Главная / Издания / Исчезающие

Исчезающие

Исчезающие
02 сентября 2015

Ольга ТРУШКИНА.

МК в Саратове

№36 (941) 02.09.2015

В СМИ, соцсетях, на полицейских сайтах то и дело появляются сообщения о пропавших без вести: «ушёл из квартиры/дома и до сих пор не вернулся», «помогите найти человека», «разыскивается без вести пропавшая», «обратите внимание! может находиться в любом регионе страны»… С фотографий на нас смотрят дети, подростки, мужчины и женщины всех возрастов. Среди них всегда есть те, кого так и не удаётся найти.

Особые приметы цифр
По ряду статистических данных считается, что в России пропадает от 70 до 100 тыс. человек в год. В нашем регионе ежегодно объявляются пропавшими более тысячи граждан. Если быть точнее, то в 2014 г. их количество составило 1118 человек. Врио начальника отдела информации и общественных связей ГУ МВД РФ по Саратовской области Владимир КОСТЕРОВ полагает, что в последнее десятилетие ситуация в этом направлении улучшилась, поскольку в 2006 г. пропавшими без вести числились 1709 человек. Мужчины, кстати, в Саратовской области пропадают в два раза чаще, чем женщины. Так, в 2013 г. соотношение было таковым: 757 и 432, в 2014-м — 760 и 350. За 7 месяцев 2015-го — 486 и 258.
В группе риска — граждане, страдающие потерей памяти и психическими расстройствами. Нередко пропадают подростки, сбегающие от родителей и из детдомов. В сезон в розыск объявляются грибники, заблудившиеся в лесу. Причин исчезновения людей великое множество, вплоть до похищения, насильственного удержания и убийства. Как показывает практика, наибольшее количество без вести пропавших устанавливается в течение первых трёх дней с момента регистрации заявления в полиции.
Среди самых значительных проблем при проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудники Главного управления МВД РФ по Саратовской области называют отсутствие у родственников сведений об особых приметах, одежде пропавшего человека, неосведомлённость заявителей о дружеских связях, местах работы, источниках доходов.
Большинство разыскиваемых найти удаётся. Например, за первых восемь месяцев 2014 г. в регионе без вести пропадало 723 человека, 710 из которых были разысканы. За весь прошедший год пропавшими считались 1118 человек, а найти удалось на пять человек больше. Парадокс объясняется пометкой: «С учётом прошлых лет». За 7 месяцев 2015-го в МУ МВД России «Балаковское» подано 44 заявления (найдено 40). В МО МВД России «Балашовский» подано 74 (найдено 72). С 1 августа список пропавших пополнил 15-летний подросток из Энгельса Александр АСТАХОВ.
Что касается г. Балашова, то могу точно назвать человека, которого в течение трёх месяцев так и не удалось найти. Обстоятельства его исчезновения и впрямь довольно странные.  

Из дома престарелых неизвестно куда
Во второй половине июня этого года Василий Павлович БАННИКОВ пришёл в ГАУ СО «Балашовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» навестить младшего брата Сергея 1951 г. р. Стоит отметить, что долгие годы Сергей Банников жил с супругой в Тольятти, работал водителем на автобусе. Но потом разошёлся с женой и переехал в Балашов. Жилья не было, поэтому останавливался то у брата, то у сестры, пока, наконец, не обосновался в доме-интернате для престарелых, рассудив, что здесь будет свой угол и уход...
В полном изумлении Василий Павлович услышал от директора учреждения Дмитрия КРАСНОВА, что Сергей пропал где-то в Аркадакском районе полторы недели назад. «А зачем вы его отпустили? С кем туда уехал?» — спросил он у директора дома-интерната. Заявления на отпуск, написанного рукой брата, Василий Павлович так и не увидел.
23 июня пенсионер обратился в МО МВД России «Балашовский», где ему помогли написать заявление. Тут, правда, возникло небольшое недопонимание. «Я пытался доказать, что брата забрали пасечники, а написал в итоге «ушёл из Балашова в Аркадак», — посетовал Василий Павлович. — В полиции заверили, что разберутся». Не нужно быть юристом или филологом, чтобы почувствовать разницу между глаголами «забрали» и «ушёл». Василию Павловичу выдали талон-уведомление, в котором указано, что заявление принято оперативным дежурным
А. В. КОБЯШОВЫМ.
С исчезновением Сергея 74-летний пенсионер потерял сон. Ему удалось выяснить, что брата увёз Алексей ЯЦЕНКО охранять пасеку. Яценко признал, что 11 июня забрал Сергея, а через несколько дней тот пропал. Заверил, что оставил на пасеке воду и продукты, а когда приехал 15-го — дверь дома была открыта настежь, вещи и телефон сторожа лежали на месте. По признанию Яценко, он сам был в шоке от того, куда его постоялец подевался. При этом отметил, что Сергей выпивал, однако характеризует его как добросовестного человека: иначе не доверил бы охрану пасеки. Алексей написал заявление в отделение аркадакской полиции, на место выехала опергруппа. Но мужчина как сквозь землю провалился. Василия Павловича, в числе прочих странностей, настораживает тот факт, что брат не взял с собой телефон, с которым обычно не расставался.
От Яценко удалось узнать, что человека, похожего по описанию на Сергея Банникова, видели в селе Чиганак, он спрашивал дорогу в село Хоперское Балашовского района. То ли это был не он, то ли не смог добраться до населённого пункта... 25 июня Василию Павловичу пришёл ответ из балашовской полиции: «Материал по вашему заявлению о розыске брата направлен в МО МВД России «Аркадакский» для организации розыска по территориальности, так как последнее его местонахождение достоверно установлено на территории с. Чиганак Аркадакского района».
К чести аркадакских полицейских стоит отметить, что, хотя им пока и не удалось найти человека, они всё же пытались: выехали на поиски, допросили Яценко, родственников пропавшего, Дмитрия Краснова. Что касается последнего, то в телефонном разговоре он так прокомментировал исчезновение одного из проживающих: «У нас не тюрьма, люди могут уехать в отпуск… Он должен был вернуться 10 или 11 июля. С Яценко лично не знаком».
Василий Павлович написал также заявление на имя прокурора г. Балашова Андрея НИЗОВЦЕВА с просьбой помочь разобраться в ситуации, все ли меры для нахождения брата были предприняты.
Хотя это не отменяет главного. Найти человека спустя три месяца после исчезновения крайне сложно. По истечении этого срока пропавшего объявляют в федеральный розыск: информация о нём передается в общероссийскую базу данных. Но, может, хотя бы ясности станет больше. А самое главное, возможно, не повторится в следующий раз.

Сигнал тревоги от «Лизы Алерт»
Наверное, в России не могли не по­явиться добровольцы, занимающиеся поиском людей. Широкую известность получил поисковый отряд «Лиза Алерт», названный в честь маленькой Лизы ФОМКИНОЙ, погибшей в 2010 г. в подмосковном лесу. А вот другая часть названия восходит к системе оповещения AMBER Alert, принятой в США, Канаде и других странах. Информация о пропаже ребёнка проходит на радио, телевидении, электронных знаках дорожного регулирования, телевизионных рекламных щитах, поступает эсэмэсками и электронной почтой.
Житель Энгельса Константин КОСТЫРИН, около года проживший в Москве и принимавший активное участие в работе отряда «Лиза Алерт», вернувшись на малую родину, решил продолжить поисковую деятельность уже в нашем регионе. 1 апреля 2014 г. по­явился отряд «Лиза Алерт Саратов». Его координатором является Константин.
Среди добровольцев, готовых в любое время отправиться на поиски пропавших людей, 2-3 десятка жителей Саратова и Энгельса совершенно разных возраста, образования, интересов и политических взглядов. «За то время, что отряд существует в нашем регионе, к нам поступило около 65 заявок, — рассказал Константин. — Не всех лично привели за руку, но мы предприняли определённые шаги, чтобы людей нашли. 15-20 человек найти так и не удалось. За время нашей работы в Саратове один раз сталкивались с похищением человека. Когда случается подобное, знаем, как нужно действовать. Не раз в России запускали этот механизм. Вот и в Саратове, когда все обстоятельства указывали на похищение, расклеили по всему городу ориентировки, рассказали об этом в соцсетях... На следующий день человека отпустили, он пришёл в полицию». Немногим преступникам улыбается быть взятыми по такой тяжёлой 126-й статье УК РФ, как «Похищение человека».
Обычно волонтёры отряда «Лиза Алерт Саратов» сталкиваются с более прозаичными случаями: разыскивают людей с тяжёлыми психическими расстройствами, потерей памяти. Одну женщину искали уже раз пять. Как-то зимой удалось спасти дедушку с синдромом Альцгеймера, вытащив его из сугроба. В другой раз волонтёры в полночь сорвались в Петровск на поиски пожилого мужчины, сын которого рассказал о проблемах отца с сердцем. Около 4 часов утра пенсионера удалось обнаружить. Его машина застряла, мобильная связь не ловила, но сам он был в порядке. Есть и те, кто скрывается от семьи, кредиторов, даже уходит в загул.
За счастливое возвращение родственника многие готовы благодарить не только на словах. Но позиция волонтёров отряда — никаких денег и интернет-кошельков. При этом от оборудования, которое очень нужно для поисков, волонтёры не откажутся.
«ВКонтакте» есть группа «Лиза Алерт Саратов». Одна из первых строчек — это номер бесплатной горячей линии
8-800-700-54-52, действующий по всей России. Оператор принимает заявки и распределяет их по регионам. Активные поисковые мероприятия на местности лучше вести по горячим следам, когда шансы найти человека значительно выше.
«Не нужно бояться кого-нибудь напрячь, — отмечает Константин. — Когда есть подозрение, что человек пропал, следует сразу писать заявление в полицию и сообщать нам. Нельзя терять время. И лучше всего дома иметь «свежую» фотографию, а не сканированную копию с паспорта 20-летней давности».

Ясновидящие не помогут
Кого отсутствие «свежего» снимка не смущает, так это экстрасенсов. Людей с выдающимися паранормальными способностями у нас пруд пруди. В любом «Хогвартсе» позавидуют. Ясновидящая из Балашова Марина заверила, что ей по силам найти человека по снимку 25-летней давности, пропавшего три месяца назад! «По фотографии скажу, где искать, куда идти, что делать», — заверила меня гуру. Причём за один сеанс, стоимость которого она оценивает в 500 руб.
«За всё время, что я занимаюсь поисковой деятельностью в отряде «Лиза Алерт», ни разу ни одна версия экстрасенса не подтвердилась. Когда находим человека, выясняется, что и близко не был там, где говорила очередная ясновидящая или гадалка. Принципиально не рассматриваем их версии, чтобы понапрасну не тратить имеющиеся ресурсы», — прокомментировал Константин Костырин.
Как это ни удивительно, но с координатором саратовского отряда согласилась балашовская целительница Светлана: «Не зная человека, почувствовать его практически нереально, не верю. Для того чтобы заниматься поиском, нужно хотя бы обладать способностью уходить в себя, работать со своим биополем, с астральным, ментальным телом, знать их характеристики. Это очень глубокое знание парапсихологии, определённая область науки. Она предполагает работу над собой, телепатию. Я закрыла глаза, и ты, и мы мысленно передали друг другу информацию. Не очень люблю эту область. Когда человек берётся и гадать, и лечить, и ещё что-то делать, однозначно, что ничего не умеет. Не слышала, не видела, не сталкивалась, чтобы специалисты подобного рода были в Саратовской области».
Оказывается, и тут лёгких путей не бывает. И потусторонние силы не ответят, куда деваются граждане, которых так и не удалось найти.
 

Ольга ТРУШКИНА.

Метки: Астахов, Банников, Кобяшов, Краснов, Лиза Алерт Саратов, Яценко

Оставить комментарий