедиции «Челюскина»: «На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого ещё никто не мог победить. Он умер как герой…»

Датчане писали со всей мерой ответственности за экспедицию: всё-таки «Челюскин» был построен на верфях в Копенгагене… Однако они ошибались.

Семеро смелых и льдина

Почти месяц советские полярные асы не могли найти в тумане дрейфующую в Беринговом море льдину с лагерем челюскинцев. Первым это удалось — с 29-й (!) попытки — экипажу Анатолия ЛЯПИДЕВСКОГО на самолёте АНТ-4. Сам факт того, что он сумел в сорокаградусный мороз приземлиться на эту льдину — площадку размером 150 на 400 метров, — настоящий подвиг. Лётчик взял на борт двенадцать человек (как раз женщин и детей) и благополучно доставил их на континент. В следующий рейс Ляпидевский оказался менее удачлив: отказал двигатель и полярный ас поневоле пополнил лагерь челюскинцев.

Впрочем, к спасательной операции подключились другие лётчики: помимо нашего земляка Доронина и Ляпидевского, это Маврикий СЛЕПНЕВ, Василий МОЛОКОВ, Николай КАМАНИН, Михаил ВОДОПЬЯНОВ и Сигизмунд ЛЕВАНЕВСКИЙ. Лётчики совершили двадцать четыре успешных рейса и вывезли всех до единого полярников.

…Чтобы подключиться к операции спасения челюскинцев, Иван Доронин совершил умопомрачительный перелёт по маршруту Хабаровск — Ванкарем (посёлок на побережье Чукотского моря, куда эвакуировали со льдины челюскинцев. Авт.). Этот перелёт сопровождали удивительные факты. В Анадыре Доронин и Водопьянов приняли решение не следовать вдоль побережья Чукотского моря, а пойти напрямую над Анадырским плоскогорьем. Это сокращало расстояние до Ванкарема вдвое, но любая неполадка была чревата гибелью: самолёт попросту разбился бы о ледяные пики (а вот, к слову, Николай Каманин, при всей его неоспоримой смелости, не рискнул пойти на подобный шаг). Воздушное судно болтало так, что оно мгновенно теряло высоту, разом на несколько сот метров, а неизгладимые впечатления пилотов усугублялись плотной метелью и сильнейшим встречным ветром.

Наконец, 11 апреля 1934 г. Доронин прибыл в Ванкарем: маршрут протяжённостью в 5860 километров в условиях, при которых в воздух не рискнул бы подняться ни один куда более совершенный летательный аппарат, нежели доронинский ПС-3, 30-летний ас одолел за три с половиной недели. Разумеется, с учётом ожидания хорошей погоды, которое — как раз в Анадыре — растянулось на шесть дней. 12 апреля он уже приземлился на льдине, а 13-го лётчики поставили жирную точку в существовании лагеря челюскинцев, эвакуировав оттуда последних полярников.

…Признаться, был соблазн озаглавить этот текст, к примеру, «Северное сияние мужества». Это было бы вполне в духе советских газет того времени. Вот, к примеру, как писал главный редактор «Правды» Лев МЕХЛИС: «Мощный голос всей страны от чистого сердца воспевает героизм советских лётчиков и титаническую работу, проделанную партией (!) и правительством, чтобы спасти челюскинцев. В тундре чукчи слагают песни о бесстрашных водителях воздушных кораблей…» и так далее.

Ладно. В каждом деле бывают перегибы — в  особенности таком интересном, как дело государственной пропаганды. А теперь оставим иронию.

20 апреля 1934 г. был издан указ о присвоении звания Героя Советского Союза семи пилотам, спасшим команду и научную экспедицию «Челюскина». Звезду № 001 получил Ляпидевский. Вот как сам он вспоминает о торжественном приёме, который был дан в Георгиевском зале Кремля в честь первых Героев Союза: «…И вдруг поднимается из-за стола СТАЛИН и направляется прямо ко мне. В руках у него бутылка с вином и большой бокал. Подошёл, остановился рядом. Мы, естественно, вскочили, вытянулись в струнку. А он говорит:

— Раз торжество, так надо пить не нарзан, а вино: пью за ваше здоровье!

Мне передал бокал и стоит с бутылкой в руках. Я забеспокоился:

— Как же так, Иосиф Виссарионович, а вы из чего будете пить?

— Ничего, я из бутылки выпью.

И действительно шутливо приложился к горлышку.

Повернулся Сталин и к Доронину:

— Выпью и за тебя…»

Иван Доронин: человек, за которого пил Сталин

Наш земляк, конечно, стоил подобного внимания главы государства.

Иван Васильевич родился в крестьянской семье в селе Каменка 5 мая 1903 г. Он учился в обычной школе в Балакове, а затем прошёл обучение в Высшей школе красных морских лётчиков в Севастополе, которую окончил в 1925-м: «Годен к полётам как инструктор, разведчик, истребитель и пилот тяжёлых машин», — было написано в его выпускной характеристике. В 1930-м Доронин перешёл в гражданскую авиацию и был командиром транспортного самолёта на линии Иркутск — Якутск — Бодайбо (недаром в Иркутске его до сих пор, и справедливо, считают своим). С именем Доронина связаны изыскания авиатрассы из Иркутска на Колыму. Именно ему первым удалось установить прямую воздушную связь между Иркутском и колымским Среднеканом. Правительство Якутии преподнесло лётчику наградное ружье, на прикреплённой к прикладу которого серебряной пластине было выгравировано: «За первый исторический перелёт».

Впоследствии были в жизни Ивана Доронина и испытания новых серий самолётов в годы Великой Отечественной войны, и другие серьёзные свершения. Но в историю он навсегда вошёл именно в составе великолепной семёрки асов, спасших челюскинцев.

Антон Краснов

Оставить комментарий