Главная / Издания / Автомобилькина грамота

Автомобилькина грамота

Автомобилькина грамота
09 октября 2014

Saratovnews

В начале октября УГИБДД России по Саратовской области огорошило жителей региона сообщением, что ни одна из действующих автошкол региона не обладает правом обучать будущих автолюбителей с допуском до соответствующего экзамена. Ни одна не соответствует новым стандартам. По состоянию на 8 октября в автоинспекцию обратились всего пять учреждений с заявкой на получение новой лицензии – притом, что новые правила действуют с 12 августа. Представители бизнес-сообщества собирают консилиумы, решая, как выжить в новых условиях; автолюбители пытаются понять, для чего нужны новые правила, ведь экзамены как принимали в ГИБДД, так и продолжат принимать, и именно там в конечном счете контролируют качество полученного образования. Тем временем мы попробуем понять, какими стали правила игры, которая влияет на жизнь каждого человека, ведь все мы в той или иной роли – участники дорожного движения.

Что изменится для автошкол и их школьников?

Новые правила игры означают изменения нынешнего статус-кво. Поскольку требования к автошколам становятся более серьезными, мелкие игроки автоматически уходят с рынка. По разным регионам эксперты прогнозируют сокращение от 50 до 80%.

Руководители крупных автошкол такому повороту событий только рады. Для Saratovnews комментарий по этому поводу уже давал директор саратовского отделения ДОСААФ Сергей Щукин. Он уверен, что получение новой лицензии для школ ДОСААФ – вопрос времени. Крупнейшая в области сеть учреждений, которые готовят специалистов-водителей как для «гражданки», так и для оборонки, не у дел не останется, тем более – уже заручившись поддержкой губернатора. Изменения Сергей Викторович оценивает только позитивно. «У нас много частных школ, которые снимают маленькие помещения в подвальчике, на один класс, и не имеют ни учебно-материальной базы, ни машин, ни автодромов - все нанимают. Как они готовят - об этом история умалчивает. А нашим школам - ДОСААФ, учебно-производственному комбинату - по 80 лет, у нас богатые традиции. В хозяйстве автошкол ДОСААФ более 4000 тысяч кв.м. зданий и семь гектаров земли, прекрасные классы, аудитории, помещения, автодромы», - объясняет разницу Щукин.

Среди директоров небольших автошкол – совсем другие настроения. Свои соображения по поводу новшеств и видения будущего изложил Сергей, владелец школы, которой грозит либо закрытие, либо присоединение к более крупному заведению. По его оценкам, получить новую лицензию в его бизнесе сможет примерно каждый третий игрок, однако вряд ли городу грозит «большой отток малого предпринимательства». Вряд ли многие станут заколачивать классы и распускать штат – все будут работать так же, как работали, сменив родную вывеску на вывеску филиала одного из монстров бизнеса. «Я пока не принял решение, как именно поступить — может быть, моя автошкола продолжит работу в качестве чьего-либо филиала, а может быть, я ее закрою», - раздумывает Сергей.

Курсанты почувствуют, что заплатить за подготовку к сдаче на права теперь придется больше. «Если раньше мы брали за курс 16 тысяч рублей, то теперь, если бы мы продолжили работать, думаю, запрашивали бы от 22 тысяч», - утверждает наш собеседник.

Станет ли безопаснее на дорогах?

Главной причиной реформ называют необходимость сделать российские дороги более безопасными, уберечь участников дорожного движения от недоучек и владельцев купленных прав. Удастся ли?

Конечно, да, - отвечают сторонники новшества, такие, как начальник отделения КРЭД ГИБДД управления по Саратовской области Олег Вязовский. Он убежден: если раньше школы готовили автолюбителей, теперь они будут готовить автопрофессионалов. Качество подготовки станет выше. Будущий водитель сможет отработать навыки управления транспортом ночью и в сложных метеоусловиях, научится основам эффективного межличностного взаимодействия на дороге – станет меньше ДТП и решения разногласий на кулаках. "Раньше, когда не требовалось согласования с ГИБДД, автошколы получали лицензию как бы авансом, заявляя, что у них есть автомобили, автодромы и т.д. Теперь они обязаны соответствовать требованиям, предъявлять реальную базу. Раньше документы предоставлялись, но фактическая материальная база не проверялись", - говорит офицер.

Конечно, нет – полагает владелец автошколы, пожелавший не называть свою фамилию. Не автошколы выдают права водителям – как они могут их продавать? Корень коррупции находится как раз в той структуре, на которую новые правила никак не воздействуют.

Отметим, что новые правила предоставляют возможность учиться тем, кто хочет учиться. Каждый водитель получает шанс стать более совершенным профессионалом, но коррупционных лазеек изменения в самом деле не закрывают. Одной цели реформа достигнет наверняка: обучение станет менее доступным для желающих впервые сесть за руль. Меньше автомобилистов - меньше пробок. А повлияет ли реформа на обстановку на дорогах, мы узнаем в будущем году по статистике дорожно-транспортных происшествий.

Постскриптум: юридический ликбез

Владельцам автошкол буде полезно разобраться в правовых основаниях изменений. Составить перечень документов, необходимых для изучения, Saratonews помогла доцент кафедры административного и муниципального права СГЮА Юлия Соболева.

1. Статьи 24, 25, 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Здесь, в частности, приводится обновленный перечень водительских категорий, действительных на территории РФ. Например, отдельные категории теперь предусмотрены для автотранспорта с прицепом, для мопедов и легких квадроциклов, а также вводятся подкатегории для транспорта с маленькими объемами и мощностью двигателя.

2. План реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачей водительских удостоверений. Здесь речь идет о изменениях в порядок сдачи экзамена, которые были внедрены еще в 2010 году и включали введение механизма аккредитации автошкол на право принимать некоторые части экзамена, особенные условия для людей с ограниченными возможностями и т.д.

3. Постановление правительства РФ «Об утверждении Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» В документе, который можно скачать отсюда, дана подробная информация о содержании обучающих программ, которым теперь должны следовать автошколы. Кроме того, в этом же документе приводятся требования к автодромам и инвентарю автошкол. Описанные здесь изменения очень суровы. Школам без автодрома на рынке теперь не выжить; за отсутствие манекена, аптечки или столовой прокуратура имеет право наложить штраф, и успешно пользуется этим правом.

4. Приказ Минобрнауки "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" Здесь учебные программы детализированы в зависимости от водительской категории. Очень наглядно и удобно для изучения.

5. Часть 9 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Предписывает переоформить ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации до 1 января 2016 года.

6. Подпункт «Е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности Обязывает автошколы согласовывать свои образовательные программы с ГИБДД для получения лицензии.

Оставить комментарий