Главная / Издания / Завтра туриста

Завтра туриста

Завтра туриста
12 августа 2014

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№33 (885) 13.08.2014

Саратовцы выбирают недорогие автобусные путешествия

Несмотря на многочисленные «горячие» зарубежные туры, которые турфирмы предлагают в конце лета, многие саратовцы всё равно упорно выбирают местом отдыха Черноморское побережье Кавказа. Или Крым, куда теперь можно добраться минуя границы и таможенные посты.

Самый экономичный вариант тура — автобусный уже не первый год пользуется повышенным спросом у саратовцев. Граждан не пугают ни длительные переезды, ни ночёвка в автобусе, ни отсутствие бытовых удобств — главное дёшево и быстро. В предложениях и особенностях этого вида отдыха разбирался «МК» в Саратове».

Отдых на колёсах

Автобусный тур — весьма специфический вид отдыха. И съездив однажды в такое путешествие, турист либо станет горячим поклонником данного вида передвижения, либо будет вспоминать о поездке с ужасом и отговаривать всех знакомых.

Рекламными объявлениями «Автобусом — к морю!», «Отдых в Лазаревском за 5 тысяч рублей», «Дешёвые автобусные туры в Крым» обклеены остановочные павильоны, а улыбчивые юнцы раздают прохожим красочные листовки с многочисленными «автобусными» предложениями. Цены, действительно, приятно удивляют. Конечно, путёвки за пять тысяч рублей были раскуплены ещё в июне, в июле и августе стоимость отдыха в Кабардинке, Анапе, Геленджике или Лазаревском значительно повышается. Однако эта маленькая хитрость позволяет турагенствам привлечь внимание саратовцев, жаждущих экономного отдыха.

Обзвонив десяток местных туристических агентств (почти каждое из них предлагает автобусные туры к морю и лишь немногие расширяют географию), выясняю, что наиболее активным спросом пользуется отдых на Черноморском побережье Кавказа. Автобусные туры включают в себя проезд до курорта, проживание и, по желанию, питание. Хотя чаще всего о питании нужно договариваться уже на месте. Большинство туров десятидневные, но из дней отдыха нужно вычесть двое суток, которые приходятся на время в пути. Дорога до Кабардинки или Анапы занимает в среднем 24-25 часов (примерно столько же, сколько и на поезде), каждые 3-4 часа производятся остановки, а в автобусах, как обещают в турфирмах, есть всё необходимое для комфортного отдыха: кондиционеры, телевизоры, удобные кресла.

Правда, на саратовских форумах можно встретить жалобы возмущённых туристов, которые рассказывают о сломавшихся кондиционерах, путанице с местами (заказывали в середине салона, а посадили почему-то в «хвосте» автобуса, где трясло всю дорогу) и прочих мелких неприятностях, подпортивших отдых.

При покупке тура нужно выбрать гостиницу или пансионат — от того, будут ли в номере удобства или же придётся бегать в один-единственный душ на этаже, зависит стоимость. К примеру, в Геленджике «автобусников» принимают пансионат «Строитель» и гостиница «Плеяда». В зависимости от выбора меняется и цена: в «Плеяде», имеющей бассейн на территории, двухместный номер без кондиционера с удобствами на этаже обойдётся в 7650 руб. с одного человека, двухместный с удобствами — 10500 руб. (стоимость указана на середину-конец августа). В пансионате «Строитель» все номера имеют удобства на этаже, зато есть столовая и кухня для самостоятельного приготовления еды. Двухместные и трёхместные номера практически не отличаются по цене и стоят в конце августа 7600-7300 руб. с человека.

В Лазаревском можно заселиться на турбазе, в домиках без удобств примерно по той же стоимости, в Анапе номера «эконом» есть в цокольном этаже одной из гостиниц, зато все комнаты имеют удобства и кондиционеры. Стоимость десятидневного тура примерно та же — 7500-7600 за двухместный номер в конце августа.

Крымский маршрут

Крым — новое направление пляжного отдыха, которое уже активно осваивают турфирмы. Правда, в Саратове пока не так много предложений по автобусным турам в Тавриду, да и предоставляют их лишь несколько агентств. Дорога в Крым занимает около 27 часов, на Керченской переправе туристические автобусы проходят вне очереди и граждане (как утверждают в турфирмах) ожидают парома не больше 1,5 часа.

Гостиниц, работающих по автобусным турам, пока не очень много: три в Судаке, одна в Феодосии и одна в центре Ялты. Стоимость тура с проживанием — в среднем 10-13 тыс. Но в августе саратовских туристов принимает лишь ялтинский пансион «Малахит». Как признаются менеджеры одного из турагенств, это объясняется предпочтениями наших граждан: для большинства саратовцев Крым — это Ялта, и отдыхать они желают только на южном берегу полуострова, игнорируя его восточную часть. Первые заезды в начале лета были и в Судак, и в Феодосию, но потом группы перестали набираться и агентства отменили программы с проживанием в вышеуказанных городах полуострова.

Ялтинский пансионат «Малахит» имеет все номера с удобствами (без кондиционера, зато с вентилятором), бассейн на территории, возможность предоставлять обеды и ужины (за дополнительную плату 3650 руб. с человека за один заезд), вот только располагается пансионат почти в километре от городского пляжа. Стоимость однокомнатного двухместного номера составляет 13800 руб. в августе, двухкомнатного двухместного — 14500. Отдых довольно дешёвый, если учесть, что в такую же стоимость встанет билет на самолёт в Крым и обратно, без проживания. Но опять же годится лишь для тех, кто может выдержать в автобусе больше суток.

Ещё один немаловажный нюанс: автобусные туры не подходят для туристов, путешествующих в одиночку. В гостиницах и пансионатах Черноморского побережья Кавказа для «автобусников» очень мало одноместных номеров: хочешь жить один — оплачивай номер по двойному тарифу. В Крыму из пяти заявленных отелей лишь в судакской гостинице «Сурож» имелись одноместные номера, все остальные подобную услугу не предоставляют. Поэтому, если отдыхающий готов делить номер, пусть и двухместный, с малознакомыми людьми, автобусный тур станет приятным путешествием на море, а не тяжёлым испытанием.

Интересно, что в этом году также перестали пользоваться спросом и несколько автобусных туров в Абхазию, с отдыхом и путешествием по святым местам (Новоафонский монастырь, собор в с. Лыхны, храм в с. Моква, собор в Пицунде). Стоимость туров составляла от 15 до 20 тыс. руб. и включала отдых на море. Но, видимо, саратовские туристы предпочитают отдыхать в Абхазии самостоятельно. Такая же ситуация и с отдыхом на Азовском море. Автобусом из Москвы можно было добраться до Ейска и станицы Должанская и отдохнуть там буквально за копейки, но в этом году направление на Азовское море было закрыто из-за низкого спроса.

Сэкономить на Европе

Однако автобусные туры — это не только поездка на море. Они включают в себя паломнические туры по святым местам России, ознакомительные туры, к примеру, в Казань, Москву или Санкт-Петербург, а также туры в Европу. Как говорят в саратовских турагентствах, те путешественники, которые выбирают на пляжный, а активный экскурсионный отдых, причём по довольно экономичной цене, едут в Европу на автобусе. И хотя таких в Саратове пока не очень много, тем не менее автобусный «европейский» туризм набирает популярность. Такая же ситуация и по всем российским регионам: если в 2012-2013 г., согласно данным Ассоциации туроператоров России, интерес к выезду за границу у россиян снизился на 15-25%, то автобусные поездки не только не утратили популярности, но даже привлекли новых клиентов.

Несмотря на заявленные автобусные туры в Европу прямо из Саратова (о чём можно прочитать на интернет-сайтах нескольких местных турфирм), в реальности поехать «галопом по Европам» можно только из Москвы или Санкт-Петербурга. Именно там формируется группа туристов из различных регионов.

Но цены, действительно, приятно удивляют. Дешевле всего обойдётся путешествие в Польшу, Чехию или Германию (250-300 евро за шесть-восемь дней). Если приобрести автобусный тур, совмещённый с железнодорожным переездом, и добраться до Бреста или Берлина на поезде, стоимость тура увеличится примерно на 30%. Возможно, именно поэтому многие туристы, стараясь сэкономть, берут только автобусные туры.

К примеру, популярный восьмидневный автобусный тур «Европейский калейдоскоп» позволяет охватить Берлин, Амстердам, Париж и Прагу. Все обзорные экскурсии бесплатные, оплатить потребуется лишь входные билеты в музеи, замки и на выставки. При желании можно взять экскурсию за дополнительные 30-50 евро. За восемь дней туристы успевают прогуляться по нескольким столицам, а на обратном пути ознакомиться с Прагой. Три ночи придётся провести в автобусе, ещё пять — в отелях. Стоимость тура составляет 395 евро (18,9 тыс. руб.), плюс дополнительно 4 тыс. руб. — виза и топливный сбор. Тем не менее такое путешествие встанет в три раза дешевле, чем эконом-тур во Францию, чья стоимость этим летом составляет от 850 до 1400 евро на человека.

Однако за дешевизну и калейдоскоп впечатлений придётся заплатить дискомфортом от длительных переездов (в том числе и ночных) и бытовыми неудобствами. Обычно автобусы, следующие в европейские автотурне, отправляются из Москвы рано утром, и первый день уходит на то, чтобы добраться до Беларуси и следом Польши. Переезд составляет почти 2 тыс. километров и переходит на следующие сутки, где ещё 120 километров отводится на дорогу до Берлина — именно там чаще всего бывает первая остановка. Можно ли, проехав такое расстояние в автобусе, не приняв душ и не отдохнув в отеле, пешком обойти главные достопримечательности известного немецкого города — сказать сложно. Практически во всех автобусных турах на обзорную экскурсию по городу даётся минимум времени — 2-2,5 часа (либо выделяется свободный день для самостоятельных прогулок), ночевать предлагается в маленьких, не самых «звёздных» отелях на окраине города, что серьёзно затрудняет вечерний и ночной променад.

Интересно, что в последнее время туроператоры всё чаще отказываются от неудобных для путешественников ночных переездов. Но этот, на первый взгляд, плюс оборачивается минусом: экскурсии по городам становятся короче (поскольку время потрачено не на переезд, а на ночёвку в отеле), помимо этого стоимость тура немного увеличивается. Тем не менее, как говорят эксперты, у автобусных туров хорошие перспективы. Учитывая снижение доходов населения и рост евро, полноценные авиатуры становятся многим просто не по карману. Особенно если ехать в путешествие всей семьёй. Зато не очень удобная, но дешёвая поездка на автобусе будет хорошей альтернативой дорогим турам. Правда, всегда нужно помнить о том, что автобусный экскурсионный туризм в два раза опаснее железнодорожного и в четыре раза — авиационного.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий