Главная / Издания / День несвятого Иосифа

День несвятого Иосифа

День несвятого Иосифа
10 февраля 2016

Автор: Антон Краснов

oldsaratov.ru

МК в Саратове

№07 (964) 10.02.2016

14 февраля 1956 г. открылся знаменитый XX съезд партии, давший отсчёт «развенчанию» культа личности СТАЛИНА.

Ровно шестьдесят лет назад отдельные отечественные политические деятели, сами по горло замазанные в крови несогласных, неугодных, не поддавшихся, вдруг решили найти крайнего. Это национальная отечественная забава. Намерения были самые благие, риторика самая пламенная и искренняя, а перед глазами каждого из полутора тысяч собравшихся на ХХ съезде партии делегатов висел тяжёлый, грозный, чудовищный профиль тирана, перед которым трепетали враги, друзья, страна, планета… 

Но его уже три года как нет, и пора бы-таки переоценить, кто виноват, как жить дальше, как разгрести неподъёмное, роковое, но столь востребованное сталинское наследие. И вроде понятно, что во всём виноват он — ИВС. «Отец народов». Кровавый тиран и, пользуясь цитатой из братьев ВАЙНЕРОВ, «убивец сотен и сотен миллионов, изрыгнувший чудище и уродище ГИТЛЕРА, маленький рябой параноик». Виноват он — но как подступиться?.. Как не угодить в грандиозную тень ушедшего вождя и не подставиться самому? 
Никита ХРУЩЁВ, в своё время отличавшийся в рядах сталинских «опричников» и, по легенде, удостоившийся от вождя резолюции «Уймите дурака» (якобы начертанной на «квотированных» расстрельных списках для Украинской ССР), был далеко не дурак. Это был человек проницательный, с удивительным чутьём и с носом по ветру, человек, который почувствовал: страна устала. Устала от необходимости бурного роста, устала от гигантских строек и мегапроектов, устала от страха и холуйства одновременно… И вот, как писал (совсем по другому проводу, но всё же в тему) недавний гениальный юбиляр МАНДЕЛЬШТАМ: «Ну что ж, попробуем: ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий, //скрипучий поворот руля. // Земля плывёт. Мужайтесь, мужи…» 
И поплыли по бурному морю десталинизации. И до сих пор плывём, и в наши дни слышим истовые мантры из лагеря либеральной интеллигенции: «Вынесите из нашего общества СТАЛИНА! Поставьте окончательный крест на тиране!» 
Но обо всём по порядку. 

Десталинизаторы: «доносчику — первый кнут» 

Есть такой хороший анекдот. В приёмной Сталина стоит маршал ЖУКОВ и ждёт аудиенции. Спустя некоторое время, выходя из кабинета, он бормочет себе под нос: «Вот усатая сволочь! До чего страну довёл!» Секретарь ИВС ПОСКРЁБЫШЕВ услышал это и донёс Сталину. Хозяин Кремля тут же вызывает маршала: «Ви кого это имэли в виду, таварыщ Жуков?» — «Гитлера, товарищ Сталин!» — «А ви кого имэли в виду, таварыщ Поскрёбышев?»
А вот товарищ Хрущёв имел в виду всё-таки Сталина. И не к чести товарища Хрущёва следует сказать, что он имел всё это в виду глубоко после смерти ИВС, а при жизни вождя свои, в общем-то во многом справедливые оценки деятельности Сталина держал при себе. И помалкивал. Как и подавляющее большинство, впрочем. 
Обсуждать и тем паче осуждать десталинизаторские действия Хрущёва в наше время легко, но бессмысленно и контрпродуктивно. Все чёрные и белые дела Сталина хорошо известны: да, был Большой террор и втягивание в противостояние с фашистской Германией, но было и пресловутое «принял с сохой, оставил с атомной бомбой», была Великая Победа и выстраивание «ялтинско-потсдамской» системы безопасности послевоенного мира, которая перестала работать лишь вот-вот. Помните знаменитое «Письмо товарищу Сталину от либеральной интеллигенции» Захара ПРИЛЕПИНА: «Мы все обязаны тебе. Будь ты проклят»? 
Никита Сергеевич, конечно, прекрасно помнил, кому он обязан этим самым «всем». От кого получил в наследство безмерно сложную и безмерно же могущественную страну. Никита Сергеевич не стал обваливать Союз, это колоссальное здание, выстроенное Сталиным точно так же на крови и на костях, как в своё время был построен Петром ВЕЛИКИМ Петербург (не случайно сам ИВС чрезвычайно уважал и ценил Петра Алексеевича и «рекомендовал» нашему земляку Алексею ТОЛСТОМУ написать книгу-апологию о царе-реформаторе. — Авт.) Хрущёв лишь поменял фасад и декорации, сгладил наиболее одиозные проявления сталинского режима, открыл ворота ГУЛАГа, провёл пенсионную реформу и ряд других преобразований, а также — первым после расстрелянного Николая БУХАРИНА — произнёс некогда кощунственное слово «прибыль». Да, в общем-то, все чёрные и белые дела Н. С. хорошо известны, за что он в своё время и поплатился: его заклеймили и вынесли из отечественной истории точно так же, как сам он выносил из неё Сталина. 

«Тирана на вынос!» 

Выносили из страны одного «большого» Сталина и миллионы маленьких его копий — мраморных, гипсовых, бронзовых — по максимуму буквально. Советская страна кишела улицами имени Сталина, городами имени Сталина, памятниками Сталину, бюстами, барельефами Сталина, монетами и медалями, на которых был отчеканен профиль вождя… Был даже бюст Сталина из технического шоколада и вылитый из сахара барельеф-портрет, и всё это наследие нужно было как-то переварить… 
В 50-е и 60-е «Сталиных» принялись активно валить по всей стране: так, таджикский Сталинабад снова стал Душанбе, осетинский Сталинири стал Цхинвали, донбасский Сталино стал Донецком, болгарский город Сталин снова стал Варной, а станция Московского метрополитена «Сталинская» — «Семёновской». Один за другим были демонтированы монументальные изображения ИВС, в том числе громадный 24-метровый памятник на входе в Волго-Донской канал. Пик десталинизации пришёлся на 1961-й: 55 лет назад, 31 октября, тело Сталина было вынесено из Мавзолея, а 11 ноября был переименован самый знаменитый город, названный именем вождя, — Сталинград. Переименовать Сталинградскую битву были, конечно, не в силах, хотя самое знаменитое сражение Второй мировой стали лукаво-эзоповски величать «битвой на Волге» (а под это определение вполне подходят и другие боестолкновения).
Интересно соотнести ключевые даты десталинизации с праздниками «загнивающего Запада»: развенчивать Иосифа Виссарионовича формально принялись 14 февраля, в день святого Валентина, а вынесли из Мавзолея в Хеллоуин — 31 октября. 
Существует даже забавная конспирологическая версия, что Хрущёв, неоднократно бывавший на Западе и о Хэллоуине безусловно знавший, выбрал дату выноса не случайно, а со смыслом и подоплёкой. К полушутливому, красочному насыщенному символикой «празднику нечистой силы» советское руководство якобы приурочило избавление от «беса» покрупнее. Ещё одна версия: вынос тела Сталина из Мавзолея (магистральный ритуал прощания с культом личности) был приурочен к событию поистине титаническому — испытанию 30 октября 1961 г. знаменитой «царь-бомбы», той самой 100-мегатонной «кузькиной матери» Никиты Сергеевича, которой он угрожал Западу на трибуне ООН. Рвануло так, что услышал весь мир… 
На то, что вынос тела ИВС из Мавзолея был едва ли не магическим обрядом для советской руководящей верхушки, указывает и ещё один любопытный факт: по воспоминаниям экс-командира отдельного Кремлёвского полка Фёдора КОНЕВА, при захоронении генералиссимуса с его мундира срезали и разобрали на талисманы золотые пуговицы. Золото заменили латунью, и понятно, что дело было не в стоимости пуговиц… 

Куда уходят Сталины? 

Это не риторический вопрос и не попытка в «стопиццотый», как ныне модно писать в интернете, раз отследить и ретранслировать тему трансформаций фигуры Сталина в коллективной общественной памяти. Понятно, что «Сталина на нас нет» и «он бы порядок навёл», как говорят пенсионерки и печатные органы ретроградно-государственнического толка. Нет, дело обстоит по-хрущёвски буквально: памятников Сталину было громадное множество, куда-то они да и делись?
…Самым первым снесённым памятником Сталину стал таковой в городе Тбилиси, как известно, не чужом ИВС: считается, что именно он, Коба, стоял за знаменитой «тифлисской экспроприацией» — дерзким ограб­лением кареты казначейства в июне1907-го, прогремевшим на всю империю и ставшим известным даже в Европе; а 9 марта 1956 г., после разгона демонстрантов, вышедших на улицу с протестами против запущенной антисталинской кампании, памятник вождю был опоясан тросом и сорван с постамента танком. 
Впрочем, в других городах снос «Сталиных» проходил не так стихийно и даже в плановом порядке (и уж тем паче без того экстаза, с которым сейчас сносят памятники ЛЕНИНУ на Украине. — Авт.). Убирали многочисленные рукотворные клоны вождя и в Саратове. Областной центр, как и любой крупный советский город, изобиловал памятниками ИВС — и «сольными», и в тёплой компании с Владимиром Ильичом. Перед зданием железнодорожного техникума (на улице Большой Садовой в экс-Сталинском, ныне  Заводском районе) каменные «Ленин и Сталин в Горках» вели беседу, сидя на лавочке, а на улице Астраханской стоящий Сталин что-то вдохновенно говорил присевшему 
В. И. В том же составе вожди восседали и в детском парке; «одиночный» Сталин наличествовал и в городском парке Саратова, и в Приволжском парке на набережной, и на привокзальной площади, и у Дома Красной армии, а в Липках был даже целый «Кремль» из кустарника с фигурами Ленина и Сталина и выстриженной на газоне надписью «СССР». Ничто из этого до нашего времени не сохранилось, а памятник Сталину перед кинотеатром «Родина» в Энгельсе в 1956-м заменили на Ленина. Не сохранилось и одно из самых заметных изображений И. В., сделанных уже после смерти Сталина, — это 5-метровая бронзовая фигура ИВС в Москве, отлитая по модели нашего земляка, знаменитого скульптора Александра КИБАЛЬНИКОВА, установленная у входа в главный павильон Всероссийской сельскохозяйственной ярмарки и демонтированная в 1959-м. 
Впрочем, кое-где в районах нашей области «осколки былого величия» Сталина всё-таки сохранились: так, в саратовском селе Старые Бурасы есть памятник ИВС в полный рост, сохранился памятник Сталину в парке-музее города Аткарска, есть бюст «отца народов» в Ровном. 
В общем-то, вождя раскидало по стране изрядно. Самое экзотическое место дислокации памятника Сталину, наверное, в Крыму. Бюст вождя в пёстрой компании с Лениным, ДЗЕРЖИНСКИМ, КИРОВЫМ, а также ПУШКИНЫМ, ЕСЕНИНЫМ, БЛОКОМ, ЧАЙКОВСКИМ и другими знаменитостями покоится на дне Чёрного моря. Это уникальный подводный музей в бухте Тарханкут на северо-западе Крымского полуострова, основанный донецким инструктором по дайвингу Владимиром БОРУМЕНСКИМ.
Один из сохранившихся памятников Сталину находится в китайском городе Кульджа — это огромная плоская стела с портретом ИВС. Кстати, в Китае трепетное отношение к «вождю народов» сохранилось и с началом в Союзе «хрущёвской оттепели». Собственно, такая «неблагодарность» Никиты Сергеевича по отношению к Сталину была встречена в Поднебесной крайне негативно, что и поспособствовало резкому охлаждению советско-китайских отношений, и дружба с Китаем начала возвращаться в прежнее русло лишь при БРЕЖНЕВЕ, когда премьер Алексей КОСЫГИН пообещал китайцам возвратить Волгограду его прежнее название — Сталинград. Впрочем, фигура Сталина в конечном итоге была расценена как чересчур одиозная для такого шага, и процедура «обратного переименования» была быстренько свёрнута. Это вызвало взрыв негодования знаменитых китайских хунвейбинов, которые заблокировали советское посольство в Пекине и несколько дней (!) скандировали: «Да здравствует товарищ Сталин!»
P.S. Но и сейчас, когда и сам культ, и создавшие, а потом развенчавшие его личности всё глубже уходят в толщи истории, имя и наследие Сталина остаются в высшей степени дискутивными. «Несвятой Иосиф» — по-прежнему водораздел для и без того поляризованного российского общества. И «ползучая сталинизация», и оголтелое отрицание всего сталинского — процессы разогретые и вполне себе на повестке дня. Что будет дальше?.. 
«Мужайтесь, мужи».

 

Автор: Антон Краснов

Оставить комментарий