Светлана Микулина: Ангел приходит под занавес

11 марта 2012 - 16:33
Ангел приходит под занавес

Не так уж часто ставятся спектакли, оказавшись на которых  забываешь, что смотришь пьесу. "Чудо святого Антония", - из  драгоценных постановок Саратовской драмы, разрушающих мир условного, лицедейского.  Оказавшись на просмотре этой пьесы, ты не просто начинаешь верить в реальность происходящего, но и словно  погружаешься в   горький и одновременно чарующий мир. Нет, не театра-самой жизни.

Жанр произведения обозначен, как сатирическая фантазия. На мой взгляд "Чудо святого Антония"  примерно в такой же степени сатирическая фантазия, как чеховская "Чайка" - комедия. "Чудо" - драма и волшебство, философская притча с элементами фэнтези и трагикомедия с открытым финалом и робкой надеждой на то, что в людях (не смотря ни на что!) победит человеческое.  Хотя деньги, точнее безудержная погоня за огромным состоянием  любой ценой, как показывает современная действительность, не столь уж редко превращают людей в бесов.

Лауреат Нобелевской премии Метерлинк, известный в современной России преимущественно как автор рождественской феерии «Синяя птица», являлся для символистов серебряного века, для таких неординарных натур, как Блок и Брюсов значимой и интригующей их воображение фигурой.  Творчеством  увлекались талантливейшие поэты, его пьесы ставили крупнейшие российские режиссёры. Интересно, что убеждённый атеист Метерлинк   (согласно собственной  воле, он даже похоронен  при полном игнорировании соответствующих  церковно-погребальных ритуалов!)   создавал произведения,   пронизанные духом  божественного. Как тут не вспомнить   замечание кого-то из острословов: если вы атеист, значит, Богу угодно наблюдать вас таковым.  От себя добавлю: побольше бы  таких атеистов и жизнь наша  из чертовски сложной глядишь, получила шанс приблизиться к божественно гармоничной!  Правда,   божественность Метерлинка  далека от церковных канонов, и скорее повенчана с атмосферой сказки,  являющейся из  заповедных уголков человеческой души и  неказистости повседневного быта. Как и подобает классикам, Метерлинк современен. Во всяком случае, во время просмотра "Чуда…" чувство узнавания и изумления: "так ведь это про  нас!" охватывало собравшихся в зале с такой силой, что во время антракта схожими эмоциями делились друг с другом  незнакомые люди.  Но прелесть и магнетическая привлекательность "Чуда святого Антония"  не только в современности. В  пьесе угадано и схвачено то, что существует и торжествует  и над временем,  и над национальностью, и над общественным строем. Это пьеса об ангелах и бесах наших душ, об искушениях,  оказывающихся непреодолимыми и о том, что апостолы и ангелы из века в век приходят в мир людей в рубище и выглядят - в большинстве своём - довольно непритязательно, в то время, как главный враг ДОБРА и ПРАВДЫ, главный оппонент господа Бога  неизменно прельстителен и появляется  преимущественно под фанфары и аплодисменты толпы, которая - хоть стреляйся! - никак не дорастёт до звания народа.  Впрочем, в "Чуде святого Антония" дьявол, пришедший арестовать святого, и вовсе олицетворяет букву попранного им же закона. Пристав ( последняя роль  скончавшегося в этом году старейшего актёра драмы Владимира Мишанина)  благообразен и степенен. Затянутый в чёрный,  кожаный плащ, эту униформу гангстеров всех мастей, времён и народов, он - власть, воплоти, к которой (по стойкому убеждению многих обывателей!)- не может быть претензий уже, потому что она власть.  Ей, власти, с точки зрения обывателей всегда виднее кого арестовывать и забирать! Раз люди в форме пришли за этим полоумным Антонием - значит, он и впрямь полоумный. А для того, чтобы ставить слова представителя власти под сомнение надо научиться самостоятельно мыслить, а это подавляющему числу ох, какой недосуг. Состояние сытой, ленивой, тягучей, как жвачка безответственности, безответственности  не то что за других, но даже и  за себя  демонстрируют  члены семьи, с которыми  и происходят все необыкновенные события  пьесы. А где паутина равнодушие там  он, дьявол особенно успешно расставляет  сети.  К тому же равнодушие усиливается ноткой  не то страха, не то плебейства, ведь явлению духа зла предшествуют его верные   шестёрки. Его не обременённые интеллектуальной деятельностью солдафоны -сержант (Андрей Казаков) и рядовой полиции (Игорь Игнатов). Тупость  вкупе с упоением собственной, пусть и малой, но, тем не менее,     властью, показаны  актёрами поистине выразительно.  Не столько словами сыграны, сколько жестами, паскудными гримасами, тусклыми взглядами, и обыватели почтительно расступаются-рассыпаются при появлении местных «силовиков».  Когда наблюдаешь подобные сцены, то отчётливо осознаёшь: атеист Метерлинк, похоже, не верил в тот постулат, что власть - во всяком случае - с ТАКИМИ лицами и ТАКИМИ действиями - может быть от Бога.

"Чудо святого Антония" - страшная пьеса. Она повествует о чудесах обновления и воскрешения, к которым мы  не готовы.  О знаках, которые  мы страшимся  услышать и  увидеть.  О добре,  решительно прорывающемся к нам,  хотя все углы (вспоминая слова князя тьмы уже из другого произведения!), тщательно проткнуты тряпками.  Зонтик, который держит над головой арестовываемого в проливной дождь святого Антония, служанка Виргиния- один из символов того, что ещё не всё вымерзло в душах людей.  

Режиссёр Ансар Халилуллин возвёл   волшебный замок из метерлинской драматургии, и одной из главных удач его спектакля стали стопроцентные актёрские попадания в роль. Замечательный актёр Юрий Кудинов, хорошо знакомый  многим саратовцам ещё по АТХ, не просто перевоплотился в персонажа по имени Святой Антоний, но и поймал некое вещество тайны, окружающей своего героя.  Ведущие литературные и театральные критики-современники Метерлинка нашли для него  интересное определение – "драматург намёков и молчания". В его произведениях много подтекста, ещё больше  шифров. Они снабжены  обилием сюрреализма,  всего того, что, что не явно сформулировано, но обжито и осознанно душой, и потому особенно, пронзительно  ценного. И этот подтекст,  цветной  воздух и Юрий Кудинов и заслуженная артистка России Елена Блохина, пронзительно сыгравшая роль  служанки Виргинии, транслируют зрительному залу, без преувеличения, виртуозно.  Не хочется разбирать, как они делают подобное, потому что взгляду является прелесть волшебства, уничтожающего условность театра. В спектакле Саратовской драмы "Чудо святого Антония" немало интересных актёрских  находок и прозрений - блистательно гротесково обрисовывает  своего Доктора заслуженный артист России Владимир Назаров, убедителен в изображении масляной алчности собственного персонажа Григорий Алексеев, но… Речь даже не об отдельных  ролях, потому что  спектакль, ей Богу, лучше не пропустить.  Нет желания анализировать    постановку, тем более, что чудо (И "Чудо Святого Антония" в том числе!) не нуждается в педантичной расшифровке,  оценках, рецензии.  Во времена почти тотальной театральной чернухи  и так называемой «новой драматургии», в формате которой на сцене  сквернословят куда как больше, чем говорят и убивают куда как чаще, чем любят, саратовский театр поставил мудрый и проникновенный спектакль о людях и для людей.  Спектакль, в котором есть предупреждение, но нет замшелой назидательности и пластмассового моралите. Спектакль, в котором маленький ангел (Даша Давыдова), выходящий на сцену в финале, кажется, держит на своей маленькой ладошке всю тяжесть и лёгкость нашего мира.

На "Чуде святого Антония" аплодисменты по окончанию спектакля раздаются не сразу. Потому как зрителям ещё предстоит опомниться от увиденного, и перевести дыхание. И смахнуть с глаз слёзы,  увлажняющие глаза не только женщин, но и мужчин. Но когда аплодисменты  всё же начинаются, они щедры и долги. Во времена крушения подавляющего числа идеалов, в период множащейся нестабильности и инфляции не только цен, но и чувств, мыслей, поступков,   это  уникальная постановка. Мы   совсем недавно, каких-то пару  месяцев назад вступили в  новый год, которым нас  активно и неустанно стращают и астрологи, и политологи, и экономисты. Разговоры о конце света, о резко обрывающемся календаре майя  утомили даже тех, кто с интересом  следил за динамикой  подобных дискуссий. В сущности, рано или поздно каждого из нас ждёт  личный, персональный конец света. Уж от него то - точно не уйти, не откупиться  и не откреститься никому  - от  гениев до "людей дождя", от многомиллиардных  олигархов до бездомных расстриг. Но перед тем, как  грянет личный конец света, важно всё таки осознать: кто ты есть? И зачем ты на этой земле? И какие слова ты говоришь, но какие дела при этом делаешь? И по какому ведомству  служишь - ладаном или серой веет от работодателя… твоей души. Это  болезненные вопросы, и отвечать на них не хочется. Но ведь придётся!  Подавляющему большинству из нас куда больше по душе что-нибудь праздничное, карнавально - беспроблемное, веселящее душу и уводящее от мыслей о насущном. Метерлинк смешал жанры и написал трогательную и жёсткую, смешную и устрашающе горькую пьесу о смысле и бессмысленности земного бытия, о том, что, будучи смертными, мы подчас ведём себя как жестокие и легкомысленные божества, а столкнувшись с небесной благодатью, чаще всего  стремимся втоптать чудо в землю. Это умный и при этом  увлекательный, мировоззренческий спектакль, за который хочется сказать его постановщикам и актёрам огромное спасибо. 
  

 

Оставить комментарий