Главная / Издания / Звонок на урок

Звонок на урок

Звонок на урок
04 сентября 2015

Дмитрий Митрошин

Saratovnews

август

Дочь отправилась в четвертый класс и принесла учебники. Три года они меня веселили нагромождением глупостей и несуразностей. Учебники за 4-й класс гораздо серьезнее. Чувствуется, что тут ребенка готовят к реальной жизни.

Математика как-то сразу не пошла. "Запиши шестизначное число, каждая цифра записи которого совпадает с номером разряда, следующего за разрядом, в котором она находится". Думаю, знатоки из телепередачи "Что? Где? Когда?" в попытке затянуть время попросили бы ведущего повторить вопрос.

И потом ребята явно отстали от жизни. Надо же учитывать политический момент. Вон на Украине, я читал, тамошний минобраз озаботился тем, чтобы уже в учебниках для младших классах закладывалась информация о превосходстве украинского этноса. А мы все еще делим яблоки и груши между абстрактными мальчиками и девочками. Почему бы не сочинить задачи об уничтожении санкционной продукции? Вчера Сережа и Маша сожгли 30 килограммов нектаринов, это на 20 кг меньше, чем сегодня. Сколько Сережа и Маша отправили под самосвал сыра, если его вес равен весу уничтоженных нектаринов за два дня? Вроде и задачу решаешь, и за политической повесткой дня следишь. То есть занимаешься математикой, но при этом формируешь свою гражданскую позицию. Написал – 0 кг, получил двойку, зато выразил свое отношение к происходящему.

"Русский язык" порадовал разнообразием, которого в мои школьные годы не было. Изучая однородные члены предложения, здесь читают рецепт салата из рыбного филе, состав травяного бабушкиного сбора и даже корма для кошек. Никакой чепухи, только то, что действительно пригодится в жизни. Я бы посоветовал обратить внимание на состав йогуртов. Там однородного, неоднородного еще больше.

Для связок между главами, причем это касается всех учебников начальной школы, вставлены диалоги ребятишек с учительницей, которую именуют Анишит Йокоповной. Это настоящая грымза с кладбищенским погонялом и сомнительной внешностью. Она не только учит детей школьным предметам, но и следит за их воспитанием и нравственностью, причем делает это очень навязчиво и подчас грубо. В свободное от работы время.

Полагаю, мало найдется детей, полюбивших сей персонаж всем сердцем. Тем более что в первых классах эту даму рисовали примерно как старуху Шапокляк. А следом за нею топали Асырк и Торк, которые сами по себе уже были арт-хаусными персонажами. Но и эти тщились чему-то научить детишек. Хотя при приближении к школе одного только Торка я бы от греха вызвал специалистов из наркоконтроля.

Так вот, вероятно, негативная реакция родителей на эту педагогиню сыграла свою роль. Как в дешевом сериале, на первых страницах учебника по русскому языку за 4-й класс Анишит Йокоповна объявляет о том, что прощается с детворой, а вместо себя очень рекомендует некую Евдокию Васильевну. В "Докторе Хаусе" парню, исполнявшему одну из главных ролей, но решившему уйти на работу в администрацию Обамы, в какой-то серии пришлось застрелиться. Уверен, детишки с большим энтузиазмом восприняли бы акт самосожжения Анишит Йокоповны после разоблачения ее, как американской шпионки. Ну да ушла и ушла, сказав на прощанье: "Нельзя унывать! Мы всегда будем рядом с вами! А сейчас вперед, на встречу с безударными гласными!"

С другой стороны… Мы тут с приятелями вспоминали своих учителей. Один сказал, что в его школе педагоги кидали в учеников мелом. Другой припомнил, как учительница истории швырнула указку. Я выиграл. Наш трудовик Степан Петрович, помнится, запустил в одноклассника кривой деревянной вешалкой. Той самой, которую ученик сделал собственными руками и сдал учителю в надежде получить удовлетворительную отметку. Корпел весь урок, но не вышло. Просто трудовик после уроков нес нашу продукцию на Сенной, где и сбывал по сходной цене. Поэтому плохая вешалка – не просто двойка в дневник, а еще и неликвид. А это уже тянет на личное оскорбление.

Вот почему-то это помню, а тихую скромную учительницу ботаники – нет. Почему-то запомнились только педагоги, которые испытывали садистское удовольствие, когда ставили ученикам двойки. Они были язвительны и остроумны. Страх нарваться на издевку заставлял учить ту же физику с удвоенной энергией. Правда, все равно не помогало. С другой стороны сейчас я понимаю, что только она, наша безумная физичка, умела вызывать в нас чувство стыда за незнание. На других уроках можно было сказать "А меня не было" или "Я болел" и спокойно сесть на свое место. И только на физике ты ощущал себя преступником, застигнутым на месте преступления.

Садизм – как особая примета. Как стеклянный глаз, хромота или присвистывание горбатого завуча, когда она произносила шипящие. Не надо пользоваться косметикой, вы такие красивые, уверяла она наших девочек. А у самой что такое зеленое под глазами? Или это возрастное? Лицемерка носила вязаную кофту и шаркала ногами. Стоит перед глазами, будто только вчера виделись. А милая учительница музыки из памяти стерлась.

Ну и директриса, конечно. Такой ненависти к детям, которая ощущалась физически, я после ни у кого не встречал. Это сильное чувство она пронесла через всю жизнь. Причем когда она несла его по коридору, время останавливалось. Бежавшие школьники замирали на бегу. Это был всадник апокалипсиса с искусственными фиолетовыми волосами, и главное было – не попасться ему на глаза. Я попадался. С тех пор я знаю, что такое страх.

Так что, может, я и не прав насчет Анишит Йокоповны. Гадкая тетка в качестве преподавательницы изначально занизит запросы наших детей. Помню, ругался на то, что в учебниках за 2-й и 3-й класс были изображены не кошки и собачки, а какие-то жуткие монстры. А теперь думаю – зря. Чем страшнее, тем ближе к нашей реальности. Значит, меньше будет разочарований.

В этом смысле понравился учебник по окружающему миру. Вот, например, что пишут об отдыхе на черноморском побережье: "К сожалению, и в этой всероссийской здравнице существуют экологические проблемы. Сочи – крупный порт на Черном море. Нефть, сточные воды и мусор, попадая в море, загрязняют его. Люди, приезжающие сюда отдыхать, гуляя по паркам, обрывают красивые растения, ломают ветки деревьев и ловят насекомых. Совершая прогулки в горы, вырезают "на память" надписи на стволах деревьев, сбрасывают вниз валуны. Купаясь в море, уничтожают медуз и крабов, выбрасывая их на берег".

Посмотрел год издания – 2012-й. То есть, сдавая учебник в печать, уже знали, что в Сочи пройдет олимпиада. И разве подобный текст – не доказательство гражданской смелости его авторов? Какие еще сточные воды и мусор?!

Рассказывая о древних племенах, пишут: "Часто между соседними племенами происходили столкновения из-за того, кому охотиться в богатом зверьем и растительной пищей ближайшем лесу, кому ловить рыбу в окрестных водоемах, а иногда и по другим поводам…"

То есть тысячелетия пронеслись, а ничего не изменилось. Вот что должен вынести ребенок из учебника. И это только четвертый класс.

Дмитрий Митрошин

Оставить комментарий