Главная / Издания / Виктор Сухоруков: сила - в совести

Виктор Сухоруков: сила - в совести

Виктор Сухоруков: сила - в совести
25 ноября 2015

Автор: Антон Краснов

Фото: Алексей Леонтьев

МК в Саратове

№48 (953) 25.11.2015

Знаменитый актёр рассказал о справедливости, честности и противоядиях к кризисным явлениям.

В наше крайне непростое время люди считают, что им не хватает стабильности, финансов, благополучия, резервов, у людей до предела обострено, оголено чувство социальной справедливости. Однако это чувство — многоглавый змий: кто-то искренне страдает от реалий современности, кто-то прикрывает ими свои интересы, пристрастия, лукавые ожидания; кто-то откровенно юродствует, лжёт, предаёт, идёт против чести и совести, упорно и расчётливо полагая, что время всё спишет. На самом деле нашим современникам, нашим согражданам не хватает искренних эмоций и честности перед собой. Не хватает чётких моральных ориентиров, не хватает любви и преданности. Иным банально не хватает совести. 
Все эти тончайшие нюансы обострены и обыграны в блестящем спектакле «Старший сын», который был представлен в Театре оперы и балета 17 ноября театральной компанией «Свободная сцена» при поддержке «МК» в Саратове». Главную роль в спектакле сыграл замечательный актёр, народный артист России Виктор СУХОРУКОВ. «Брат всея Руси» дал эксклюзивное интервью нашему изданию — о предназначении и задачах актёра, о вызовах времени, о государстве и искусстве. О том, в чём сила, брат…

«Старший сын»: уникальное решение 

Виктор Сухоруков в сознании массового зрителя ассоциируется прежде всего с культовыми фильмами «Брат» (1997) и «Брат-2» (2000), где он сыграл разудалого, яркого, лихого персонажа — киллера Виктора Багрова. Виктор Иванович привёз в Саратов спектакль «Старший сын». Это постановка режиссёра Павла САФОНОВА по одноимённой пьесе Александра ВАМПИЛОВА. Аудитория знает этот драматургический шедевр по фильму 1975 г. Кто в неведении (если есть такие) — сюжет вкратце следующий. Двое молодых людей опаздывают на последнюю электричку и, оказавшись холодной ночью в незнакомом городе, пытаются найти ночлег. Проблема решается самым неожиданным и авантюрным образом: попав в дом музыканта Сарафанова, студент Владимир Бусыгин выдаёт себя за внебрачного сына хозяина дома. И Андрей Григорьевич Сарафанов, человек талантливый, щедрый, человек незадачливый и несчастный, вспоминает историю своей давней любви и… верит, что перед ним стоит сын той самой девушки, с которой давным-давно, сразу после войны, в Чернигове его связала больше чем дружба… 
— Виктор Иванович, этот известный сюжет в сознании массового зрителя соотносится прежде всего с кинофильмом «Старший сын» (1975), а ваша роль Сарафанова — с персонажем Евгения ЛЕОНОВА. Но у вас, безусловно, есть своё прочтение темы, сюжета, героя. Так о чём спектакль «Старший сын»? 
— Хочу сразу признаться: неоднократно в моей жизни, за что бы я ни брался, меня постоянно сравнивали с корифеями: в «Царстве отца и сына» в театре имени Моссовета, где я играю Фёдора Иоанновича, меня сравнивали со СМОКТУНОВСКИМ, в «Тартюфе» сравнивали с ЛЮБШИНЫМ во МХАТе, и меня всё время пугают сравнениями с какими-то другими исполнителями. Я не могу понять, что это за такая причина и что за необходимость. В данном случае «Старший сын» — это пьеса Вампилова, которая шла, идёт и будет идти в других театрах в другие времена. И в очередной раз на неё обратили внимание, и мне была предложена роль Сарафанова. Ну, я не виноват, что когда-то режиссёр Виталий МЕЛЬНИКОВ, у которого я сыграл и Павла Первого, и Никанора Калинкина в фильме «Агитбригада «Бей врага!», сделал картину «Старший сын» с Леоновым и КАРАЧЕНЦОВЫМ. Меня стали сравнивать с Евгением Павловичем и говорить: «А не боитесь ли такого сравнения?» Я не боюсь, потому что я не повторял Леонова, я не шёл за ним, я не обворовывал его, я не думал о нём в момент прочтения и работы над спектаклем. 
— Так каков он, ваш Сарафанов? 
— Я сочинял своего Сарафанова по своим законам, по своей школе, по своим правилам, и я без сложной скромности считаю, что он получился грандиозный. Он и не пьяница, он не приземлённый человек, потому что все, кто видел и кто ещё увидит этот спектакль, поймут, что, как ни странно, даже великий Леонов не сыграл половины того, что было заложено в героя и прописано Вампиловым в этом человеке. Жена оставляет на нём двух маленьких детей, какой он может быть пьяница? Он, всю жизнь мечтавший о каком-то большом своём предназначении, писал ораторию, сочинял музыку, и конечно, он всё-таки неудачник. Но он никогда не падал духом, и когда случился розыгрыш, он в этот розыгрыш настолько сильно поверил, что даже после разоблачения не оскорбился, не обиделся и не проклял людей и свою жизнь.
Решение у нас уникальное, а с другой стороны — оно очень простое: мы шли за драматургом, мы шли за Вампиловым. Прекрасная компания, великолепные актёры, все подобраны очень правильно. Честное отношение к своему делу даёт очень сильный публичный результат: спектакль пользуется успехом по всей стране. 
…Автор этих строк, говоривший с Виктором Ивановичем перед спектаклем, имел возможность и счастье оценить, насколько справедлив был Сухоруков в своих оценках. Спектакль — блестящий. Вырванный из контекста эпох, актуальный для всех времён конфликт отцов и детей, всегда важное взаимодействие поколений, наконец, вечные ценности — умение любить, редкий талант прощать и отрицать разочарование, наконец, неумирающая мечта маленького, но огромного человека Сарафанова о высшем предназначении, — вот об этом спектакль. 
В ролях заняты сильные актёры: «старшего сына», студента Бусыгина, которого в фильме играл великий Николай Караченцов, исполнил Евгений ПРОНИН; широкого, неимоверно смешного и во многом всё-таки грустного авантюриста Сильву (в фильме, как мы всё помним, — сам Михаил БОЯРСКИЙ) блестяще сыграл Евгений СТЫЧКИН. В роли дочери Сарафанова Нины выступила Евгения КРЕГЖДЕ, в роли роковой соседки Натальи — Ольга ЛОМОНОСОВА. Работа актёров была по достоинству оценена благодарной саратовской аудиторией: по завершении действа зрители приветствовали артистов десятиминутной овацией, много раз вызывая исполнителей на поклон.  
Сами актёры оценили свою работу так: «Легче играть там, где время действия далеко отстоит от нашей эпохи. Вампилов — это по-хорошему вчерашний день, это эпоха, которая совсем свежа в нашей памяти, и поэтому это играть очень непросто», — сказал после спектакля Евгений Стычкин. 

Государство и искусство: цари, герои, предатели, Крым 

Виктор Сухоруков — актёр большой, темпераментный, страстный, актёр с шикарным диапазоном ролей, способный играть мерзавцев и гениев, убийц и творцов, и порой всё это в одном коктейле. Его энергетика, его пластика и опыт позволяют вместить весь этот спектр. Интересно, что Сухоруков часто играл исторических личностей, причём персон крайне неоднозначных — от ЛЕНИНА и ХРУЩЁВА до императора ПАВЛА I в фильме «Бедный, бедный Павел». 
— Вы играли царей и генсеков. Показалось, что ближе всего оказался Павел Первый, несмотря на то, что он некий изгой. Так ли это? 
— Он не самый разработанный персонаж и попросту самый далёкий от меня по времени. И я был категорически не согласен, что мне его подали придурочным, полубольным, солдафоном, марионеткой масонов и так далее. Это было нечестно. Изучая по материалам биографию и историю этого человека, я понял, что он незаслуженно оболган — даже в школе. Захотелось немножко честнее о нём рассказать. И он мне удался. Павел Первый получился просто честным, правдоподобным, и я за него отвечаю. Не могу сказать, где было легче, где тяжелее, потому что, если я берусь — всё непросто. Но если я всё-таки берусь за какую-то работу, я её выполняю настолько добросовестно и честно, насколько я вообще это понимаю. Есть у меня и ещё одна хитринка, один секрет: даже воплощая на экране или на сцене последнюю сволочь и подлеца, я никогда не буду играть отношение к нему — я играю его самого. Я буду его «защищать». Мой принцип простой: исследование, следствие, потом я превращаюсь в адвоката и прокурора и выдаю результат. А вы уже — зрители, публика, слушатели, читатели — делайте выводы, что вам нравится, а что нет, что вас устраивает, а что вы категорически отвергаете. Но моя задача — даже не в этом, а — быть просто интересным персонажем. Вызывать интерес. Нравится не нравится, это дело вкуса, дело пристрастий. Мы же идём по улице и, видя и совершенно не зная человека, немедленно даём ему оценку: какая отвратительная рожа, неприятная личность, а это, может, на деле человек чудесный; ах, какая красивая женщина — а это, может, последняя мегера. Так и в роли: вызвать у людей интерес. Вообще люблю роли со словом «вдруг», люблю неожиданные и яркие сюжеты. 
— Виктор Иванович, современное российское общество по понятным причинам предельно политизировано и поляризовано по интересам, мировоззренческим симпатиям, пристрастиям. В своё время знаменитый актёр саратовского происхождения Борис АНДРЕЕВ играл в пропагандистских, как сказали позже, фильмах «Трактористы», «Кубанские казаки», «Падение Берлина». Про «Казаков» он говорил так: «Люди навидались горя и развалин, светлого хотелось, красивого, яркого…» Как вы относитесь к роли искусства в решении определённых государственных задач? 
— Вот вспомнили Бориса Фёдоровича Андреева, а теперь вспомним, что это были за времена, когда всё было намного скромнее. Сейчас посмотреть телевизор, включить компьютер — это как в туалет сходить, а тогда были проблемы даже с едой. Сегодня в самом деле наличествует информационная машина огромная, мощная, и вообще — как государству без пропаганды? Об Андрееве: это сегодня мы именуем ряд его работ участием в пропагандистских фильмах, а тогда это было искусство, настоящее. Это была массовая культура в лучшем смысле этого понятия. 
Теперь про пропаганду. Я Родину люблю. Я буду делать всё, чтобы моя любовь к Отечеству была понятна людям, и я никогда, никогда, даже если моя страна, моя земля, моя власть будут ошибаться, я не буду проклинать, клеймить и предавать её. Можно бороться, можно спорить, но внутри своего дома я не сторонник выносить сор. Я никогда не буду врагом своей стране, как не был Андреев. А сегодня у нас путают пропагандистскую деятельность и оппозиционную деятельность — и это в корне неправильно. Надо всё-таки понимать, что вот когда крупный человек, который в своё время был на вершине власти, сидя за рубежом, в США, предлагает «чёрный список» своих сограждан — конечно, это предательство (речь об экс-премьере РФ Михаиле КАСЬЯНОВЕ. — Авт.). И понятно, что Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ, вещающий во славу Украины и поливающий грязью мою страну, — он не наш, он не мой журналист, хотя в своё время я его слушал с удовольствием. И его позиция мне была ясна и понятна. Но сегодня его выступления из-за рубежа — они, конечно, враждебны. Лично мне враждебны. Не вижу в этом ни пользы, ни правды, ни честности, ни чести, ни совести, а вижу его сугубо субъективную и, наверное, хорошо оплаченную точку зрения. 
— Все помнят знаменитую фразу вашего персонажа из «Брата-2»: «Вы мне, гады, ещё за Севастополь ответите!» А ныне по Крыму ездят маршрутки с надписями: «За Севастополь — ответили». Как вам это, Виктор Иванович? 
— Не только автобусы, но и магниты, значки с этим же портретом — да, ответили! Было это без моего ведома, но я не против. С одной стороны, пропаганда, с другой — оппозиция, вражеский голос, давайте разбираться. Сегодня говорят: аннексия Крыма. Мне много вопросов на эту тему задают. А я говорю: ребята, если аннексия — где провокации, где бунты, где кровь? Настолько всё мирно, настолько всё слаженно, настолько всё открыто! Я считаю, что в Крыму произошло всё очень правильно и честно. Нельзя отрицать, что всё было честно. Но отрицают же! Повторяю: очень правильно и честно. 

Право на социальную справедливость: «Не наглейте»

В Саратове друг напротив друга жили две женщины. Одна — 90-летняя урождённая ленинградка, эвакуированная в наш город в 1942 г. и оставшаяся тут навсегда. У неё был репрессирован муж, сын сел в тюрьму и, кажется, там и сгинул, два брата погибли на фронтах Великой войны. Вторая — сильно помоложе, лет шестидесяти; муж — бывший грошовый агитатор парткома, потом бизнесмен — всё крупнее и крупнее, дети в Москве, иномарки в гараже, деньги в банках. Одна женщина жила в старом двухэтажном доме, вторая — в построенном напротив элитном новострое. Вторая говорила о жизни так: «Сволочи! До чего довели страну! Ненавижу! СТАЛИНА на них нет, скотов!.. Третью машину пришлось продать!» — и громко радовалась, когда умерла Раиса ГОРБАЧЁВА, когда умер Борис ЕЛЬЦИН и т. д. А первая, потерявшая всё, говорила: «Не хочу жаловаться. Жизнь прошла так, как прошла — значит, это Божья воля». 
Люди с трудной судьбой часто великодушны и честны перед собой и людьми. У Виктора Сухорукова тоже очень непростая судьба, побросавшая его изрядно. Появился в подмосковном Орехово-Зуеве в 1951-м. Как говорит сам: родился при Сталине, пошёл в школу при Хрущёве, пришёл в театр при БРЕЖНЕВЕ. (Кстати, день рождения Виктора Ивановича приходится на день смерти Леонида Ильича — 10 ноября.) Всё бывало: личные проблемы, изгнание из профессии, непризнанность, неприкаянность, перемена мест и работ, потом возвращение к актёрской деятельности, встреча с режиссёром Алексеем БАЛАБАНОВЫМ и взлёт к вершинам популярности после культовой дилогии и вечных вопросов, поднимаемых в ней: «В чём сила, брат?» 
Задавать этот вопрос самому Виктору Сухорукову по меньшей мере не оригинально, однако из разговора с ним и без того понятно, каков ответ: сила — в честности перед собой, сила в совести, сила в умении справедливо относиться к окружающим реалиям, не зарываться в жалости к себе, не ныть. В общем, как сказал классик: «Не жалею, не зову, не плачу». 
— Нынешний накал социальных страстей требует своего героя. Не случайно в атмосфере, когда чувство социальной справедливости обострено до предела, и без того гигантская популярность «Брата-2» зашла на новый виток. Как вы думаете, что бы сказал по этому поводу Данила Багров, насколько актуально и вообще возможно появление «Брата-3»?
— Сразу после гибели Серёжи я предлагал «Брат-3», Балабанов от этого отказался. И сейчас, если кто-то возьмётся за это, я не буду против — это первое. Второе: я не сторонник отвечать и предполагать, как бы себя повёл ВЫСОЦКИЙ, ГАГАРИН, БОДРОВ в наше время. Это неправильно, это неэтично, это как-то дурно пахнет — предполагать за ушедших. Не думаю, что надо гадать, как бы поступил тот или иной герой разных времён в сегодняшний день. 
Теперь — социальная справедливость. Вот приземлённый пример, который соотносится с этими двумя женщинами, жившими друг напротив друга в Саратове. Жалуется мне одна уборщица, что пенсия маленькая, что на порошок стиральный ей деньги не выделяют, ругается на какие-то ущемлённости, ругает власть последними словами, и всё-то ей мало. При этом она, эта перетрудившаяся и всеми обиженная уборщица, ездит на иномарке и дачу построила с двухэтажным домом, и дети получили образование и зарабатывают, и внуки пристроены. Это тема очень большая, серьёзная, и само понятие социальной справедливости никогда не было и не будет однозначным. На практике социальной справедливости не может быть по природе своей. 
— И что же посоветовать таким людям, которые всем недовольны?
— Ничего. Не наглеть! И всё. Но это опять же зависит от воспитания характера. Когда мне было больно и трудно, я ни на кого не жаловался и не искал виноватых. И сегодня, став благополучным и состоявшимся, я прошу тех, кому трудно сейчас, сжать зубы и перетерпеть, не растрачивать себя на нытьё и жалобы — тогда и воздастся. На свете вообще очень много несправедливости от низа и до верха. Но такова жизнь. 
Герой Виктора Сухорукова в спектакле «Старший сын» Андрей Григорьевич Сарафанов самим своим существованием исчерпывающе отвечает на все поднятые выше вопросы. Этот ранимый и, казалось бы, окончательно забитый жизнью человек не предаёт своих идеалов, не отдаёт серой обыденности своей мечты; он живёт сегодняшним днём, но никогда не теряет веры в будущее — не побоимся этого словосочетания, в светлое будущее. И вернёмся к тем тезисам, с которых я начал этот текст: многим людям кажется, что им не хватает денег, ресурсов, не хватает, так сказать, материальных наполнителей нашего существования на этом свете — а на самом деле не хватает веры в себя и честности перед собой, не хватает искренних и сильных эмоций, которые позволяют без жалости и лукавства оценить своё истинное место в этом мире и подлинные причины некой неустроенности, если она существует. Зачастую попросту не хватает совестливости и совести. Искусство, мастерство таких актёров, как Виктор Сухоруков, позволяет закрыть эти зияющие бреши в нашей душе. Уж поверьте. 

Автор: Антон Краснов

Оставить комментарий