Главная / Издания / ЖКУ: в неоплатном долгу?

ЖКУ: в неоплатном долгу?

ЖКУ: в неоплатном долгу?
26 августа 2015

Сергей АНТОНОВ

МК в Саратове

№35 (940) 26.08.2015

В пресс-центре «МК» в Саратове» обсудили «горячую» тему неплатежей потребителя за поставленные теплоресурсы. В преддверии отопительного сезона особую важность приобретают полнота оплаты жилищно-коммунальных услуг и, конечно, платёжная дисциплина граждан. Оплата ЖКУ и наличие у поставщиков и управляющих компаний «жи­­­вых» денег — это один из ключевых залогов успешной подготовки к отопсезону и своевременному и успешному вхождению в него.

К сожалению, долги населения за ЖКУ существенны и имеют тенденцию к росту. «МК» в Саратове» попытался разобраться, каковы основные причины растущей задолженности — неплатежеспособность населения, низкая финансовая дисциплина, уровень доверия людей к платёжным начислениям или что-то иное. На минувшей неделе, 20 июля, в пресс-центре издания собрались профильные специалисты в сфере жилищно-коммунального хозяйства — представители органов власти, руководители управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.
В настоящее время долг абонентов перед теплоэнергетиками в целом по Саратовской области составляет 3 млрд 309 млн руб. При этом присутствует определённая положительная динамика: по состоянию на 1 января задолженность уменьшилась на 311 млн. Об этом в ходе обсуждения сообщил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Валерий ВАСИЛЬЕВ.
Валерий Иванович подчеркнул, что ос­­новная часть долга — за населением Саратова. В связи с этим к наиболее злостным неплательщикам приходится применять самые суровые меры: в настоящий момент в судебные инстанции подано свыше 26 тыс. исковых заявлений, по 13 тыс. исков решение уже вынесено и взыскано 184 млн руб. «В этом году работа по взысканию задолженности превышает уровень 2014-го. Одна из причин массовых неплатежей — невысокие доходы отдельных категорий граждан. В соответствии с законодательством работает институт господдержки населения, и все, кто сегодня нуждается в получении субсидий, имеют полную возможность её оформить», — отметил замглавы профильного министерства.
Ещё один фактор, влияющий на платёжную дисциплину, — уровень доверия, а точнее, недоверия населения к пла­тёжным начислениям. Не секрет, что у многих граждан сформировалось прочное мнение: управляющие организации лукавят, а то и откровенно жульничают с жировками и реальные параметры платежей вовсе не такие, как то стоит в квитанциях на оплату ЖКУ.
О том, что именно беспокоит людей, подробно рассказал заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Саратовской области Виктор ЦОПИН: «За семь месяцев текущего года по претензиям к исполнителям ЖКУ в инспекцию поступило 2426 обращений граждан. Около 70% писем так или иначе затрагивает вопросы справедливости начисления жилищно-коммунальных платежей. Мы про­­вели 672 проверки и в 158 случаях вы­­явили реальные нарушения. Были составлены протоколы по факту административных правонарушений. В настоящее время 50% предписаний исполнено».
По словам Виктора Александровича, характер выявленных нарушений следующий. Очень распространена ситуация, когда начисленный объём общедомовых нужд превышает объём, исчисленный исходя из нормативов потребления. Часто бывает, что один прибор учёта стоит на несколько домов и управляющая организация начисляет по этому прибору, а это неправильно; когда начисление платы за горячее водоснабжение по ОДН производится без показаний общедомового прибора учёта. ГЖИ выявила и завышение объёмов индивидуального потребления: к примеру, человек подаёт 100 киловатт-часов потреблённой электроэнергии за месяц, а платёжка приходит на 110. «По итогам выданных предписаний произведён перерасчёт начислений гражданам на сумму 3 миллиона 465 тысяч рублей», — сообщил СМИ Виктор Цопин.
В настоящий момент есть несколько форм управления многоквартирных фондов – УК, ЖСК, ТСЖ, и на долю управляющих компаний приходится около 1% нарушений, в основном нормативную базу нарушают ТСЖ и ЖСК. На круглом столе присутствовали руководители сразу нескольких управляющих организаций — это директор УК «Фри ДОМ» Борис НИКИТИН и директор УК «Импульс» Марина СЕРГЕЕВА. Пред­ста­вители этих структур отметили, что темпы погашения задолженности зависят от того, как скоро будет осуществлён переход на прямые взаиморасчёты потребителей с поставщиком услуг.
«МК» в Саратове» поинтересовался у приглашённых экспертов, станет ли панацеей переход на прямые договоры (тут следует отличать прямой договор от схемы прямого взаиморасчёта). Валерий Васильев отметил, что такое новшество может повлечь за собой ряд сложностей. Дело в том, что институт УК создавался с целью контроля за ЖКУ, их потреблением и оплатой, а если из-под управляющих компаний «выведут» функцию расчёта за коммунальные услуги и останется только функция оплаты жилья, то у УК исчезнет мотивация в плане проверки реально потреблённых ресурсов, предположил замминистра.

 

Сергей АНТОНОВ

Метки: Васильев, Никитин, Сергеева, теплоресурсы

Оставить комментарий