Главная / Издания / Мошенничеству – бой!

Мошенничеству – бой!

Мошенничеству – бой!
16 февраля 2015

Saratovnews

Последнее время в средствах массовой информации все чаще появляются сообщения о мошенничествах в отношении саратовцев. Преступники, пользуясь нестабильной экономической обстановкой в стране, используют не только проверенные способы обмана населения, но и придумывают новые, с использованием современных технологий. Но даже самому изощренному плану можно противостоять, если знать правила безопасности.

С вопросами, как обманывают саратовцев и что горожанам противопоставить мошенникам, мы обратились к заместителю начальника УВД Саратова – начальнику полиции подполковнику Илье Николаевичу Молчанову.

В первую очередь Илья Николаевич обратил внимание на самые распространенные на сегодняшний день способы обмана доверчивых горожан. «В последнее время участились случаи мошенничества,  когда мошенники звонят на стационарные телефоны жителям Саратова с сообщением о том, что их родственники попали в ДТП. Под этим предлогом у граждан вымогают различные суммы. Были эпизоды, когда люди передали 50, 100 и 200 тысяч рублей присланным к ним таксистам. Потом выяснялось - водители перечисляли эти деньги на номера различных сотовых телефонов в другие области: Самарскую, Новосибирскую и прочие».

Горожанину, столкнувшемуся с подобной ситуацией, полицейский советует немедленно прекратить разговор и перезвонить указанному родственнику. Если по каким-то причинам до него не удается дозвониться, то позвонить «02», с целью выяснения факта произошедшего. Продолжать общение, а тем более, передавать какие-то деньги неизвестным – нельзя.

Самой незащищенной категорией населения по-прежнему остаются пенсионеры. Пользуясь доверчивостью престарелых граждан под любым предлогом проникают в квартиры, после того как фальшивые продавцы и соц. работники отвлекают пенсионеров – похищают денежные средства. Мошенники приходят к ним под видом социальных работников, а также под предлогом продажи продуктов питания (мед, сгущенка) или сообщают о несуществующей доплате к пенсии. Обычно сумма невелика – 1,5 тысячи, но у мошенника на руках оказывается только пять тысяч одной купюрой. Доверчивые люди отдают сдачу из своих запасов, а следом выясняется – им всучили «деньги» банка приколов. Также, фальшивые продавцы и социальные работники, если им удалось увидеть, где хранятся сбережения, могут отвлечь пенсионера под любым предлогом и украсть из дома все. «По той же схеме злоумышленники приходят под видом медицинских работников, а также электриков, техников и т.д. и сообщают: сейчас проходит акция, по которой у пенсионеров бесплатно берут анализы, меняют приборы учета и т.д. - добавляет заместитель начальника УВД. -  Пока потерпевшие уходят сдавать анализы, либо замеряют температуру в квартире (пока пенсионеры отвлечены) злоумышленники похищают деньги и ценное имущество. В данном случае преступление квалифицируется как кража, а не как мошенничество, однако в дом преступники попадают все-таки обманным путем».

       Нечистые на руку люди ради достижения своих корыстных целей готовы разыгрывать целые спектакли для доверчивых жертв.

Нечистые на руку люди ради достижения своих корыстных целей готовы разыгрывать целые спектакли для доверчивых жертв. «На улице псевдоцелитель сообщает выбранному человеку: «У вас больные ноги». Для человека в возрасте около 80 лет, например, это достаточно логичный диагноз, но чаще «проницательность» случайного прохожего вызывает доверие. «В это время откуда-то со стороны бежит другая женщина, обнимает и целует «целительницу», падает ей в ноги с благодарностью за «чудесное выздоровление». После этого целительница заявляет жертве – я остановилась просто вас предупредить, но в виде исключения готова вам помочь». После такого «щедрого» предложения у несчастного выманивают все деньги на сомнительные магические процедуры.

Полицейский подчеркивает, что мошенники практический никогда не ходят по одному, в отличие от социальных работников. Настоящие волонтеры, с учетом нехватки кадров и объема работы, не могут позволить себе прийти к пенсионерам парой. В любом случае - для того, чтобы обезопасить себя, необходимо сделать всего один звонок в органы социальной работы и выяснить, числится ли там такой человек. Также лучше не впускать незнакомцев в квартиру, а выйти на лестничную клетку, позвонить в дверь соседям и пригласить их к разговору. Обычно даже попытки перепроверить данные лже-волонтера могут заставить преступника отказаться от его планов – злоумышленники делают вид, что перепутали дом или квартиру или просто сбегают без лишних слов. К сожалению, несмотря на постоянную работу с пожилыми людьми, на то, что у них есть и телефоны органов соцзащиты и визитки участковых, чаще всего пенсионеры сначала попадаются на уловку, а потом только обращаются в полицию.

Илья Молчанов, начальник полиции:
Следующий вид обмана, с которым может столкнуться и каждый саратовец, и каждый житель области – это смс-сообщения о блокировке банковской карты, приходящее на сотовый телефон.

«Первая реакция человека, которому пришло сообщение «Ваша карта заблокирован» – легкая паника. Люди начинают звонить не по бесплатному многоканальному телефону банка, который указан на каждой карте, а звонят на телефон, который указан в этом сообщении. Содержимое смс поступивших от мошенников полностью соответствует смс, которое реально может придти от банка, за исключением контактного телефона который полностью отличается. При звонке на контактный телефон на том конце провода им отвечает мужчина, который поясняет, что он является сотрудником службы безопасности, и что произошел сбой в системе, и описывает алгоритм действий. Предлагаются два варианта развития событий: перевести деньги на счет или набрать определенный набор цифр, который на самом деле является номером сотового телефона, куда перечисляются все денежные средства.

Такая же ситуация обстоит и с прочими смс-сообщениями, например, с извещениями о выигрыше, когда просят переслать 13% от стоимости, условно, телевизора, для его получения. Илья Николаевич отмечает, что саратовцы не принимают участие в телефонных мошенничествах, но регулярно страдают от них со стороны прочих регионов России.

Впрочем, от уловок преступников никто  не застрахован. Жертвами мошенников становятся и руководители организаций, рассказывает подполковник полиции: «Злоумышленники звонят владельцу крупного продуктового магазина или предприятия общепита, и представляются одним из руководителей  регионального Роспотребнадзора и сообщают, что на организацию поступила жалоба, но мы вас знаем как очень уважаемую фирму, поэтому необходимо придти  для решения вопроса с презентом. И необходимо обязательно позвонить перед подходом к месту встречи. Когда человек уже находится поблизости от указанной организации и перезванивает, ему поступает просьба положить 3-5 тысяч на сотовый телефон, по которому он говорит. Мошенники обещают вернуть деньги при встрече. А потом выясняется, что это дело рук преступников из Краснодарского края (подобные звонки в регион чаще всего поступают оттуда).

 

С проблемой обмана могут столкнуться и люди, которые решили избавиться от ненужных вещей и немного подзаработать – то есть, выставили на продажу вещи через популярные сайты с объявлениями. «Если раньше от интернет-мошенничеств у нас страдали только покупатели, теперь потерпевшими становятся и продавцы, - заявляет Илья Николаевич. - С покупателями все просто: злоумышленник размещает на продажу дешевую вещь (детские вещи, машины и запчасти к ним), просит предоплату за нее, а получив деньги, удаляет объявление и обрывает все контакты. Продавцу же звонят «покупатели», которые сообщают, что хотят приобрести указанную вещь и отправить задаток – например, 30 тысяч рублей. Продавец дает номер счета, и на него приходят 5 тысяч рублей, после чего снова раздается звонок, что остальные средства не получается переправить, от человека просят конфиденциальную информацию. Обрадованный уже поступившими на счет деньгами человек бездумно отправляет личные данные мошенникам и тут же лишается всех денег вместе с задатком».

Удобные сервисы для контроля сбережений на банковских счетах также уязвимы для происков преступников. Подполковник полиции обратился к самым распространенным: «На экране появляется сообщение «Ваша карта заблокирована» и номер телефона, по которому надо позвонить. Перепуганный человек звонит и ему на том конце провода объясняют, какие цифры надо набрать, чтобы остановить процесс – он набирает и переводит деньги мошенникам». Кроме того, необходимо обязательно отключать онлайн-банки при смене номера или сотового оператора. Иначе через полгода, когда сим-карта с номером попадет в руки другого человека, он сразу автоматически получает все пароли и контакты и денежных счетов. Нечистого на руку гражданина, который вместо того, чтобы удалить смс и забыть про нее, переводит все себе, установить и задержать не так уж и сложно. Однако неприятных эмоций от потери денег не избежать.

Кратко советы можно изложить так:

•    незнакомым людям дверь -  не открывать;
•    при получении смс о блокировке карты, надо звонить в банк, а не по номеру, указанному в сообщении;
•    при получении звонка о несчастном случае с родственником – оборвать разговор и перезвонить ему или в полицию;
•    всегда отключать все услуги со старого номера, переходя на новый.

Как подытоживает Илья Николаевич, чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо также помнить народную мудрость: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

Оставить комментарий