Главная / Издания / «Распутинская» пропаганда

«Распутинская» пропаганда

«Распутинская» пропаганда
29 декабря 2014

Антон Краснов

МК в Саратове

№1-2 (906-907) 31.12.2014-14.01.2015

В формирование развесисто-клюквенного образа Григория РАСПУТИНА внёс вклад саратовский монах-расстрига

Историография этого человека, убитого 30 декабря, пристрастна, полна калиброванных мифов, лукава невольно или, напротив, нарочито-нагло. Собственно, он и сам был мифом — сначала для внутрироссийского пользования, а потом, по утрате популярности в родной стране — мифом экспортным, развесисто-клюквенным. Посмертная его судьба ужасна: он гармонично встроился в перечень клише, характеризующих Россию в глазах Запада: «матрёшка», «водка», «медведь», «Сайбериа» и, конечно, он — РАСПУТИН. Russian crazy love machine, и прочая, и прочая…

Колдун из Сибири, необъяснимо овладевший умами российского аристократического общества и прежде всего царицы Александры Фёдоровны, в постимперской историографии Григорий Распутин стал пугалом, жупелом, этаким разухабистым символом загибающейся монархии: «Цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе её…» et cetera, как с фирменным ленинским колоритом писал гражданин УЛЬЯНОВ. Правда, были и другие мнения: «Если бы не было Распутина, то противники царской семьи и подготовители революции создали бы его своими разговорами из ВЫРУБОВОЙ (фрейлина и ближайшая подруга императрицы Анна Вырубова. — Авт.), не будь Вырубовой, из меня, из кого хочешь», — писал лейб-медик Николая II, сын великого врача Евгений БОТКИН, казнённый позже вместе с этой самой царской семьёй.

Характеристика Распутина, незыблемая внутри страны многие десятилетия и убого-эротично-клюквенно интерпретируемая на Западе, скорректировалась в последнее время. Вспомнили, что образ Распутина усиленно использовала в своих агитшедеврах германская пропаганда, а «передовая интеллигенция», увлечённо расшатывая ситуацию в России, черпала информацию о Распутине и его отношениях с императорской фамилией, чего там, прямо из немецких газет. Вспомнили, что незаурядность «шарлатана Гришки» признавали такие люди, как великий реформатор Пётр СТОЛЫПИН и великий психиатр БЕХТЕРЕВ. Нам, саратовцам, этот человек особенно интересен, потому что царским фаворитом он стал отчасти благодаря церковным иерархам из Саратова, а в последние годы жизни его охрану курировал экс-начальник Саратовского жандармского управления Михаил КОМИССАРОВ. Не помогло: 30 декабря (17-го по старому стилю) 1916 г. Григорий Распутин был разом отравлен, застрелен и утоплен. Вот такой он был — наступающий новый семнадцатый год…

Благословление на фаворитство

Григорий Ефимович бывал в нашем городе неоднократно. Начнём с того, что ещё до своего знакомства с Саратовом, в 1903 г. в Петербурге, он познакомился с двумя нашими земляками, сыгравшими едва ли не решающую роль в его последующем возвышении: речь идёт о епископе Саратовском и Царицынском ГЕРМОГЕНЕ и иеромонахе ИЛИОДОРЕ. Личности также неоднозначные (так, Гермоген призывал отлучить от церкви Василия РОЗАНОВА, Дмитрия МЕРЕЖКОВСКОГО и особенно Леонида АНДРЕЕВА, а Илиодор был видным деятелем черносотенного движения), однако именно они ввели Распутина в высшее общество. Как известно, затем выяснилось, что Распутин обладает «экстрасенсорными способностями» и обещает вылечить больного гемофилией (проще говоря — несворачиваемостью крови) наследника престола, цесаревича Алексея. После того как Григорий Ефимович реально снял приступ болезни, императрица, измученная тревогой за сына и постоянным ожиданием его гибели, уверовала в целительную силу Распутина.

Так «сибирский мужик» стал фаворитом царя. Нельзя сказать, что сам Николай II был в восторге от фаворита, но известен его ответ премьер-министру Столыпину, который сетовал на колоссально возросшее влияние «безграмотного вахлака» не только на августейшую семью, но и на дела государственные: «Я с вами согласен, Пётр Аркадьевич, но пусть будет лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы».

Так говорили в обществе, год от году выходки Григория Ефимовича становились всё более резонансными. Перепало и Саратову. Чрезвычайно осведомлённый о дореволюционных российских делах корреспондент «Таймс» Роберт УИЛСОН в 1911 г. охарактеризовал это так: «Из Царицына Илиодор при поддержке «странного сибиряка» Распутина поехал вверх по Волге с миссией нести слово Божье... Во главе процессии шли пятьдесят красивых девушек, за ними певцы. Они врывались в церкви, вытаскивали священников из домов, заставляли празднично одеваться и служить торжественную обедню».

Добравшись до Саратова и поздравив епископа Гермогена с 10-летием архиерейского служения на посту владыки Саратовского и Царицынского, как рассказывают, Григорий Ефимович пустился во все тяжкие: утверждается, что любимым его местом в Саратове стал женский монастырь на улице Покровской (ныне — Чернышевского), а в Балашове — аналогичное заведение. Кончилось тем, что в Саратовской епархии была устроена проверка на благонадёжность… нет, не Распутина, а иеромонаха Илиодора.

16 декабря 1911-го святые отцы перешли от диспутов к рукоприкладству: епископ Гермоген пригласил Распутина к себе на подворье на Васильевском острове Петербурга и в присутствии Илиодора принялся «обличать» его, проще говоря, несколько раз ударил крестом. Ссора Распутина с саратовскими священниками кончилась печально для последних: епископ Гермоген был отстранён от управления епархией в январе 1912 г., а иеромонаха Илиодора отправили ещё дальше — заточили во Флорищеву пустынь, что во Владимирской епархии.

Илиодор был человек злопамятный: удалившись от дел, он организовал покушение на Распутина, которое было предпринято Химонией ГУСЕВОЙ, уроженкой Сызранского уезда Самарской области: она приехала в родное село Распутина Покровское, что в тогдашней Тобольской губернии (ныне — в Тюменской области). События развивались красочно: «Один раз ударила его кинжалом в живот, после чего Распутин отбежал от меня. Я за ним бросилась, чтобы нанести смертельный удар, но он схватил лежащую на земле оглоблю и ею ударил меня по голове, отчего я тотчас упала на землю», — утверждала Гусева в своих показаниях в полицейском участке. Григорий Ефимович всегда умел найти подход к женщинам…

Под двойным обстрелом

Нет, конечно, всё-таки что-то в нём было. «Святой чёрт» — так называлась книга о Распутине, написанная иеромонахом Илиодором. Впрочем, источник более чем сомнительный, если учесть, сколь пёстрой личностью был сам отец Илиодор. В конце «нулевых» годов XX столетия он пользовался колоссальной популярностью в Саратовской губернии и во всеуслышание критиковал власти — в частности Сергея ТАТИЩЕВА, сменившего в должности саратовского губернатора самого Столыпина. Илиодор вёл многопрофильную деятельность: изгонял бесов, «исцелял» припадочных, в 1911 г. возглавил паломническую миссию через всё Поволжье, в 1912-м отрёкся от православной веры, в 1914-м бежал за границу, в 1917 г. выпустил книгу «Святой чёрт» и снялся в американском (!) фильме «Падение Романовых» (англ. The Fall of the Romanovs), первой в мире киноленте о русской революции. В том же году саратовский монах-расстрига предложил свои услуги ЧК, в 1922-м снова бежал за границу и много позднее, работая швейцаром, умер в Нью-Йорке.

Что за чудная биография! А ведь на воспоминаниях этого человека во многом основывается распутинская легенда, в частности сомнительная информация о похождениях Г.Е. в Саратове и Балашове. В своём труде «Святой чёрт» Илиодор передёргивает факты, приводит тексты сенсационных телеграмм, никогда не существовавших в действительности, а первое впечатление от встречи с Распутиным передаёт в следующем замечательном описании: «Григорий был одет в простой, дешёвый, серого цвета пиджак, засаленные и оттянувшиеся полы которого висели спереди, как две старые кожаные рукавицы. Карманы были вздуты, как у нищего, кидающего туда всякое съедобное подаяние. <…> Руки старца были корявы и нечисты. Под длинными и загнутыми внутрь ногтями полно грязи. От всей фигуры несло неопределённым, но очень нехорошим духом...»

Но есть и более ценные свидетельства: «Он бегал по мне своими белесоватыми глазами,  произносил какие-то загадочные и бесполезные изречения из Священного Писания, и я чувствовал, что во мне пробуждается непреодолимое отвращение к этой гадине, сидящей напротив меня. Но я понимал, что в этом человеке большая сила гипноза». Это говорит человек, чей авторитет для автора этих срок непререкаем: Пётр Столыпин.

Впрочем, до Первой мировой войны Распутина критиковали в основном революционеры, которые использовали одиозный образ «старца» для дискредитации действующей власти. С началом боевых действий Распутин оказался под двойным обстрелом: в него метили и свои и чужие.

…В наше время это именуется чёрным пиаром. Как только ситуация на фронтах обострилась, а экономика страны зашаталась под бременем громадных военных трат и сопутствующих им недугов, на Распутина покатилась такая лавина, такая критическая масса негатива, откровенных измышлений и клеветы, что стало ясно — долго ему не устоять. В России вовсю тиражировались слухи: император не правит, реальная власть принадлежит триумвирату из Распутина, фрейлины Анны Вырубовой и «проклятой немки, продавшейся германскому генштабу», царицы Александры Фёдоровны. Передовая общественность была с этим солидарна, революционные силы подливали бунтовского маслица в огонь. Так, в ноябре 1916-го будущий министр иностранных дел Временного правительства Павел МИЛЮКОВ в Думе принялся обличать «придворную партию», поимённо названную выше, а факты взял из свежих публикаций в немецких газетах, в частности «Берлинер Тагеблатт».

А уж какие сведения о Распутине распространяла немецкая пропаганда, легко судить на следующем примере. В том же 1916 г. германские цеппелины разбросали над российскими позициями карикатуру, на которой кайзер Вильгельм опирается на немецкий народ, а Николай II — на, прошу прощения, детородный орган Григория Распутина.

Тучи над ним всё сгущались, и гром грянул 30 (17) 1916-го. Охраной Григория Распутина долгое время заведовал помощник начальника Петербургского охранного отделения Михаил Комиссаров, в прошлом — начальник Саратовского ГЖУ (Главного жандармского управления), но в марте 1916 г. он отказывается от оберегания «святого старца». Существует версия, согласно которой генералу Комиссарову предложили 200 тыс. руб. за то, чтобы он помог избавиться от Распутина. Комиссаров якобы купил яд в Саратове у «хорошего знакомого» аптекаря, испытал средство на коте, отчего последний немедля сдох, но в конечном итоге от покушения отказался. Распутину было суждено умереть не от саратовской отравы, а от петербургского яда и пуль князя Феликса ЮСУПОВА.

Впрочем, сами убийцы сбивались в показаниях: и князь Юсупов, и знаменитый черносотенец ПУРИШКЕВИЧ, и великий князь Дмитрий Павлович порой утверждали прямо противоположное. Впрочем, следствие, продолжавшееся два с половиной месяца и окончившееся с отречением Николая II, так и не пришло к однозначным выводам. «Знаю точно: как только не станет меня — погибнете все вы», — гласит знаменитое распутинское изречение. После смерти фаворита Николай II просидел на троне аж 74 дня. Следствие свернули, а вот дискредитацию Распутина и через его голову — царской семьи и всего павшего режима — нет. Так, в марте-октябре 1917-го вышло более десяти фильмов-пасквилей о Распутине, наполненных сомнительным, а иной раз даже порнографическим содержанием. Пришедшие к власти большевики перехватили эстафетную палочку, но действовали с куда большим вкусом и масштабом: были выпущены в свет фальсифицированные протоколы чрезвычайной следственной комиссии, изданы «Дневники» Анны Вырубовой, которые великодушно написал за даму «красный граф» Алексей ТОЛСТОЙ.

P.S. Кампания по полной и безоговорочной дискредитации царского режима определила и границы мифа о Распутине: «чёрт», «шарлатан» и всё остальное, о чём говорилось выше. Однако сейчас целый ряд современных исследователей отказывается принимать на веру стереотипы, сформированные предыдущими десятилетиями. Совсем недавно на экраны вышел многосерийный фильм о Распутине с Владимиром МАШКОВЫМ в главной роли. Всё это не означает безоговорочной реабилитации Распутина, а равно и его царя: Г.Е. едва ли был ангелом, Николай допустил роковые просчёты в управлении государством. Но, как говорится в бессмертной ленте ГАЙДАЯ, «народ хочет разобраться»…

Антон Краснов

Оставить комментарий