Главная / Издания / А не вольготно ли вы живете?

А не вольготно ли вы живете?

А не вольготно ли вы живете?
07 октября 2014

Наталья Руденко

МК в Саратове

№41 (894) 8.10.2014

В Балаковском районе сорок многодетных семей из почти восьмиста получили бесплатные шесть соток

Многодетные семьи, несмотря на то, что имеют право на различные льготы, вынуждены многое из того, что положено по закону, отвоёвывать. В том числе в судах.

На личном примере

Я сама мама троих детей. Но всё началось, как ни банально, с первого. Имея на руках маленького сына, наша семья ни в какие социальные программы не попала. Собственно, и была-то в начале 2000-х только жилищная «Молодая семья». Нам с мужем хоть и не было ещё 30, но по возрасту в эту программу мы уже не проходили. Обидно, конечно. Хорошо, выручил Сбербанк, который одним из первых открыл тогда ипотечное кредитование молодых семей. Процент был неслабый — 18%, но по возрасту младшего супруга, то есть меня, нас в неё приняли.

У нас тогда была однокомнатная квартира на троих в старенькой «хрущёвке». Без балкона, теневая сторона, а потому сырость — и как следствие, бесконечные бронхиты у сынишки. Да и район, мягко говоря, был не самый лучший. Порой, выходя из квартиры на прогулку, можно было в подъезде натолкнуться на вводящего себе дозу наркомана. В общем, повод для смены обстановки был.

О расширении семейства мы тогда не думали, хотелось просто, чтобы у сына была своя комната, в которой он мог бы спокойно играть, спать, проводить время.

Цена вопроса около 10 лет назад в Балаковском районе составляла порядка 200 тыс. за доплату до двухкомнатной. Да и эти деньги банк не особо хотел давать, требуя кроме справок о зарплатах, двух поручителей ещё дополнительных доказательств финансовой состоятельности нашей семьи. Не скрою, помогли некоторые связи. Кредит нам дали на 15, кажется, лет.

Капиталистка с листком бумаги

Прошло два года, и наступил, считаю, в каком-то плане переломный для социальной политики нашего государства 2006 год. Национальные проекты, помните? Когда врачам прибавили зарплаты, особенно участковым педиатрам.

И в это же время я узнала, что жду второго ребёнка. Незапланированного. Муж, конечно, перепугался. Мол, что делать? Что делать, что делать… Рожать.

И через пару месяцев слышим в новостях впервые о программе «Материнский капитал». Мама дорогая, да нам же, кажется, хоть раз повезло!

Однако кредит продолжал висеть серьёзным ярмом на шее — мне приходилось отдавать ежемесячно банку больше половины своей зарплаты, которая по тем временам была выше средней по району. О капитале только говорили, но до дела пока ещё не дошло.

Потому с кредитом помогли расплатиться родители. Досрочно. Спасибо им за это большое!

Родив дочку в 2007 г., получаю сертификат на маткапитал. В общем, обычную бумагу формата А4 с красивыми надписями на ней и обозначенной виртуальной суммой. Ни пощупать, ни на зуб попробовать. И в этом-то вся «фишка» капитала, чтобы потратить его так, как посчитает нужным государство. Так как ипотека у нас уже была выплачена, а тогда капитал в основном из практических, так сказать, задач можно было направить на покупку жилья в кредит, то я сидела и думала, что же теперь делать да как быть. Класть средства в счёт будущей призрачной пенсии вообще не хотелось, а до учёбы в институте детей ещё ой как далеко. К тому же о сроках окончания программы ничего известно не было. И это тоже настораживало и поторапливало как-то распорядиться капиталом.

Ах да, чуть не забыла. В 2009-м и 2010 гг. обладателям сертификата президент Владимир ПУТИН разрешил немного обналичить их, сняв по 12000 руб. максимум в каждый из этих годов. В 2009 году под это разрешение попали не все, а только те, кто родил с 2007-го по 2009 год включительно. В общем, мне снова немного повезло, я попала в оба раза. Это было неплохой материальной поддержкой, учитывая, что с мужем мы расстались. Купила холодильник и телевизор. Стала растить двоих ребятишек одна. Но матерью-одиночкой не считалась, так как дети были рождены в браке. А потому особых льгот, кроме непонятного сертификата, который лежал мёртвым грузом, у меня не было.

Лазейка в законе

С двумя детишками, которые к тому же ещё и разнополые, по-хорошему требовалось дальнейшее расширение жилплощади. Вот над этим я и призадумалась. Брать ипотеку, уже пройдя через неё пусть и в облегчённом с помощью родителей варианте, очень не хотелось. Даже с перспективой закрыть банковский кредит маткапиталом.

И тут мама предложила такой вариант — надо купить на эти средства жильё. По цене сертификат тянул на средний сельский домик. Главное, чтобы по метражу жильё не уступало тому, где были прописаны дети, дабы не было ущемления их прав. Ну и дом не дачный какой-нибудь, а всамделишный, жилой, с коммуникациями. Иначе проверка Пенсионного фонда, который отвечает за все сертификаты, просто не дала бы добро на такое обращение с сертификатом на материнский капитал.

Такой дом как раз и оказался у моей мамы. А так как закон не запрещает на средства капитала покупать жильё у своих родственников, то сделка состоялась. Вот тут менее сознательные граждане могли бы потратить деньги, как им заблагорассудится. Мама могла бы просто отдать мне эти деньги, какая разница, на кого оформлен дом в нашей семье. Ну, скажем, машину купить. На подержанную иномарку вполне хватило бы. И это было бы обналичиванием в самом чистом виде. Собственно, государство верно определило приоритеты: жильё и образование. Хотя те, у кого дети страдают серьёзными заболеваниями, справедливо требуют включить сюда и траты на дорогостоящее лечение. Тут, считаю, имеет место явная недоработка. Вот только не согласна была я с прикармливанием за счёт наших кровных сертификатов кредитных организаций и расплодившихся под это дело ипотечных корпораций, которые, как ни крути, неплохо наживались на обладателях гос­капитала. Зато схема, предложенная мне мамой, позволяла отсечь эти «присоски». В обмене с «двушки» на «трёшку» требуемая сумма как раз «набегала» с сертификата. И никаких процентов банку. Только пришлось на переоформление потратиться в виде гос­пошлин и договоров купли-продажи. Приобретя уже 3-комнатную квартиру и прописав туда детей, дом, который так хорошо послужил той самой разменной монетой, я благополучно передарила маме обратно. Все сделки, подчеркну, были одобрены проверяющими государственными органами — от ПФР до отдела опеки и попечительства. Но, не скрою, такую небольшую лазейку в законе мы отыскали.

А вот с региональной добавкой к маткапиталу в 100 тысяч мне не повезло — по срокам не попала, поторопившись родить в
2011 г., он положен только тем, кто родил третьего и последующего ребёнка с 2012 г.

Землю буквально отвоевали

Между этими сделками я времени не теряла и как-то неожиданно во второй раз вышла замуж. На горизонте забрезжил третий ребёнок. Очень-очень хотелось ещё одного малыша. То ли потому, что сама росла в многодетной семье — три сестры, я старшая, почти по ЧЕХОВУ, то ли просто вошла во вкус материнства, которое на самом деле счастье для женщины, одна из её самореализаций.

История повторилась. Уже будучи глубоко беременной, узнаю, что как будущая многодетная попадаю ещё под одну программу — земля за третьего и последующего ребёнка. Ну, земля так земля. Однако, в отличие от сертификата, за неё, родимую, пришлось попотеть. Указ президента, тогда уже Дмитрия МЕДВЕДЕВА, был подписан, принят, опубликован в 2011 г., а с реализацией на местах начались пробуксовки.

Вернее, откровенное лукавство, когда местная власть без зазрения совести заявляла, что земли в городе нет! Мол, только в оврагах. И упорно предлагала многодетным землю в отдалённых сёлах и хуторах. Ну уж нет! Объединившись с такими же страждущими, особенно теми, у кого дети подрастали, и они могли лишиться права на свои будущие земельные наделы, разослали письма — от президента до прокуратуры. Последняя, спасибо ей, помогла, инициировав судебные иски о понуждении администрации Балаковского района к выделению земли именно в черте города, а не в селе, чтобы не нарушались права детей, живущих в городском поселении. Да и что там душой кривить, в городе цена земли в несколько раз выше, чем на хуторе даже и близ чего-нибудь...

Суды мы выиграли и тем самым сдвинули дело о земле с мёртвой точки. В течение полугода её получили те немногие из почти 800 многодетных семей, кто судился, — порядка 40 семей. Капля в море, но прецедент и «волшебный пинок» чиновникам на местах были. До конца года обещают половине нуждающихся в Балаковском районе точно дать. Спасибо губернатору, который взял этот вопрос, после его озвучивания на федеральных ТВ-каналах, под свой почти что личный контроль.

Получив документы на землю, увидели в кадастровых паспортах участки по 6 соток (нарезали по минимуму, хотя можно было по закону Саратовской области и по 10 соток нарезать) цену и удивились. Более 1 млн 200 тысяч. Неужто так?! Ан нет. Реальная цена была раза в три ниже заявленной. А кадастровую подняли в 2013 г., чтобы налог на имеющих землю был выше. Вот тебе и палка о двух концах.

Конечно, хотелось свой дом. Но земля была в чистом поле, без коммуникаций, которые только грозились провести ну где-то около 2016 г. И то туманно.

Зерно надежды на льготное кредитование под строительство таунхаусов для многодетных заронила информация о круглом столе на исходе 2013 г. в правительстве области, куда пригласили для обсуждения вопроса кредитования, в том числе, и кредитные организации. Однако дальше разговоров дело не пошло. А строиться в поле на окраине города (черта-то городская, да только не в центре же), где нет не то что коммуникаций, но вообще соцсферы: школ, садиков и даже поликлиники, — задача непростая. Тут уж без автомобиля никак. Это тоже деньги.

А пап обидели…

Поэтому многие из тех, кто получил землю, стали потихоньку её сбывать тем, у кого есть возможность, не торопясь, построить жильё. Хотя есть среди многодетных и вполне зажиточные люди, которые стали строить и проводить коммуникации за свой счёт. Ну хоть что-то получили от государства и на том спасибо.

И ещё одна головная боль многодетных по всем направлениям — бюрократия. Засилье справок: пойди сперва в паспортный за справкой о составе семьи, потом на работу или в налоговую, если ИП, за справкой о зарплате, если дети учатся — за справками из школ и секций, ещё откуда-то. Запоминать смысла нет, всё равно забудешь. Все эти справки действительны в течение месяца. Не успел какое-то пособие оформить — значит опоздал, минимум месяц потерял, и никто его уже задним числом не вернёт. В этом путаются даже сами работники соцслужб, например, в моей семье я таким образом потеряла выплату за полгода (!) как многодетная. Мне-то невдомёк было, что у меня есть ещё одно право на оформление пособия, а в соцслужбе никто проверкой общего пакета льгот и пособий не озабочен. Каждый отдел отвечает за своё. Ну вот и прощёлкала… А будь здесь принцип одного окна, как в многофункциональных центрах по оказанию госуслуг, проблема эта даже не обозначилась бы. Есть над чем подумать органам власти на всех уровнях.

А ещё папы многодетные на наше областное правительство обижаются — за то, что статус многодетных разрешено оформлять только на одного родителя. Как правило, это делают мамы. И потому льготой на многодетную семью пользуется только кто-то один из родителей, на кого оформлено соответствующее удостоверение. Обидно и, в общем-то, несправедливо. Особенно, когда все дети в многодетной семье общие.

Наталья Руденко

Оставить комментарий