Главная / Издания / Сельские страдания

Сельские страдания

Сельские страдания
10 декабря 2014

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№50 (903) 10.12.2014

Как живут малокомплектные школы Саратовской губернии?

Власти вновь вспомнили о сельских школах. Правда, в довольно неожиданном аспекте, заявив о запуске проекта подключения высокоскоростного интернета в сельских школах, а также видеоуроках, записанных лучшими учителями России, к которым в скором времени получат доступ сельские школьники.

Было бы неплохо, если бы ещё школяры из посёлков и деревень получили доступ к качественному образованию, тёплым туалетам и возможности посещать школу, которая находится рядом с домом, а не в 40 км езды на автобусе. Но подобные вопросы и пути их решения отданы на откуп региональным властям, поэтому в одних областях малокомплектные школы реорганизовывают, а в других — поддерживают изо всех сил. Как живут сельские общеобразовательные учреждения в Саратовской губернии, выяснял «МК» в Саратове».

Село невыученных уроков?

Несомненно, что проект о видеоуроках и высокоскоростном интернете, который запускает министерство образования и науки совместно с минкомсвязи, вполне современен и актуален. Существует только одно «но»: есть вероятность, что многие школы просто не доживут до светлых интернет-времён: их либо закроют, либо реорганизуют, либо объединят.

Согласно данным министерства образования Саратовской области, в 2014 г. в губернии функционирует 611 сельская школа, из которых 493 малокомплектных. Для сравнения: в 2010 г. сельских школ было 677, то есть за четыре года область потеряла 66 сельских школ.

Естественно, содержать учебное учреждение, где на 10 учеников приходится 10 преподавателей, экономически невыгодно. Но, к сожалению, реорганизации могут подверг­нуться даже более крупные школы. Жители села Холманка Перелюбского района Саратовской области уже пятый год отстаивают своё образовательное учреждение. Основную школу хотят реорганизовать и оставить только начальную, а почти 30 учеников намереваются возить на учёбу в соседнее село, по бездорожью. Весной дорога размыта, зимой её засыпает снегом, и жители по нескольку дней оказываются отрезанными от внешнего мира. Как в этом случае будут учиться дети, неделями пропуская занятия, местные власти не интересует. В этом году школу удалось отстоять, что будет дальше, администрация образовательного учреждения пока не знает, но надеется на лучшее.

Нездоровая перемена

Сергей ХАРЬКОВ, директор средней школы села Камышки Александровогайского района Саратовской области в этом году стал одним из финалистов федерального конкурса «Лучший директор школы-2014». Мы поинтересовались у него, как живётся сейчас сельской школе.

— Инициатива по поводу подключения сельских школ к высокоскоростному интернету очень своевременна, — высказывает свою точку зрения Сергей Харьков. — В школе все компьютеры объединены в общую локальную сеть и имеют выход в интернет. Но есть проблема: скорость интернета очень низкая. Предполагаю, что это происходит по причине изношенного оборудования, хотя рядом с селом проходит оптоволоконная линия.

Сегодня в школе села Камышки обучается 106 учеников, однако переход на подушевое финансирование оказался очень невыгоден для сельской школы (и такая проблема актуальна для любого сельского общеобразовательного учреждения). Заработная плата педагога зависит от количества учеников, и в тех классах, где обучается небольшое количество ребят, заработки преподавателей очень низки. За счёт этого, как указывает директор школы, педагоги вынуждены работать на 1,5 и 2 ставки, только в этом случае заработная плата может приблизиться к средней по экономике региона.

— В нашей школе  работают профессиональные, очень опытные педагоги, но стоит одному уйти на пенсию, и заменить его будет некем, — говорит Сергей Харьков. — Молодые специалисты не едут в село. В этом году от нас ушёл учитель английского языка, и пока мы не можем найти ему замену, несмотря на то, что предоставляем жильё, муниципальную квартиру. Приходится изыскивать возможности и привозить преподавателей из Алгая, но что будет, если мы потеряем ещё одного-двух педагогов, представить сложно.

Всё меньше, и меньше, и меньше…

На первый взгляд, может показаться, что проблема сельских школ мала и незначительна. И касается лишь узкого круга «заинтересованных лиц»: преподавателей, вынужденных работать на две ставки, чтобы прокормить семью, да родителей ребят, которых из-за закрытия школы в родном селе каждое утро возят в соседнюю деревню на уроки. Однако в реальности закрытие сельской школы — проблема многогранная, очень серьёзная и отнюдь не ограничивается интересами педагогов и родителей школьников.

Виктор СЕМИКИН, глава одного из крестьянско-фермерских хозяйств Самойловского района Саратовской области, рассказал, что его хозяйство охватывает три села, на которые осталась одна школа.

— Сначала закрыли школу в Елизаветине, потом в Александровке, сейчас осталась одна, базовая, в селе Благовещенка, — рассказывает Виктор Семикин. — Фермерские хозяйства испытывают острую нехватку работников, мы можем приобрести дорогую высокотехнологичную технику, но кто поедет в село, где нет социальной инфраструктуры? У многих семьи, дети, а здесь нет даже школы, поэтому работники к нам не едут.

Подобную «педагогическую дилемму» нужно решать. Причём не только и не столько оптимизацией и реорганизацией. Ведь в последние несколько лет в Саратовской губернии наблюдается демографический всплеск, в том числе и в сельских районах. А это значит, что через 5-6 лет потребность в сельских школах возрастёт. Не повторится ли в этом случае ситуация с детскими садами, которые сначала закрыли и отдали на откуп частным структурам, а потом пришлось спешно строить новые и расширять уже отстроенные?

Ирина Лихоман

Оставить комментарий