Главная / Издания / Убийство Наволокина: финал эпохи «заводских братков»

Убийство Наволокина: финал эпохи «заводских братков»

Убийство Наволокина: финал эпохи «заводских братков»
10 февраля 2016

Автор: Станислав Орленко

криминальныйсаратов.рф

МК в Саратове

№07 (964) 10.02.2016

Взрывчатка за подъездной батареей определила судьбы саратовского бизнеса и криминала.

И снова юбилей из области криминального краеведения: 20 лет назад, 9 февраля 1996 г. оборвалась жизнь 33-летнего Алексея НАВОЛОКИНА. Это произошло в подъезде дома по улице Симбирцева, где он проживал. Допускаю, что нынешние читатели нашей газеты уже немного утомились от этих бесконечных «расстрельных» и «взрывных» историй. Но предлагаю им представить, каково было саратовцам в середине 1990-х вновь и вновь узнавать, что опять кого-то прикончили, убийство имеет признаки заказного, перспективы раскрытия очевидны, но… за редчайшим исключением никакого раскрытия так и не происходит. То, что будут брошены все кадры силовых структур, на пресс-конференциях и в кулуарах будет сообщаться: «мы уже всё знаем!», но в итоге уголовное дело не получит завершения в суде — это тоже было горько-страшной реальностью «лихого десятилетия» и воспринималось как нечто само собою разумеющееся.  

«Отстрел пошёл» … 

Вечером 9 февраля 1996 г., около 17 час. 15 мин., Алексей Наволокин — известный в Саратове человек, вернувшись домой, выполнил все необходимые меры предосторожности. В подъезд дома первым вошёл его охранник, сотрудник одного из ЧОП. Так было всегда — подъезды считались очень опасными местами, удобными для засады. Всё было чисто, и телохранитель позвал своего босса. 
Когда они вместе поднялись на лестничную площадку, грянул взрыв. Самодельное взрывное устройство (СВУ), содержащее несколько сот граммов тротила, было спрятано за батареей отопления. Взрывчатку установили, продемонстрировав знания в области диверсионной науки — куски батареи многократно усилили убойное действие СВУ, есть сведения, что именно один из таких кусков и повредил артерию Наволокина. Скорее всего устройство управлялось по радио: кто-то, находившийся поблизости, вовремя нажал кнопку, и возник эффект так называемого «направленного взрыва», практически не оставлявшего жертвам шансов уцелеть. Правда, в СМИ высказывалось и другое мнение, причём одним из авторитетных экспертов-взрывников тогдашнего УВД области. Будто бы исполнитель, увидев подходивших к подъезду Алексея, поджёг бикфордов шнур и не спеша вышел им навстречу, не вызвав своим беспечным видом никаких подозрений. Может быть, и так. Хотя в дистанционно управляемый фугас верится больше — такое многократно случалось, в частности во время обеих чеченских компаний. Кнопки нажимали обычно мальчишки 10-12 лет. 
Так или иначе, но оба попавших под взрыв были сильно искалечены. Наволокин получил множество ранений, охраннику оторвало часть правой ноги. Взрыв услышали жильцы дома и водитель, оставшийся в машине на улице. Он вытащил своего босса и его охранника из подъезда — оба истекали кровью — и повёз в больницу. Но было поздно. Босс умер в дороге, телохранитель — на следующий день. 
Кем же был для саратовцев Алексей Наволокин? Сейчас его вспоминают как лидера одной из крупнейших криминальных группировок. А тогда во многих сообщениях говорилось об убийстве «предпринимателя Наволокина». Действительно, изо всех авторитетов, он, пожалуй, больше других засветился именно в коммерческой сфере. Его имя связывали, прежде всего, со знаменитым торгово-биржевым домом «Алиса в Саратове», где он был учредителем и считался хозяином. Дом этот возник в 1991 г. как дочерняя компания первой в России (тогда ещё в СССР) товарной биржи «Алиса», детища легендарного Германа СТЕРЛИГОВА. С этой фирмой, обосновавшейся в ледовом дворце спорта «Кристалл», кстати, был тесно связан и младший брат взорванного в подъезде — Александр НАВОЛОКИН, расстрелянный в ноябре того же 1991 г. на улице Пензенской, незадолго до торжественного открытия ТБД. 
Но самое главное — в «определённых кругах» Алексея Наволокина называли одним из самых вероятных претендентов на роль преемника Чикуна — Игоря ЧИКУНОВА, расстрелянного вместе с ребятами своей команды в ноябре 1995 г. (мы об этом подробно рассказывали), то есть меньше чем за три месяца до взрыва в доме на улице Симбирцева. Во всяком случае, именно Алексей был организатором небывало пышных похорон убитого авторитета. А в криминально-коммерческом мире в ту пору действовали те же законы, что и в Политбюро ЦК КПСС в 80-е годы — преемником всегда становился тот, кто являлся ответственным за похороны. Так было с похоронами БРЕЖНЕВА, АНДРОПОВА, ЧЕРНЕНКО — престарелых советских вождей. Так же чуть и не стало с похоронами 29-летнего саратовского паренька Игоря Чикунова. Но его преемник — то ли реальный, то ли предполагаемый, пережил предшественника совсем ненамного.
Как в Саратове восприняли убийство Наволокина-старшего? Определённо можно сказать одно — неоднозначно. Убийств в предшествующие осенние месяцы 1995-го, как мы уже писали, было так много, что это уже не вызывало потрясения. Самым распространённым выражением по этому поводу было такое: «отстрел вовсю пошёл…» Возможно, кто-то связывал с этим надежды на то, что скоро всех «крутых новых русских» таким образом уберут и, глядишь, будет всё по-старому. А кто-то понял так, что станет следующим в скорбном ряду, и поспешил переехать из Саратова в более безопасные края или «залечь на дно» в родном городе. 
А ведь, пожалуй, правильнее было бы сказать, что «отстрел» на этом не начался, а завершился. Вернее, не весь, а главная его часть. Ребята из Заводского района — ХАПАЛИН, Чикунов, и вот теперь Наволокин-старший перестали играть решающую роль в криминальном мире Саратова (ЯКОВЛЕВ — Якорь, и ЖУКОВ — Гвоздь, уже были закрыты, каждый за своё). Началась принципиально другая эпоха. Нет, убийств и кровавых разборок и в ней было более чем достаточно. Но теперь, как заметил постоянно цитируемый нами автор криминальных исследований Вячеслав БОРИСОВ, «в теневом мире Саратова развернулась тайная война за делёж наследства погибших лидеров. Эту войну общественность осознала только после громкого убийства в больнице 18.03.1998 г. Фани — Александра ФАДЕЕВА». Добавим, что Фаня считался казначеем наволокинской команды. А сам Алексей Наволокин, выросший в районе Пролетарки, мог считаться наиболее типичным представителем парня с окраины Заводского района, оказавшимся в самом центре спортивной, деловой и криминальной жизни Саратова первой половины 1990-х. 

«Классический боец Заводского района!»

— такую характеристику своему воспитаннику Алексею Наволокину давал очень известный в Саратове тренер по боксу Геннадий ТАБОЯКОВ. Я слышал это во время тренировки в спортзале ГПТУ-20 в конце 1980 г. Просвещая нас, как надо вести себя на ринге и относиться к занятиям, Геннадий Николаевич говорил:
— Возьмите Лёшу Наволокина. Я бы не сказал, что он обладает блестящей техникой. Но он никогда не сдастся и не уйдёт с ринга, пока его не убьют. Классический боец Заводского района!
Алексей занимался в секции Табоякова несколько лет, придя туда 13-летним мальчишкой. Хотя он и не стал мастером спорта, как его младший брат Александр, питомец той же спортшколы, но имя в юношеском боксе заслужил и вошёл в поговорку как пример мужества, стойкости и выносливости. 
Собственно говоря, практически все авторитеты Заводского района выросли в одной и той же боксёрской команде. Но каждый из них чем-то выделялся из общего ряда. Игорь Чикунов, не достигший больших спортивных успехов, позже стал известен как человек нестандартно мыслящий при решении важных вопросов. «Необразованный, но нахватанный», — говорили о нём. Сергей Яковлев (Якорь) отличался эксцентричным поведением, иной раз позволял себе эпатажные выходки. Александр Жуков (Гвоздь) пришёл в боксёрскую секцию в возрасте 24 лет, когда другие уже уходят из спорта, и исступлённо тренировался вместе с мелюзгой моложе его на десять лет. Потом, как известно, увлёкся восточными единоборствами, восточной же философией и вообще богоискательством — в камере СИЗО отрастил волосы во всю спину и не расставался с толстой тетрадью, озаглавленной «Разговоры с Богом». Валентин ЗАХАРОВ (Валёк Захар), скончавшийся несколько лет назад от болезней, полученных в местах заключения, кроме смертельного боксёрского удара, которым он в первом раунде заканчивал все бои, обладал ещё и «математическими» мозгами. Контрольную на выпускных экзаменах, рассчитанную на три часа, решил за 20 мин., легко поступил на университетский мехмат, откуда его и отправили в места не столь отдалённые на долгие 9 лет. 
А Наволокин… Тренировался, качался, дрался на ринге и на улице, после тренировок, как вспоминает тренер Геннадий Табояков, шёл разгружать машины, чтобы «копейку» заработать. Пролетарский парень, решивший стать спортсменом. В середине 1980-х пошёл в продавцы винного магазина — тогда это было выгодным делом, а у него к тому же мама всю жизнь в советской торговле проработала. Ну а в годы начавшейся вскоре перестройки, когда «чёрный» рынок спиртного стал золотым дном, быстро сориентировался и пошёл по этому пути. Тогда же заработал судимость, но условную, по его словам, за обсчёт покупателя. 
Зато теперь его имя вошло в закрытые документы очень серьёзных организаций. Уже упоминавшийся Вячеслав Борисов в своём исследовании приводит строчки из меморандума УКГБ СССР по Саратовской области от 30 октября 1989 г.: 
— Возбуждение в августе 1989 г. ГУВД Саргорисполкома уголовного дела и арест целого ряда лиц, занимающихся крупными хищениями спирта и коньяка в Азербайджанской ССР, оказало существенное влияние на деятельность группы <...> и Наволокиных, которые стали действовать ещё более осторожно и осмотрительно. Так, Наволокины в настоящее время осуществляют выпуск фальсифицированной водки небольшими партиями и стараются реализовывать её сами. <...>
<...> В процессе проверки полученной информации установлено, что данная группа состоит из лиц, являющихся работниками ряда магазинов Заводского и Октябрьского райпродторгов г. Саратова, приёмщиков приёмных пунктов стеклопосуды, а также лиц, ранее судимых и без определённых занятий.
Создателем и руководителем группы является — Наволокин Алексей Владимирович, 30.09.1962 г. р., продавец винного отдела магазина № 4 Октябрьского РПТ. 
<...> Активными членами группы и ближайшими сообщниками Наволокина А. В. является его родной брат НАВОЛОКИН Александр Владимирович, 04.07.1967 г. р., работает в магазине № 138 <...>
Потом была «Алиса в Саратове», на открытие приезжал Герман Стерлигов, собиравшийся поставить в Рио-де-Жанейро памятник Остапу Бендеру из чистого золота. Дом-дворец на Пролетарке, по соседству с таким же домом Игоря Чикунова, множество историй, криминальных и коммерческих, связанных с именем Алексея Наволокина, где правду трудно отличить от вымысла. Уголовные дела по ним если и возбуждались, то вскоре закрывались. 

Кто же взрывал?

Этот вопрос, конечно, интересует всех в первую очередь. Официально преступление считается до сих пор нераскрытым. Но в конце 1990-х, когда, наконец, арестовали Алексея ЦЫГАНКОВА (Потап), лидера ОПГ «Чайки», того самого, которого потом дважды безрезультатно пытались осудить по делу об убийстве Чикуна, оперативники отдела «Кобра» на полном серьёзе уверяли меня, что взрыв Наволокина-старшего — дело рук именно «чаек». Аргументы при этом приводились вполне основательные. Ведь именно «чаек» осудили за убийство предполагаемого преемника самого Наволокина — Александра Фадеева — Фани. Эта история памятна саратовцам: Фаню сначала ранили у его дома 13 марта 1998 г., а 18 марта дострелили на койке в палате 2-й городской больницы. В палату вошёл человек в белом халате, в белой маске, с подносом, накрытым белой салфеткой. С этого подноса он взял пистолет и со словами «ваши пилюли, господин Фадеев!» выпустил в раненого всю обойму. Соседи по палате от страха попрятались под койки, а убийца в белом халате, воспользовавшись всеобщим замешательством, скрылся. Потом установили, что это сделали люди Потапа под его чутким руководством, и дали всем большие сроки заключения.
К тому же один из подельников Цыганкова-Потапа показывал оперативникам самодельное взрывное устройство, полностью совпадающее с тем, что рвануло в подъезде на улице Симбирцева… Но преступление до сих пор не раскрыто. 
Такой была история ещё одного из лидеров саратовских «братков», парня с городской окраины, которому в 1990-е позволили почувствовать себя «круче всех крутых», а потом заставили заплатить за этот триумф жизнью. 

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий