Главная / Издания / Тест имею!

Тест имею!

Тест имею!
05 августа 2015

Ирина ЛИХОМАН

МК в Саратове

№32 (937) 05.08.2015

У вас нет уголовного прошлого и вы никогда не были в полиции? Ничего, это несложно исправить. У россиян появилась возможность побыть в шкуре потенциального наркомана: быть задержанным сотрудником правоохранительных органов и сопровождённым на медицинское освидетельствование. На первый взгляд, напоминает «чернушную» экзотику, примерно как в шотландской тюрьме Inveraray, где любой турист за несколько сотен евро может примерить на себя роль узника: ему зачитают приговор, запрут в камере, пару раза выведут на тюремные прогулки, а в конце предложат «побег». Только в российских реалиях всё гораздо серьёзнее, ведь федеральным законодателям не до шуток. По данным УФСИН по Саратовской области, каждый пятый осуждённый отбывает срок за незаконный оборот наркотиков.

На анализ становись!
С наркоманией нужно бороться — это неоспоримый факт. Непонятно одно: почему в России с ней борются не врачи, а силовики, причём довольно оригинальными методами. Нет, когда Госнаркоконтроль РФ предлагает финансировать из госбюджета частные клиники, дабы они активно лечили безденежных наркоманов, вопросов не возникает — сразу понятно, что к чему. Или когда то же самое ведомство вдруг приступает к разработке законопроекта о том, чтобы за счёт штрафов, а также конфискованных у наркоторговцев денег и имущества силовики могли лечить наркоманов. А два года тому назад неугомонная структура попросила закрепить за собой статус ведущего (!) ведомства по реабилитации наркомании и попросила на это всего-то 180 млрд руб. бюджетных денег. Понятно, что никаких дензнаков наркополицейские не увидали — усидеть бы на месте, учитывая упорные слухи о расформировании ведомства.
Однако теперь все проекты ФСКН превратились просто в детский лепет, после того как Совет Федерации одобрил закон об обязательном медосвидетельствовании, а затем, в середине июля, его подписал президент Владимир ПУТИН. В стране открылся сезон охоты на наркоманов? Или на неугодных власти граждан? Попробуем разобраться в ситуации.
24 июля 2015 г. вступил в силу федеральный закон от 13.07.2015 г. № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вводит административную ответственность за отказ от проверки на состояние наркотического опьянения. Соответствующие изменения были внесены в статьи 6.9 (потребление наркотиков и психотропных веществ) и 20.20 (потребление алкоголя, наркотиков и психотропных веществ в общественных местах) КоАП РФ.
Поправки коснутся как работников определённых сфер деятельности, так и простых граждан. К категории тружеников, для которых вводится обязательное наркотестирование, относятся граждане, чья работа связана с использованием оружия либо с организацией или обеспечением движения воздушного, водного и железнодорожного транспорта, а также иностранные граждане, претендующие на получение патента на работу в России.
Законом предлагается проводить их медицинское освидетельствование на предмет потребления наркотических средств или психотропных веществ при поступлении на работу, в рамках диспансеризации или ежегодно. Одновременно работодателю даётся законное право увольнять тех, кто будет уличён в употреблении наркотиков либо откажется от прохождения обязательного медосмотра.
Но самое интересное касается поправок в статью КоАП РФ, где речь идёт о наказании за употребление наркотиков на улицах, стадионах, в скверах, парках, общественном транспорте и других общественных местах. Теперь за отказ от медосвидетельствования при подозрении на незаконное потребление наркотиков или спайсов, в том числе в общественных местах, гражданину грозит штраф в размере от 4 до 5 тыс. руб. или же административный срок до 15 суток. При этом основанием для освидетельствования будет служить предположение должностных лиц, что тот или иной гражданин мог употребить наркотические или психотропные вещества без назначения врача.  

Поголовный розыск
Проще говоря, любая подозрительная, с точки зрения стража порядка, личность должна немедленно отправиться на медицинское освидетельствование либо заплатить штраф. Независимо от того, является ли эта личность наркоманом со стажем, известным всему району, или обычным законопослушным гражданином, в жизни не нарушившим ни одной статьи Административного кодекса. Всё-таки наркомания очень опасное заболевание, и только профилактические меры смогут спасти страну от наркотического дурмана, об этом со всех трибун вещают чиновники разных рангов.
Вот только саратовские эксперты видят совсем иные мотивы в системе обязательного тестирования. И они очень отдалённо связаны с профилактикой наркомании.
Как считает Илья ШАШИКАДЗЕ, генеральный директор саратовской коллегии адвокатов «Илком», нет сомнений, что наркотики — это национальное бедствие и необходимо принимать меры для решения этой проблемы.
— Однако закон об обязательном мед­освидетельствовании, на мой взгляд, нарушает права человека, — высказывает своё мнение Илья Сергеевич. — Но самое главное, что эти ужесточения ничего не изменят: допустим, человека остановили на улице, попросили пройти тест, указав, что есть подозрение, будто он употребляет психостимулирующие вещества. Тест это подтвердил, а дальше что? Ничего. Он не распространял наркотики, не брал их на хранение, не употреблял в общественных местах, а, скажем, два дня тому назад попробовал «дурь», что не является уголовным деянием. Считаю, для того, чтобы эффективно бороться с наркозависимостью, необходимо не только выявлять, но и решать, что делать с гражданами, употребляющими психостимулирующие вещества. Просто тестировать каждого прохожего, который по каким-то причинам вызвал подозрение у сотрудника правоохранительных органов, — полная бессмыслица, которая крайне далека от реальной борьбы с распространением наркозависимости.
Примерно такого же мнения придерживается саратовский адвокат Илья ДОДИН. По его мнению, новый закон будет очередным поводом для злоупотребления своими полномочиями сотрудников правоохранительных органов.
— Что будет, если полицейский заставит человека пройти освидетельствование, а гражданин оказался не употребляющим наркотики? У него могли быть свои дела, ограниченное время, деловые встречи. Никаких плюсов в этой инициативе я не вижу. Борьба с наркоманией должна протекать совсем в другом ключе, а здесь больше похоже на сражение с ветряными мельницами.
Политологи поддерживают точку зрения адвокатов.

Комментарий эксперта
Александр ПАНТЕЛЕЕВ, кандидат психологических наук, политический психолог:
— Возможно, этот закон и был бы полезен для борьбы с наркоманией, но не в наших российских реалиях. Ведь он открывает массу возможностей для преследования инакомыслящих, людей, недовольных властью, его можно использовать в бизнесе, да где угодно. Поскольку теперь любого человека, который идёт на важную встречу, переговоры или процесс, можно вполне официально задержать, отвести на мед­освидетельствование, потратить его время и потрепать ему нервы. Закон развязывает руки правоохранительным органам, более того, я уверен, что он будет использован не совсем в благих целях.

Единственный момент: пока неизвестно, где будет проводиться медицинское освидетельствование граждан и в какую сумму обойдётся государству закупка тестов. Вероятно, все разъяснения появятся совсем скоро в подзаконных актах.


Дадут прикурить
По мнению другого саратовского адвоката, Михаила МАМЕДОВА, закон о медицинском освидетельствовании на наркотики вполне имеет право на жизнь.

Комментарий эксперта
Михаил МАМЕДОВ, почётный адвокат России:
— В ситуации, которая сегодня сложилась с наркозависимостью, хороши абсолютно все способы, если они не нарушают права граждан. Считаю, что ничего страшного не произойдёт, если представитель правоохранительных органов попросит гражданина пройти освидетельствование. Подозревать и предполагать можно, это, на мой взгляд, не ущемляет права граждан. Но опять же здесь есть уточнения. Гражданина могут только проверить на наркозависимость, и если всё чисто, вежливо сказать: извините, до свидания. Только так и никак иначе. Другой вопрос: где и как будут проводиться медосвидетельствования? Механизм должен быть чётко отработан: кровь взяли, опечатали её, дабы исключить постороннее вмешательство. Всё должно быть чётко прописано, и тогда сама идея тестирования станет абсолютно нормальной, актуальной и жизнеспособной.


Как считает кандидат исторических наук Игорь ШАХНАЗАРОВ, чем нестабильнее государство, тем нестабильнее его правовая система.
— Принимаются законы, которые не исполняются, как, к примеру, борьба с курением в общественных местах: граждане как дымили, так и продолжают это делать, — высказывает своё мнение Игорь Яковлевич.

Комментарий эксперта
Игорь ШАХНАЗАРОВ, кандидат исторических наук, почётный адвокат России:
— В данном случае мы ведём борьбу не с наркоманией, а с правами человека. Ведь как этот закон может работать на практике: к человеку подходит страж порядка и говорит: есть основания предполагать, что вы принимаете наркотики, пройдёмте на медосвидетельствование. Не совсем понятно, какой повод сотрудники правоохранительных органов имеют для беспокойства человека. Какие основания, какая база для «предположения»? На мой взгляд, законодательные акты не могут нарушать конституционные права, и для любого освидетельствования должны быть веские основания, а не просто некие предположения человека в форме. Да и вообще, с какой целью всё это задумано? Для борьбы с наркоманией? Но во всём мире наркомания лечится медикаментозно, а не при помощи полицейских мер. Закон наделяет правоохранительные органы огромными полномочиями, и можно предположить, что будут «перекосы». Закон должен быть прописан от А до Я: никаких лазеек для полицейских, никаких надуманных поводов для освидетельствования — тоже, поскольку это нарушает права человека.


Возвращаясь к практически мёртвым законам о запрете курения и употребления спиртных напитков в общественных местах, отмечу, что автор сама становилась невольным свидетелем, как стражи порядка подходили к пьющей пиво в сквере компании и через пять минут отбывали по своим делам, спрятав денежные купюры в карман. Велика вероятность, что благодаря новому закону сотрудники правоохранительных органов дополнительно обогатятся, ведь пиво и сигареты — это не наркотики, и сумма «мзды» будет явно выше 100-150 руб. за распитие пива.
Самое интересное, что в предыдущем варианте закона предполагалось, что правоохранители смогут проверять также граждан, которые им покажутся пьяными. Одним из авторов проекта выступила председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина ЯРОВАЯ, прославившаяся одиозными инициативами. Однако «алкогольное» положение убрали из окончательного варианта документа. Видимо, чиновникам это напомнило возврат к вытрезвителям, пусть и более современным: выпил, попался, лишился денег.

 

Ирина ЛИХОМАН

Метки: Додин, Мамедова, Шахназаров, ШАШИКАДЗЕ, Яровая

Оставить комментарий