Главная / Издания / Где эта улица?

Где эта улица?

Где эта улица?
20 марта 2015

Дмитрий Митрошин

Saratovnews

Что новенького? Да слава богу, пока ничего. Я вот всё жду, когда на сайте администрации Саратова вывесят обещанную форму для голосования по поводу переименования улицы Сакко и Ванцетти. Бодрая общественность предлагает назвать ее по-другому. То ли именем Гагарина, то ли Булгакова. Они, кажется, и сами уже запутались. Потому и планировали задать этот вопрос горожанам.

Мне интересно, что движет людьми, которые предлагают поменять название улицы. Вот что и где начинает свербить и по какому собственно поводу? Ну правда, я понимаю, когда в марте озабоченно перебирают ходовые своих сеялок-веялок аграрии. Им скоро сеять. В другое время нельзя. Пробовали – ерунда получается. Учителя все лето как ошпаренные бегают, им 1 сентября первоклашек встречать. У строителей в конце года аврал – план дают, квадратные метры считают. От этого зависят премиальные.

А тут что за надобность? Когда человек хочет пить, он наливает стакан воды. Голодный разогревает обед. Тот, кто желает переименования, каким местом этого хочет? Давно подмечено, что больше всех суетятся бездельники. Именно они – мастера по созданию видимости бурной деятельности.

И вот завели они разговор про Год литературы. Мол, надо что-то изобразить, чтоб показать – в Саратове люди читают, писателей уважают. Была б их воля, они бы и улицу Горького переименовали. В улицу Симонова, который учился в школе № 3, расположенной по Горького между Сакко и Ванцетти и Пушкина. Но Горький тоже писатель, не отбирать же.

Полагаю, как человек, проживший 28 лет на Сакко и Ванцетти (Сакушке или Ссакушке), и даже окончивший ту же школу, что и Симонов, имею полное право внести свои пять копеек в обсуждение. Шутка, конечно. Но я хоть как-то объяснил свой интерес.

… Улица Сакко и Ванцетти чуть длиннее, чем я думал в детстве. Участок от Чапаева до Мирного переулка из-за его изогнутости всегда казался мне куском другой улицы. Ранее здесь продавали чудесные пончики и наливали пиво, позднее – торговали коврами, свадебными платьями и вообще чем попало. Торговые ряды тут были. Потому для меня Сакко и Ванцетти – улица от Чапаева до Радищева. Три квартала, связывающие Крытый рынок с парком Липки, преодолеваются пешком быстрее, чем за десять минут. Еще не все старые здания прошлого и позапрошлого века снесены, так что можете полюбопытствовать.

Мне кажется, название улицы – не столько память конкретному человеку, сколько фонетическое явление. Сочетание звуков, при произношении которых в сознании всплывает не несущийся впереди на белом коне герой Гражданской войны, а длинная с громыхающим трамваем улица. Чуть позже трамвай громыхать перестал, но все равно улица Чапаева представляется мне именно такой.

А Сакко и Ванцетти (на самом деле воспринимается, как "сакоиванцети") – это тихая и очень зеленая улочка с длиннющими тополями. В детстве я выходил на балкон пятого этажа нашей хрущевки и здоровался с одним из них за ветку. А когда шла первомайская демонстрация и "сакоиванцети" на пересечении с Горького и Вольской перекрывали грузовыми машинами, как раз напротив моего дома мы открывали футбольный сезон. Во дворах было грязно, а на дороге – самое то.

Мне кажется, улица Сакко и Ванцетти скажет о людях, придумавших так ее обозвать, не меньше, чем старая фотка с сайта oldsaratov. И вот посудите сами. Булгаков приезжал в Саратов и шел к своей невесте, ставшей его первой женой, Татьяне Лаппа на улицу Кострижная. Юрий Алексеевич учился в индустриальном техникуме (то есть был "индустриком") на Сакко и Ванцетти. А последующим поколениям предлагают жить на Булгакова или Гагарина.

Лишать город старых названий, значит, вытравливать память целых поколений. Больно наблюдать, как уходят с проспекта Кирова старые названия магазинов. Что там осталось от прежнего? "Чародейка", "Табак", "Диета", "Белочка", "Головные уборы". Пишу, а уверенности нет. Старые дома сносят, чтоб возвести очередное убожество. Тоже обидно. Потому что вот этим творением из стекла и сайдинга спустя сто лет наши потомки точно гордиться не будут. Имя архитектора с придыханием не произнесут. А тут целую улицу предлагают забыть.

Между прочим, если ссылаться на Год литературы, то Константин Симонов увековечил название улицы, на которой учился.

Давным-давно в приволжском городке

Табличку стерло, надпись откололо,

Стоит всё так же, там на уголке,

На Сакко и Ванцетти наша школа…

Хотя поправить Симонова – раз плюнуть.

Стоит всё так же, там на уголке,

На улице Булгакова наш школа…

По-моему, хорошо получилось.

Кстати, там довольно длинное стихотворение. И про несправедливый суд в нем есть, и про взятие Берлина. Заканчивается очень современно:

Нет, судьи из Америки едва ли

Дождутся, чтоб мы в городке своем

Ту улицу переименовали!

Ну и кто там теперь за переименование? Кто хочет порадовать судей из Америки?

Вообще, чтобы хоть какую-то преемственность обозначить и потрафить большему количеству любителей "перемен", улицу Сакко и Ванцетти следует назвать тоже двойным именем. Например, улица Гагарина и Булгакова. Или Булгакова и Гагарина.

Но как ни назови, попробуй объяснить, где эта улица находится. Так и будут говорить:

- Булгакова – это которая Сакко и Ванцетти!

Помните, улицу Вольскую на несколько лет переименовали в Братиславскую? Так до сих пор некоторые горожане ее так называют. Я и сам иногда путаюсь. Московскую называют – Ленина, Большую Казачью – 20 лет ВЛКСМ. Мы чего застеснялись-то?

Пусть по названиям улиц молодежь изучает историю родного города. А вот выводы делать надо. Не называйте впредь улицы именами сомнительных личностей в угоду политическому моменту. Не надо нам прокуроров, мало ли что всплывет о нем лет через пять, что же – опять людям паспорта менять? Писатели, композиторы, герои войны. Вот тут проколов не будет. Но давайте их именами новые улицы называть.

Ладно, сдаю позиции. Я не ортодокс. Если так нужно, валяйте – переименовывайте. Вы только объясните, в чем срочность и необходимость. Это же нехилые затраты для граждан и юридических лиц, которые тут находятся. Им же паспорта менять, то есть в очередях сидеть, госпошлины платить. Юридическим лицам понадобится перерегистрация. Это ведь раньше на всю улицу была аптека, парикмахерская и овощной магазин. Ну пара ларьков еще, один с сигаретами, другой с молочными коржиками и сочниками. А сейчас тут конторы.

Не нравится, что Сакко и Ванцетти были итальянскими анархистами? А вашим отцам это нравилось. Они, между прочим, на митинги выходили. В их защиту. Антифашистами называли. Дураки были? А сейчас мы на митинги не ходим? Сильно поумнели?

А если все-таки делать поправку на сложную экономическую ситуацию, то средства, которые могли бы пойти на переименование Сакко и Ванцетти, лучше потратить на ремонт дороги на той же улице. А то какие-то люди в спецовках регулярно ведут раскопки, нефть ищут или алмазы. То, что остается после них, проезжей частью назвать трудно. В футбол нам тут уже не играть, но у меня здесь отец с братом живут, я к ним заезжаю частенько. Право, дорога важнее.

Дмитрий Митрошин

Оставить комментарий