Главная / Издания / "Примы долбанные"

"Примы долбанные"

"Примы долбанные"
21 июля 2017

Валерий Кедров

Фото: classicalmusicnews.ru

Saratovnews

Если хотите посмотреть отечественный фильм, от которого невозможно оторваться, то специально для вас новая работа Валерия Тодоровского "Большой". После "Стиляг" режиссер снимал только для ТВ. Почти десять лет прошло, и вот новый шедевр, который никого не оставит равнодушным. Это, как минимум.

"Большой", 2017 год, режиссер Валерий Тодоровский, в ролях: Алиса Фрейндлих, Валентина Теличкина, Александр Домогаров, Николя Ле Риш, Маргарита Симонова, Екатерина Самуйлина.

Это очередная история о золушке. Трудный подросток из провинциального Шахтинска Юлия Ольшанская (Ольха) благодаря стечению обстоятельств вытаскивает счастливый билет и оказывается в Москве, в балетной академии. Собственно весь фильм о шансах, которые предоставляет нам судьба, о том, как мы ими распоряжаемся. И даже о том, что порой не способны понять: вот он – счастливый случай!

Каждый из нас многократно оказывался в ситуациях, когда нужно было сделать выбор, определяющий дальнейшую судьбу. И каждый помнит, как это было трудно сделать. В "Большом" все герои проходят через это. Прыгнуть или не прыгнуть с крыши на крышу, взять деньги за роль Авроры или не взять, предать подругу или не делать этого. В ленте Тодоровского тема судьбы проходит красной нитью.

Порадовало, что Тодоровский не стал снимать отечественный вариант "Черного лебедя". "Большой" не о соперничестве на пути к вершине, противостояние Юлии Ольшанской и Карины Курниковой не выходит за рамки благоразумия. Впрочем, искорки и тут летят. Фразу, вынесенную в заголовок, произносит еще одна героиня Таня Ефремова, которая сошла с дистанции, уйдя из академии, и стала простой костюмершей. И с которой довольно грубо обходятся две ее недавние подруги по академии. Девушки, спорящие за право быть примой, попросту не замечают ее.

Настоящее наслаждение – наблюдать за работой Алисы Фрейндлих. Она исполняет роль выходящей из ума преподавательницы и бывшей примы Галины Белецкой, чей портрет когда-то написал сам Пикассо. У нее то и дело случаются провалы в памяти, ей все труднее запомнить имена своих же учениц. Безжалостная старость берет свое, и, кажется, служение искусству – единственное, что не дает окончательно погрузиться в маразм.

Когда Белецкая занимается с ученицами, она в своей среде, в своей тарелке. Шаг за пределы академии, и она плывет. Даже в собственном доме у нее путается сознание, и она забывает, где находится, ей нужна помощь.

Как Алиса Бруновна играет... Это можно пересматривать и пересматривать. Ее героиня остроумна, тверда, беспомощна, наивна, лукава, подчас жуликовата. Каждая сцена с ее участием в фильме является определяющей. Галина Белецкая словно сама судьба. Помните, в римской мифологии были парки (в древнегреческой – мойры), которые плели нити человеческих судеб? Вот Галина Михайловна – одна из них. Особенно остро это чувствуешь в сцене отчисления девочек из академии. Да и во всех остальных. Так получалось, что именно ее слово оказывалось решающим в жизни Юли.

Вообще фильм из числа шаттлов. То есть его можно смотреть много раз и с любого места. Валерий Тодоровский владеет этим волшебством – создавать фильм не на один вечер. В вечность он плюет очень метко.

Кстати, сам режиссер признался, что наснимал материала на три с лишним часа. Потом пришлось резать по-живому. И это, кстати, чувствуется. Несмотря на то, что фильм идет более двух часов, не хватает каких-то деталей для более точного схватывания образов. Но грядет еще и четырехсерийный сериал, где не будет бесконечных флешбэков. Тодоровский пообещал, что в полной версии сюжет будет развиваться линейно. Интересно будет посмотреть. Обешано, например, что в сериале более полно будет представлена линия Потоцкого (Домогаров) – спившегося солиста Большого, который и привел в балет Юлию Ольшанскую.

Антуан Дюваль, которого в фильме играет Николя Ле Риш, в отличие от Белецкой поднимает тему возраста с несколько иной стороны. Молодые балерины мечтают о сольных партиях. А угасающая звезда осознает, что его прыжок каждый день, как шагреневая кожа, сокращается на миллиметр. Уже близок тот день, когда он выйдет в тираж. И ему смешны страдания "третьего лебедя", которого исполняет Юля.

Некоторым критикам не хватило в фильме собственно балета. Отчасти соглашусь, но то, что присутствует в "Большом", просто блеск. Даже если вы никогда не считали себя поклонниками этого вида искусства, несколько раз во время просмотра фильма поймаете себя на мысли, что не слышите своего дыхания. Потому что в восторге его затаили.

Тодоровский работал над сценарием 4 года. Материалом проникся основательно, придя к мысли, что "балет — это сочетание всего. Это абсолютная, какая-то химически чистая красота. Просто смотришь на сцену и понимаешь, что это красота, которую сохранили люди за последние 300 лет".

Прекрасен финальный эпизод выхода главной героини из гримерки на сцену. В этом есть что-то галлюциногенное. И замечательно, что происходящее мы видим глазами Юлии. Она проходит сквозь ряды коллег и встречается взглядом с другими балетными, занятыми в спектакле. Сколько людей, столько эмоций написано на их лицах.

Мне это напомнило картину Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Там каждый казак смеется по-своему. А тут не только улыбки, тут зависть, гнев, презрение, искреннее восхищение, равнодушие, злоба, желание провала и пр. Вся гамма чувств. И, наверное, это возможно только в балете.

Ну пока Тодоровский не снял фильма об опере.

Валерий Кедров

Оставить комментарий