Главная / Издания / Генерал Карбышев: герой ледяного ада

Генерал Карбышев: герой ледяного ада

Генерал Карбышев: герой ледяного ада
18 февраля 2015

Станислав Орленко

МК в Саратове

№8 (913) 18.02.2015

70 лет назад в лагере смерти Маутхаузен был казнён легендарный инженер

Посмертная судьба этого человека в высшей мере парадоксальна. Сказать, что он забыт, нельзя. Его имя в нынешней России носят заводы, теплоходы, электропоезда, множество улиц, проспектов и площадей. Между Марсом и Юпитером ходит по орбите малая планета, которую с 1959 г. назвали Карбышевым. Полвека назад возникло движение «Юные карбышевцы», которое дожило, хотя и с большими потерями, до нашего времени. Когда-то имя генерала-мученика носили более трёхсот школ Советского Союза. В современной России их едва ли наберётся полтора десятка — среди них есть и саратовская. Вообще нашему городу выпала особая роль в увековечении памяти Дмитрия Карбышева.

Но всё же в учебниках истории имя гениального военного инженера упоминается крайне редко по сравнению с маршалами-полководцами и героями-партизанами. И знания о нём обычно исчерпываются одним эпизодом: тот самый генерал Карбышев, которого немцы в концлагере превратили в ледяную глыбу. А ведь его заслуги перед Россией этим далеко не исчерпываются.

Замороженная память

«Ледяные объятия генерала Карбышева» — эта шутка ведущей одного из комедийных телешоу пару лет назад вызвала гневные отклики в интернете. Один из авторов написал:

— Упоминать в шутке о Герое Советского Союза генерал-лейтенанте Дмитрии Михайловиче Карбышеве, военном инженере, организаторе антифашистского сопротивления в фашистском плену, ЗАМУЧЕННОМ гитлеровцами в лагере Маутхаузен, неприемлемо и подло.

Фильтруйте базар, поколение пепси!

Шутки подобного пошиба были и раньше — такова судьба всех мучеников, превращённых пропагандой в иконы. Кто постарше, помнят приколы на тему «Александр МАТРОСОВ и гололёд». А уж Иван СУСАНИН и вовсе стал постоянным персонажем анекдотов.

Но есть и нешуточные моменты. Несколько лет назад в Российском институте стратегических исследований прошёл круглый стол на тему предательства во Второй мировой войне. Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (ШЕВКУНОВ) в своём докладе привёл удручающие факты. Нет, не о предателях военных лет, а о том, как мы предаём свою память в наши дни.

Отец Тихон задал вопрос, кто такой генерал Карбышев, студентам Всероссийской духовной семинарии. Вспомнили единицы. А ведь они воспитывались в православных семьях, где культивируется любовь к Отечеству. Зато все без исключения знали, кто такой генерал ВЛАСОВ! Правда, в оценках расходились. Для одних он «изменник Родины», для других «борец с коммунистическим режимом». Третьи мямлили, что «почти ничего о Власове им неизвестно, но негатив о нём — плод советской пропаганды, и что вполне возможно, именно он-то, Власов, и был настоящим героем войны». Священник назвал это «сокрушительным поражением в очередной информационной войне». О роли генерала Власова спорят и дискутируют, генерала Карбышева просто не помнят. А если помнят, то лишь ледяную глыбу.

Гвардейцы в Саратове

К чести нашего города следует сказать, что именно саратовцы больше других сделали для увековечения памяти этого уникального человека. В этом с нами, пожалуй, могут конкурировать только жители Омска — родного города героя.

Дмитрий Карбышев бывал в Саратове во время гражданской войны. Весной 1919 г. он, член коллегии по обороне страны при Главном военно-техническом управлении Рабоче-крестьянской Красной армии, главный руководитель всех оборонительных работ Восточного фронта, создаёт Саратовский укреплённый район. Для Карбышева это был лишь один из многих укрепрайонов, строительством которых он руководил, — Самарского, Симбирского, Челябинского, Златоустовского, Троицкого, Курганского…

По-настоящему его имя входит в историю города на Волге спустя десятилетия после Великой Отечественной. В Саратове долгое время жил врач Лазарь Иосифович ГОФМАН. Он вместе с Карбышевым прошёл ад Освенцима и Маутхаузена, лечил его и оставил воспоминания об этом человеке несгибаемой воли. В 1953 г. вышла первая художественная книга о судьбе генерала — роман «Когда крепости не сдаются». Автор — уроженец Саратова, писатель Сергей ГОЛУБОВ. В 1961 г. вышло продолжение — «Снимем, товарищи, шапки!»

Наконец, в 1975 г. появляется художественный фильм о Карбышеве — «Родины солдат», снятый режиссёром Юрием ЧУЛЮКИНЫМ. В главной роли — актёр саратовского театра драмы Владимир СЕДОВ.

Ну и главное — в движении «юных карбышевцев» много лет участвуют саратовские школьники. Уже сорок лет во дворе школы № 75 стоит бюст героя, школа носила его имя, и его память по-прежнему чтят. Генералу Карбышеву посвящена комната боевой славы в школе № 5. Ученики этих школ встречались с людьми, упомянутыми выше, а также с дочерью генерала Еленой, достойной наследницей своего отца. Школьников из Саратова даже приглашали на экскурсию в Маутхаузен. Вот такой получается добрый парадокс: город, где Дмитрий Михайлович бывал по службе, превратился в настоящий форпост его памяти.

Подкоп под героя

Дмитрий Карбышев в постсоветское время не мог избежать участи всех героев-мучеников войны, канонизированных бойцами идеологического фронта. Сколько твердили о том, что Александр Матросов — уголовник, Зоя КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ лечилась в психиатрической больнице, а молодогвардейцы в Краснодоне только листовки расклеивали да папиросы у немцев воровали. Разумеется, нашлись желающие развенчать и «миф о Карбышеве».

Но вот незадача — развенчание это могло коснуться только одного момента его жизни. Вернее, смерти. Того самого превращения в «ледяной столб» на плацу Маутхаузена. Искатели исторической правды теперь уверяют, что никакого ледяного столба не было.

Что же было 18 февраля 1945 г., ровно 70 лет назад, когда до победы оставалось меньше трёх месяцев и союзные войска вплотную подошли к австрийскому городку Маутхаузен? По свидетельствам очевидцев — истязание нескольких сотен заключённых, которых загоняли под холодный душ, а потом полураздетыми выгоняли на плац. Многие из них умерли, в том числе заключённый Дмитрий Карбышев.

Вот как звучало первое сообщение о гибели генерала (до этого он числился пропавшим без вести): «Наш представитель по репатриации в Лондоне майор СОРОКОПУД 13 февраля 1946 года был приглашён больным майором канадской армии Седдон де СЕНТ-КЛЕР в госпиталь в Бремшот, Хемпшайр (Англия), где последний сообщил ему: «В январе 1945 года я в числе 1000 человек пленных с завода Хейнкель был отправлен в лагерь уничтожения Маутхаузен, в этой команде был генерал Карбышев и ещё несколько человек советских офицеров. По прибытии в Маутхаузен целый день пробыли на морозе. Вечером для всех 1000 человек был устроен холодный душ, а после этого в одних рубашках и колодках построили на плацу и продержали до 6 часов утра. Из 1000 человек, прибывших в Маутхаузен, умерли 480 человек. Умер и генерал Дмитрий Карбышев».

Есть ещё показания советского подполковника СОРОКИНА. Он прибыл в Маутхаузен через три дня, 21 февраля 1945 г., и слышал рассказ узников о том, что «товарищ Карбышев пытался отклониться от струи холодной воды и был убит ударом дубинки по голове». Таким образом, смерть Дмитрия Михайловича, по мнению борцов с советской мифологией, лишается всякого героического ореола. Они даже сводки погоды откопали — якобы в тот день в Верхней Австрии была тёплая погода, и превратиться в ледяную глыбу человек никак не мог.

А в глыбу льда его превратили сталинские сказочники — нужен был вождю народов именно такой герой из числа пленных генералов. Очередной идеологический заказ. Его необходимость легко понять, если ознакомиться с судьбой высших чинов Красной армии, оказавшихся в гитлеровском плену.

Принято считать, что за годы Второй мировой в плен попали 83 советских генерала (называют и другие цифры, но эту — чаще всего). 26 из них погибли в неволе. Кого-то казнили, как Карбышева, других убила лагерная охрана, третьи не пережили нечеловеческих условий. Судьба вернувшихся (вернее, депортированных в Советский Союз) оказалась немногим веселее. Семерых повесили по делу Власова. Ещё 17 бывших носителей больших звёзд расстреляли на основании приказа Ставки № 270 от 16 августа 1941 г. «О случаях трусости и сдачи в плен и мерах по пресечению таких действий». Восьмерых отправили в ГУЛАГ за «неправильное поведение» в плену.

Оставшихся 25 после долгих проверок к началу 1946 г. оправдали. Но почти всех уволили в запас — исключения единичны. Были случаи, когда генералов признавали достойными звания советского человека и даже давали награды. А потом спустя несколько лет после войны находились основания для расстрела — особисты разыскивали протоколы немецких допросов.

И только Карбышев в 1946 г. был удостоен звания Героя Советского Союза. Именно за мужественное поведение в плену, поскольку в войне он не участвовал — попал в плен после тяжёлой контузии в июле 1941 г. Правда, через много лет, в 1991 г. одно из последних званий Героя Советского Союза в распадающейся стране присвоят ещё одному погибшему в плену генералу — украинцу Григорию ТХОРУ, лётчику, расстрелянному за организацию подполья в нацистском лагере. Но это будет нескоро.

«Убеждения не выпадают вместе с зубами»

Эту фразу часто цитируют биографы Карбышева. Он произносил её в лицо своим палачам — нацистам, которые три с половиной года переводили его из одного лагеря в другой, постоянно напоминая, что все эти мучения легко прекратить, достаточно лишь согласиться на сотрудничество. В СССР, а может быть, и во всём мире, в ту пору не было равного Дмитрию Карбышеву теоретика и практика полевого военно-инженерного дела. Это мнение многих современников, в том числе его учеников из Военно-инженерной академии. Он считался непревзойдённым авторитетом в сфере возведения оборонительных сооружений. Именно он в 1911 г. в чине штабс-капитана строил легендарные форты Брестской крепости. Прошёл японскую и Первую мировую. Участвовал в сражении под Мукденом, в Брусиловском прорыве, был ранен при штурме Перемышля. В декабре 1917 г. подполковник русской императорской армии Карбышев вступает в Красную гвардию. Теперь на его боевом счету все победы большевиков: строительство укрепрайонов на Волге и на Урале, инженерное обеспечение взятия Каховки и Перекопа, а через двадцать лет — прорыва линии Маннергейма. Он оставил десятки фундаментальных научных трудов по военной инженерии.

При этом отношения с советской властью у дворянина, потомственного военного, родового сибирского казака Дмитрия Карбышева были весьма непростыми. Он родился в Омске в 1880 г. в семье, считавшейся по меркам царских стражей порядка неблагонадёжной. Его старший брат Владимир в компании с другим Владимиром — УЛЬЯНОВЫМ участвовал в волнениях в Казанском университете. Только будущего вождя мировой революции тогда просто выгнали из студентов, а Владимира Карбышева посадили в тюрьму, а потом отправили в ссылку, где он тяжело заболел и умер. Да и самого Дмитрия после японской войны увольняли из армии (правда, ненадолго) за «агитацию среди солдат».

В стан красных он пришёл осознанно, будучи зрелым, состоявшимся человеком. Но — в ряды РКП(б) вступил лишь… в 1940 г., в возрасте 60 лет. До этого оставался «буржуазным военспецом». Он служил не партиям и не политическим идеям, а России.

Конечно, для командования германских вооружённых сил было бы величайшей удачей заставить или убедить Карбышева работать на благо Третьего рейха. Наверняка он представлял гораздо больший интерес для врага, чем тот же Андрей Власов. По поводу последнего генерал-фельдмаршал Вильгельм КЕЙТЕЛЬ однажды высказался так: «Нам нужно только имя генерала Власова, но не его личность». В случае же с Карбышевым всё было наоборот — нужна была личность. А имя немцы готовы были засекретить. Русскому учёному и офицеру предлагали возможность заняться «чистой наукой», но — в Германии. Он предпочёл мученическую смерть в лагере уничтожения. И в этом его настоящий подвиг, а не в превращении в «ледяной столб».

Поэтому «миф о Карбышеве» в корне отличается от всех прочих «мифов» о советских мучениках. О бывшем беспризорнике Матросове, московской школьнице Зое, подростках из маленького шахтёрского городка стало известно только в результате их гибели. Их биографии писались позже и не всегда тщательно — вот и нашлись желающие всё переписать заново. А биографию генерала Карбышева придумывать было не нужно — он сам её создал, и разному прочтению она не подлежит. Поэтому Дмитрий Михайлович — герой на все времена, без оговорок и без уточнений.

Сегодня в саратовских школах № 75 и 5 проходят торжественные линейки, посвящённые памяти генерала Карбышева, учеников принимают в ряды «юных карбышевцев».

А мне хочется в завершение вспомнить слова уже упомянутого архимандрита Тихона (Шевкунова): «…Пока дети в России, угадывая имя героя войны, будут называть генерала Карбышева, а не генерала Власова, у нашей страны есть будущее». На сегодняшний день это остаётся пожеланием — как будет завтра, зависит от нас.

Станислав Орленко

Оставить комментарий