Главная / Издания / Омут штрафных стоянок

Омут штрафных стоянок

Омут штрафных  стоянок
29 июля 2015

Станислав ОРЛЕНКО

МК в Саратове

№31 (936) 29.07.2015

На прошлой неделе депутаты Саратовской облдумы порадовали автовладельцев очередной поправкой к закону об эвакуации автомобилей. Теперь их нельзя забирать, если «причина задержания ТС устранена до начала движения спецтранспорта». Это, конечно, радует.
Но ведь нынешним летом, в июне, Саратов целые две недели жил вовсе без эвакуации автомобилей! Активисты-общественники предрекали транспортный коллапс по этому поводу, кричали, что автовладельцы окончательно оборзеют и на улицах начнётся полный беспредел. В ответ раздавались не менее громкие голоса: никто не заметил отсутствия работы этих служб и пустоты на штрафных стоянках. Прожили без них две недели — значит и дальше проживём! А беспредел наступает как раз со стороны тех фирм, что занимаются эвакуацией, — на штрафстоянках людей обирают. Короче, долой эвакуаторы и да здравствует работа ГИБДД безо всяких помощников! В этих правовых хитросплетениях попытался разобраться корреспондент «МК» в Саратове».

 

Свой карман важнее правил

Перерыв в работе эвакуационных служб был вызван вовсе не сомнением в целесо­образности их существования. Возникла элементарная неразбериха с конкурсом среди организаций-эвакуаторов — правильно ли он проводился, не было ли подтасовок и т. д. Это, разумеется, придало дополнительный импульс разговорам о том, что в этой сфере всё куплено и продано, штрафные стоянки давно превратились в легальный способ рэкета и вот теперь поделить не могут чужие денежки. Оставим в стороне домыслы и обратимся к мнению экспертов — благо, таковых немало, работа эвакуаторов на саратовских улицах давно стала не только притчей во языцех, но и темой всевозможных обсуждений в прессе и на собраниях граждан с активной жизненной позицией.
Первым компетентным лицом, к кому мы обратились, стала юрист межрегионального правового центра (в интернете эта организация обозначена как «Авто-юрист») Рената ТУГУШЕВА. Эта девушка с солидной правовой подготовкой высказалась по поводу наболевшей проблемы весьма категорично:
— Данные службы зачастую преследуют в своей работе какие угодно цели, но только не наведение порядка на улицах. Они часто работают с нарушениями, не соблюдая техники безопасности, и это вовсе не удивительно, поскольку их главная задача — обеспечить себе прибыль, проще говоря, нажиться. Подумайте, если человек находится рядом — ведь он легко может устранить допущенное нарушение и инцидент будет полностью исчерпан. Но эвакуационным службам нужно вовсе не это — их интерес заключается в том, чтобы получить с него деньги за нахождение машины на штрафной стоянке. Бывают и вовсе анекдотические ситуации, когда машину на штрафстоянку привозят с сидящими в салоне людьми. И включённые в региональный закон поправки по этому поводу вряд ли могут что-то кардинально изменить. Считаю, что всю работу с нарушителями правил дорожного движения полностью обязаны взять на себя сотрудники ГИБДД, они же должны прибегать и к транспортировке машин, мешающих движению, — но лишь в исключительных случаях! А сейчас всё наоборот — фирмы, занимающиеся эвакуацией, заинтересованы в том, чтобы нарушителей было как можно больше. Люди постоянно обращаются к нам с жалобами на такие действия, и мы стараемся помогать по мере возможности.
Что ж, резкость молодого юриста, пусть даже излишне подчёркнутая, может быть вполне объяснима и понятна. Тем более что власть имущие в нашем регионе, когда к ним обращаются с подобными вопросами, предпочитают отделываться общими фразами — «работа эвакуационных служб необходима… предусмотрена федеральным законодательством… большое количество автомобилей на улицах ведёт к непредсказуемым последствиям для дорожного движения» и тому подобное.

 

Закон есть, но с прорехами


Вот как обрисовал своё видение ситуации известный в нашем городе и регионе человек — Владимир НЕЗНАМОВ, член Общественной палаты Саратовской области:
— Под эти санкции не раз попадали мои друзья и близкие люди — им пришлось пройти буквально через «круги ада» на штрафных стоянках. Поэтому проблему знаю не понаслышке. Первое, на что я считаю необходимым обратить внимание, – начало движения эвакуатора с погруженной машиной должно происходить исключительно в присутствии сотрудника ГИБДД, который зафиксировал нарушение и составил все необходимые в таком случае документы. К сожалению, сейчас это не выполняется, причём по ряду вполне объективных причин. Нужен ведомственный приказ. Мы, члены комиссии Общественной палаты, вышли с таким предложением, но, насколько мне известно, на сегодняшний день ничего не изменилось. Жаль.
И второе — человек приехал на штрафстоянку за своей машиной. Получается, что ему была оказана услуга — автомобиль находился на территории этой самой стоянки. За услугу надо платить — это верно. Но для этого нужен соответствующий договор — ведь качество услуги может не удовлетворить владельца машины, например, он нашёл своё авто помятым, исцарапанным или, чего доброго, не хватает каких-то частей. А вдруг пропало что-нибудь из салона. Если услуга оказана некачественно, можно обратиться в суд и потребовать компенсации. Сейчас же на руки «штрафнику» выдают только чек, который в суде ничего значить не будет. Юристы усматривают в этом серьёзный правовой пробел.
— Каким же образом должен заключаться такой договор? Сразу же по приобретении автомобиля?  
— Думается, этот договор человек должен получать на штрафстоянке вместе с машиной. Тогда будут основания для выдвижения претензий и законного отстаивания своих прав. Но сейчас в действующем законе ничего об этом не сказано и действия работников штрафстоянки обжалованию не подлежат. Это, на мой взгляд, неправильно.
— Ну а как насчёт того, что за две недели бездействия эвакуаторов ничего страшного в саратовской транспортной ситуации не произошло? Люди спрашивают — нужны ли эвакуаторы вообще в таком случае?
— Закон есть — значит, нужны. Ведь если в течение двух недель не совершено ни одного преступления, никому не придёт в голову отменять Уголовный кодекс. Убирать надо только те машины, которые действительно мешают движению, затрудняют передвижение других транспортных средств. А в Саратове очень много улиц, на которых в принципе нельзя поставить машину без нарушений — возьмите хотя бы ту же улицу Яблочкова, на которой находится наша Общественная палата. Люди вынуждены нарушать правила. И не нравится мне и моим коллегам то, что очистка улиц от неудобно стоящих машин превращена в бизнес. Мы видим, как за одним сотрудником ГИБДД подъезжает целый караван эвакуаторов и увозят машины буквально «пачками». Ведь один сотрудник физически не может так быстро оформить все необходимые для штрафной эвакуации документы. Вот и получается профанация вместо строгого соблюдения закона. Ныне действующий закон в том исполнении, что мы видим, не решает проблемы облегчения движений по улицам — это моё частное мнение. Не понимаю, почему нельзя решать вопросы с помощью фотофиксации, как это происходит во многих странах мира. Тогда и денег можно было бы собрать гораздо больше, но без нервотрёпки, без скандалов. Думаю, двух-трёх эвакуаторов на город вполне хватило бы.
А массовая эвакуация машин с улиц, кроме всего прочего, порождает нездоровую избирательность. Ведь часто люди возмущаются тем, что одни автомобили грузят на эвакуаторы, а другие почему-то нет. Верно, все забрать просто возможности не предоставляется. Вот и начинают делить автовладельцев на простых смертных и «неприкасаемых». Это не ведёт ни к чему, кроме дополнительной социальной напряжённости.
В разговоре об «оплате услуг» мне вспомнилась печально знаменитая система медицинских вытрезвителей, упразднённая в нашей области впервые в России почти двадцать лет назад — в 1998 г., ведь там задержанные кроме штрафа также оплачивали «услуги» — пребывание в заведении, куда их доставляли явно помимо воли. Представьте, что медвытрезвители находились бы в частных руках и доход их хозяев напрямую зависел бы от количества «доставленных»? Страшно подумать, что творилось бы на улицах — задерживали бы каждого, кто хотя бы пригубил кружку пива. А главное, владельцы «трезвяков» были бы напрямую заинтересованы в росте пьянства среди населения, ведь это обеспечивало бы им безбедную жизнь. Не такая же ли ситуация сейчас складывается с частными фирмами, занимающимися эвакуацией автомобилей и содержанием их на штрафных стоянках?

Познай свои права!
В последнем предположении меня утвердил ещё один борец за права обиженных автолюбителей — гражданский активист Николай БОНДАРЕНКО. Этого молодого человека в нашем городе хорошо знают — он по собственной инициативе приходит на помощь тем, чьи автомобили попадают в поле зрения эвакуационных фирм и оказываются в плену штрафстоянок. Он, помимо всего прочего, убеждён: закон в его нынешнем непрописанном виде можно обернуть как раз против содержателей штрафстоянок, которые останутся несолоно хлебавши в условиях роста правовой грамотности граждан.
— Я, будучи юристом по образованию, ещё в 2011 году пытался помочь своему родственнику, чья машина попала на эвакуатор, а затем на штрафстоянку. Столкнулся с полным беспределом в этой сфере и досконально изучил все соответствующие документы. В то время плата за первые сутки пребывания на стоянке по закону не должна была взиматься вообще. А неофициальная такса составляла 6-7 тысяч рублей — плати и забирай машину. Многие соглашались, как и сейчас соглашаются.
Теперь деятельность по перемещению транспортных средств регулируется на уровне регионов. И наши депутаты приняли закон, по которому за нахождение машины на штрафстоянке нужно платить. Но! В законе не сказано, что плата может взиматься на месте, непосредственно на штрафной стоянке. Там следует отдать машину владельцу и выписать чек, по которому он оплатит в банке пребывание своей машины на стоянке. Если этого не делают, не отдают машину, фактически берут её в залог, человек имеет право обратиться в полицию и потребовать защиты своих прав. Вот и всё.
Дальше — если вы не оплатили счёт в банке, с вас должны взыскать эти деньги через суд. Но никаких сроков оплаты в законах не указано. И никакого механизма взыскания денег на основании выставленного счёта также не предусмотрено. Для этого нужен двусторонний договор, а его нет. Что является основанием для выписывания счёта на штрафной стоянке? По сути, ничего. И мы уже неоднократно помогали людям освободить свои машины безо всякой оплаты. Административные же протоколы к деятельности штрафных стоянок не имеют никакого отношения. И доходы фирм-эвакуаторов, получается, базируются на незнании гражданами своих прав. Но 2-3 человека в месяц с нашей помощью свои права всё же отстаивают. А их должно быть больше.  
По данным гражданских активистов, в день с саратовских улиц забирают на штрафные стоянки около двухсот машин. В месяц, таким образом, получается около шести тысяч автомобилей. С каждого по три тысячи рублей за нахождение на штрафстоянке — восемнадцать миллионов в месяц. Эти деньги попадают не в бюджет города и области, а в карманы частных предпринимателей. Везде ли по России так? Нет, не везде. В Москве и в Санкт-Петербурге эвакуацией автомобилей занимаются муниципальные службы. И это всех устраивает. А у нас? В муниципалитете нет денег на такие службы и, как следствие, нет возможности получать дополнительные средства, которые уходят бизнесменам, выигрывающим конкурсы на проведение эвакуации чужих авто. А закон бизнеса всё же не защита прав людей, а получение прибыли. Такой вот получается замк­нутый круг. Навсегда ли он замкнут? Ответа пока нет. Хотя вопросов у людей накопилось больше чем достаточно.
 

Станислав ОРЛЕНКО

Метки: Незнамов, эвакуаторы

Оставить комментарий