Главная / Издания / Эх, дорога…

Эх, дорога…

Эх, дорога…
24 апреля 2024

Автор: Надежда Лесная

Фото: Елена Морозова

МК в Саратове

№18 (1391) 24.04.2024

Неужели жители села Благовещенка не дождутся реализации национального проекта?

 

Мы сегодня не будем говорить о закрытых в сельской местности школах и ФАПах, о том, что в сёла перестали ходить автобусы, о том, что молодёжь покидает своё село, потому что здесь много социальных проблем, которые мешают нормально жить… Причин много, но одна из главных — это бездорожье. 

 

Кто-то скажет: посмотрите, мол, какое в последнее время идёт дорожное строительство. Да, президентский проект «Безопасные качественные дороги» коренным образом меняет ситуацию российского бездорожья. Но на фоне столь позитивных перемен некоторые дороги, особенно в сельской глубинке, по-прежнему малопригодны да и опасны для проезда. 

Обещание повисло в воздухе

Напомним, что реализация проекта «Безопасные качественные дороги» началась в 2017 году. В 2019 году проект стал уже национальным. На момент начала его реализации в Саратовском регионе показатель областных дорог, находящихся в нормативном состоянии, составлял всего лишь 9%. Для сравнения: средний показатель по стране был 40%. 

Дорога до села Благовещенка более чем известна для жителей Благовещенского муниципального образования своей печальной историей. Дорога протяжённостью около 18 км является единственной для сёл Елизаветино, Александровка и Благовещенка. Здесь проживает порядка 900 человек. 

Надо сказать, что эту дорогу ещё в советские времена строили хозспособом. Дорожное предприятие (которое тоже ушло в прошлое) старалось содержать дорогу на совесть. Потом пришли 90-е, и от дороги до Благовещенки осталось лишь одно направление. Никто не делал даже ямочного ремонта. Прошло ещё 20 лет. За дорогой, которая территориально находится сразу в двух районах — Калининском и Самойловском, «чудесным» образом ухаживали почему-то сразу три дорожных организации: Калининский дорожный участок, Балашовские дорожники и Самойловское муниципальное хозпредприятие. «Соревновались», наверное, у кого больше ям и колдобин…

В 2019 году дорогу до Благовещенки, а жители в этом были уверены, якобы включили в программу «Безопасные качественные дороги». Люди несказанно обрадовались: наконец-то закончатся их бездорожные несчастья. 

Однако в 2019-м был выполнен лишь так называемый текущий ремонт и, как значился в отчётах, «был обеспечен безаварийный проезд до с. Благовещенка». Но люди были свидетелями, как шёл ремонт. Одна единица техники рыхлила дорожное полотно (и то не везде), потом дорожники положили небольшой слой щебёнки.  Затем прибыл один каток и прикатал… весь этот ремонт. 

Буквально осенью этого же года от такого «ремонта» не осталось и следа. Куда только ни обращались жители Елизаветина, Александровки и Благовещенки с жалобами на проведённый «ремонт» дороги. Ответов на заданные вопросы не было. 

В апреле 2022 года жители сёл написали коллективное обращение на имя председателя Государственной думы Вячеслава Володина и одновременно на имя губернатора области Романа Бусаргина. Вот некоторые строчки из этого обращения: «Ездить по этой дороге невозможно, так как она полностью разбита. По этой дороге ходит школьный автобус, на котором возят детей в школу. На скорой помощи возят тяжелобольных людей в больницу, тратя на это много времени, хотя жизнь человека зависит порой от каждой минуты. Просим помощи в капитальном ремонте дороги!»

И подписи всех жителей трёх сёл — Елизаветина, Александровки и Благовещенки. 

Письма дошли до адресатов. Весной того же года на дорогу приехали чиновники из областного центра. Что-то решали, считали, а потом объявили жителям, что капитальный ремонт одного километра дороги до Благовещенки стоит в пределах 10 млн руб. Мол, нетрудно посчитать, во сколько казне обойдётся такой ремонт, да и время неподходящее для таких затрат… 

Но как же реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги», на который государство, несмотря на сложное время, направляет миллиарды рублей? Сельчане задаются вопросом: а может, про ремонт 2019 года отчитались как о проведённом капитальном ремонте данной дороги? Редакция намерена обратиться во все компетентные ведомства, а также сделать запрос в прокуратуру, чтобы понять, что не так с ремонтом этой дороги?

Дорога жизни

Мы встретились с жителями села Благовещенка, проехав по той самой 18-километровой дороге почти час. Неровная, кочковатая, хотя глубоких ям было немного. Оказалось, эту дорогу постоянно грейдирует и отсыпает щебнем фермерское хозяйство Виктора Семикина. И кстати, уже не первый год. Вот и этой весной хозяйство закупило почти 2 тыс. тонн щебня, чтобы залатать колдобины на дороге. Несколько лет назад для этих целей фермер даже спецтехнику приобрёл. Теперь есть свой грейдер, экскаватор и даже дорожный каток. 

— А что делать, — разводит руками Виктор Анатольевич, — дорога нужна как воздух и для предприятия, и для людей. Правда, в прошлом году районная власть помогла, завезла на нашу дорогу 600 тонн щебня. Но это не решило проблему. Нужно сделать капитальный ремонт, чтобы дорога служила людям долго. Мы готовы участвовать средствами хозяйства, готовы даже на эти цели взять кредит. Но чтобы не было обмана, дорожники должны сначала сделать капитальный ремонт, а мы компенсирует часть затрат…

Что бросилось в глаза? Сельчане уже не верят, что когда-нибудь их «дорога жизни» будет отремонтирована. Водители и механизаторы хозяйства, которые пришли на встречу, так и говорили: мол, чиновники ждут, когда наше хозяйство само капитально отремонтирует эту дорогу. Хотя тем же чиновникам, нужно напомнить, что сельскохозяйственное предприятие и его коллектив призваны выполнять задачи продовольственной безопасности. И они это делают со всей ответственностью. Каждый год базовое хозяйство выращивает хорошие урожаи зерна и подсолнечника. В КФХ работают 90 человек, а во время уборочной страды коллектив вырастает до 140-150 человек. Предприятие является добросовестным налогоплательщиком, основным работодателем в Благовещенском муниципальном образовании. Не остаётся хозяйство Виктора Семикина в стороне от СВО и активно помогает нашим землякам, которые находятся на линии соприкосновения.

Неужели жители этих сёл за все свои труды не заслужили нормальной, хорошей дороги?

Услышьте людей!

Что говорили на встрече с журналистами жители села?

Говорили о том, что много уезжает молодёжи из села. Главная причина — нет дороги. Небезопасно в этих сёлах жить и старикам. Скорая может вовремя не приехать на вызов по такой дороге. Не успеть… Жители Елизаветина и Александровки, чьи дети ездят учиться в Благовещенскую школу, в какие только двери ни стучались, призывая чиновников услышать о проблеме с дорогой. Сколько же можно рисковать здоровьем и безопасностью детей? За последние годы здесь трижды поменяли школьный автобус: запчастей не напасёшься. Те же самые проблемы частых поломок и у владельцев личных машин. Вот и думают сельчане: дождутся ли они капитального ремонта дороги или уезжать туда, где есть дороги? 

— Для России наше село — частица, а для нас — родительский дом. Неужели, говоря с высоких трибун о развитие сельских территорий, можно забывать о дорогах? — были единодушны в своей правоте жители Благовещенки. 

Вот и сейчас они обратились к чиновникам на видеокамеру, чтобы власть услышала об их дорожной проблеме. 

Возвращаясь из Благовещенки в Саратов по той же несчастной дороге, мы встретили КамАЗ, которым управлял водитель Николай Власов. Он возвращался из Балашова. Такие рейсы он совершает практически каждый день. Спросили, что он думает про дорогу? 

— С таким бездорожьем нет будущего у любого села. Если в летнее время можно проехать по полевой дороге, то в грязь, весеннюю и осеннюю распутицу трудно куда-либо добраться по такой дороге. Это хорошо, что у нас такой руководитель — понимает проблему и с помощью хозяйства приводит, насколько это возможно, дорогу в порядок и зимой, и летом. Но вопрос в другом. Сколько ещё лет ждать, когда у нас будет нормальная дорога? Если честно, то я уже не верю, что у нас что-то изменится. Кому нужны проблемы села и его жителей?

Встретили мы и школьный автобус, водитель которого после нашего разговора свернул на полевую дорогу. Безопаснее и, если честно, то постоянная тряска надоела и нам. 

— В день с детьми я проезжаю где-то 55 километров, — поведал Сергей Сергиенко. — Вроде небольшое расстояние, но по такой «убитой» дороге возить ребятишек… Если летом я могу съехать с трассы на полевую дорогу, то в распутицу на один из маршрутов протяжённостью 8 километров, я трачу минимум полчаса. Из-за плохой дороги приходится выезжать раньше положенного. Жалко детей, которые вынуждены пораньше вставать, чтобы мы успели к звонку на урок. В грязь такая дорога очень опасна. Работаю я на школьном автобусе 17 лет и каждый год наблюдаю, как родители с учителями бьют в колокола. Сделайте дорогу! Кстати, чиновники к нам не любят приезжать. Первым делом спрашивают: как дорога?

Сколько ждать?

Что же делать жителям сёл, для которых дорога, о которой мы рассказали, нужна для нормальной жизни? Куда обращаться, чтобы получить ответ: будет ли капитально отремонтирована дорога до Благовещенки и коснётся ли жителей отдаленных сёл Самойловского района национальный проект «Безопасные качественные дороги», который инициировал Президент страны Владимир Путин? Ведь речь идёт о повышении качества жизни людей.

Автор: Надежда Лесная

Оставить комментарий