Главная / Издания / Прагматический расчёт Сергея Лисовского

Прагматический расчёт Сергея Лисовского

Прагматический расчёт Сергея Лисовского
27 августа 2014

МК в Саратове

Не секрет, что нынешние геополитические процессы оказывают серьёзное влияние на экономические реалии РФ. А если ещё конкретнее, то промышленная, налоговая, финансовая, экономическая политика в России формируется с учётом пресловутых санкций коллективного Запада и контрсанкций российского руководства. Страна обладает существенным потенциалом импортозамещения, однако положение дел таково, что прямо здесь и сейчас могут потребоваться высвобождение всех ресурсов, мобилизация всех активов, которыми обладает отечественная экономика.

Экспертное сообщество и элиты ищут механизмы и технологии, при помощи которых процессы импортозамещения могут быть ускорены. И если в продовольственном и сельскохозяйственном секторах процент собственной продукции весьма высок, то в промышленности, в машиностроении, в особенности в их высокотехнологичном сегменте, объёмы отраслевого импорта огромны. О ситуации с импортозамещением и техническим перевооружением отрасли в России и конкретно в Саратовской области «МК» в Саратове» рассказал региональный министр промышленности и энергетики Сергей ЛИСОВСКИЙ.

 

Базовые принципы импортозамещения

С 13 по 17 августа в Москве проходил международный форум «Технологии в машиностроении-2014». По мнению Сергея Лисовского, на этом форуме были очень чётко определены базовые принципы, по которым следует претворять в жизнь программу импортозамещения. «Первый базовый принцип — об импортозамещении следует говорить только применительно к оборонно-промышленному комплексу. В отношении гражданской продукции следует иметь в виду повышение уровня отечественных производителей на внутреннем рынке. Второй принцип — импортозамещение должно основываться на применении новых технологий и конструктивных решений», — рассказал Сергей Михайлович.

События на Украине — только повод для решения вопросов технологической изоляции России, полагает министр. Эта кампания началась примерно четыре года назад, когда на Западе почувствовали, что Россия набирает силу. «В настоящее время руководством страны подготовлена и утверждена программа проведения работ по импортозамещению. Её детали не раскрываются, но могу сказать, что в ней принимают участие и предприятия регионального ОПК», — отметил глава областного Минпромэнерго.

— Сергей Михайлович, тиражируется обидный миф, что Россия якобы ничего не производит — в частности, в промышленности. Насколько справедливо это, к сожалению, довольно распространённое мнение?

— На том же форуме я впервые услышал справедливую оценку того потенциала, который был у страны до разрушительных событий 90-х. Базовая отрасль машиностроения — это, прежде всего, станкостроение. В докладе вице-премьера Дмитрия РОГОЗИНА, курирующего оборонную промышленность, прозвучала оценка, что наш потенциал в области станкостроения и производства технологического оборудования был довольно высок — на 50% покрывал потребности отечественной промышленности и по многим направлениям мы экспортировали продукцию. Да что говорить, если лишь саратовскую продукцию тех же «Элмаша» и «Тантала» поставляли в 42 страны мира! А потом заговорили о некой «неконкурентоспособности»…

Могу выделить основные проблемы отрасли. Первая: станкостроение. По различным оценкам, мы сейчас на 90-95% зависим от импорта. Процесс восстановления отрасли со скрипом, но пошёл. В станкостроительной промышленности появилось несколько объединений: ОАО «Станкопром», входящий в ГК «Ростехнологии», группа «СТАН» на базе Коломенского завода станкостроения, ещё ряд других. В Саратовской области мы пытаемся реанимировать завод зуборезных станков.

Второе проблемное направление — электронные компоненты. Электронную промышленность можно разделить на три части. Первая — это обычные компоненты, к которым относятся разъёмы, диоды, конденсаторы, резисторы и так далее. Здесь, в общем-то, проблем нет. Вторая — это микроэлектроника, где сосредоточены основные наши проблемы и фиксируется наибольшее технологическое отставание от стран Запада. Именно по этой отрасли сейчас принимаются меры. Третья — это СВЧ-электроника, чем продолжает славиться Саратов: НПП «Алмаз», ЦНИИИА, НПП «Контакт» продолжают играть в отрасли серьёзную роль. СВЧ-техника — это системы радиолокации, наблюдения, наведения, навигации, здесь мы конкурентоспособны.

— Какой продукцией, имеющей имиджевое и репутационное значение, может гордиться Саратов?

— Промышленность стоит на двух ногах — военной и гражданской. В оборонной промышленности я горжусь тем, что предприятие НПП «Алмаз» ныне является федеральным лидером в производстве СВЧ-приборов. Наша гордость — СЭПО, знаменитый производитель холодильников «Саратов». Сейчас у них бурно развивается авиационное приборостроение — то, с чего начиналось это электроагрегатное производство. Они производят и гражданскую, и оборонную продукцию. В «оборонке» я выделил бы ЭПО «Сигнал», ПО «Корпус» и «Базальт».

— Можно ли сравнивать нынешнее производство с советским — по каким критериям?

— Не во всех отраслях. Скажем, валовый продукт «Балаковских минеральных удобрений» уже перекрыл показатели советского периода, но это не только по тоннажу, но и по качеству. И совсем иная оценка у СЭПО: была другая элементная база, произошли принципиальные технологические изменения.

 

Промышленные лидеры региона

Вопреки устоявшемуся мнению, саратовской промышленности есть чем гордиться. С 2000 г. наш промышленный сектор развивается более высокими темпами, чем общероссийский в целом. Сергей Лисовский отметил, что это произошло не только за счёт технического перевооружения «старых» производств, но и благодаря созданию фактически с нуля новых предприятий, которые становятся лидерами даже на федеральном фоне. Что очень важно, они появились в отраслях, которые отличаются высокой конкурентной средой. «Мы стали центром мебельной промышленности — в регионе работают лидеры по производству мягкой и корпусной мебели. Это крупнейшее предприятие «Король диванов», это производство кухонной мебели «Мария» — принципиально новые производства, которых не было в тот сравнительный период, когда был мощным тот же авиационный завод. У нас есть «Торэкс» — лидер рынка по металлическим дверям не только в России, но и в СНГ. «Рубеж» — лидер по системам безопасности, системам противопожарной и охранной сигнализации. «Нита-фарм» — лидер в РФ по производству ветеринарных препаратов. «Элит» — лидер по медицинской одежде. Это только новые предприятия, а сколько реконструировано уже имеющихся промышленных площадок! Поэтому утверждать, что всё разрушено и ничего не производим, нельзя», — чётко расставил акценты Сергей Михайлович.

Только в этом году в Саратовской области запущен целый ряд новых производств. Это три предприятия в Балакове—– сортовой завод «Северсталь», «Балаково-Центролит» и «Эр Ликид» по производству технических газов. Одно предприятие открылось в Энгельсе — ООО «БОШ Отопительные системы» по производству промышленных и бытовых котлов. В ближайшее время будет запущен Балаковский маслоэкстракционный завод, откроется производство ПИР-панелей на площадке авиационного завода, новое производство еврорадиаторов фирмы «БОШ». «Это очень существенно», — резюмировал министр промышленности и энергетики.

В числе высокотехнологичных предприятий отрасли Сергей Лисовский назвал ООО «Синкросс», изготавливающее сложнейшие системы управления и защиты для объектов энергетического и атомного комплекса, а также предприятие биохимической промышленности «Биоамид».

 

Роль государства

Основные надежды промышленников в плане господдержки сейчас связаны с принятием нового закона о промышленной политике. Федеральное правительство одобрило соответствующий законопроект и внесло его в Госдуму. Министр промышленности и энергетики РФ Денис МАНТУРОВ привлёк к подготовке этого документа ряд региональных специалистов, в их числе был и Сергей Лисовский.

— Сергей Михайлович, в чём новизна данного документа? Как в целом меняется нормативная база, регулирующая работу промышленности?

— Законопроект предусматривает создание фонда развития промышленности и внедрение специальных инвестиционных контрактов, по которым реализация инвестпроектов сопровождается государством на всех этапах. Это очень важно.

Отдельно следует сказать о госзакупках. Вышло несколько постановлений правительства, запрещающих производить госзакупки за рубежом определённых товаров, в число которых входят, среди прочих, изделия лёгкой, медицинской промышленности, станкостроения. Эти запреты предполагают ориентацию на отечественного производителя, и это абсолютно правильный шаг, его давно ждали.

В Госдуму также внесён закон о стандартизации. Система стандартизации успешно работала в СССР и обеспечивала качество и конкуренцию товаров. Потом был осуществлён переход на технические регламенты, и оказалось, что это ошибочный путь. Техрегламенты продемонстрировали свою нежизнеспособность, и сейчас мы возвращаемся к советской системе.

В своё время мы отдали рынки сбыта в Восточной Европе, Африке, Латинской Америке, причём отдали совершенно необоснованно. Сейчас наши контакты начинают возрождаться. Промышленности нужна не столько денежная поддержка, сколько создание рынков сбыта, и роль государства в этом велика. В советское время саратовские предприятия сбывали за рубеж продукцию не только ВПК, но и гражданскую. Сейчас следует говорить не о завоевании новых рынков сбыта, а о возвращении тех, что уже были. Совсем свежий пример: «Тролза» подписала контракт о поставках троллейбусов в Аргентину, как то было во времена СССР.

 

«Работы ещё много»

Несмотря на ряд системных улучшений, в области остаётся немало производств, которые испытывают серьёзные трудности. К их числу относится Саратовский завод приборных устройств. В рамках «Оборонэкспо-2014» Сергей Лисовский встретился с руководителями холдинга «Прибор» и концерна «Техмаш» и достиг принципиальной договоренности о восстановлении предприятия. «Сейчас завод практически не работает, в арбитражном суде рассматривается его банкротство. Но есть пути, которые мы наметили, чтобы восстановить завод. Наша задача не потерять предприятие».

— Какие проблемные производства остаются в области?

— Следующий по проблемности завод — АМО «ЗИЛ» в Петровске. Производство прекращено, мы намерены решать задачу перепрофилирования. Получше обстоят дела на лифтостроительном заводе: там удалось выделить здоровую часть производства и создать отдельное предприятие. Наша задача — поддержать производство не некими субсидиями, а помощью в сбыте продукции. Работы ещё много: марку саратовских лифтов только предстоит возродить.

— В материале «Налоговый манёвр закроет НПЗ» («КоммерсантЪ», 10.07.2014) приведено мнение экспертов, комментирующих изменения в федеральном налоговом законодательствах. Из-за введения новых экспортных пошлин может стать нерентабельным ряд нефтеперерабатывающих производств, и в их число рискует попасть и Саратовский НПЗ. Так или это?

— В зону риска попали шесть предприятий, в том числе и Саратовский НПЗ. По критерию глубины переработки нефти (73%) наш завод уступает, скажем, объектам «ЛукОЙЛа», где достигнут показатель в 90%. На НПЗ проведены огромные работы, это фактически новый завод. Но этого недостаточно, существуют планы дальнейшей реконструкции, чтобы подняться на более высокий уровень и уйти из зоны риска. Задача наша — следовать по пути технического перевооружения и избежать репрессивных законодательных мер.

 

Без шапкозакидательства

В завершение интервью Сергей Лисовский вернулся к тому, с чего начинался разговор: он подчеркнул, что не верит в возможность Запада выстроить против РФ такой фронт санкций, чтобы достигнуть уровня изоляции образца Северной Кореи. «Жизнь показывает, что единства в мире нет. Одним фронтом наступает лишь коллективный Запад — США и ЕС. А вот организация Шанхайского сотрудничества, БРИКС, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия намерений прекратить контакты с Россией не демонстрируют. Существовала такая организация, как Координационный комитет по экспортному контролю, более известный как КОКОМ. В своё время она не допускала, чтобы западные технологии попадали в СССР, однако мы находили возможности обходить её решения. В первой половине 1980-х компания «Тошиба» поставила высокотехнологичное оборудование на завод «Элмаш», и КОКОМ применил к японцам весьма суровые санкции. Так что всё уже было. Нынешние санкции нам скорее полезны, чем вредны, но я бы не сеял шапкозакидательские настроения, а призвал бы максимально опираться на прагматический расчёт», — отметил министр.

 

Беседовал Антон КРАСНОВ.

Оставить комментарий