Светлана Микулина: Букет оперно-балетно-джазовых впечатлений

19 мая 2015 - 17:20
Букет оперно-балетно-джазовых впечатлений

Сегодня для всех гостей города распахивает свои двери академопера. Начинается Собиновский фестиваль. Перед началом майского праздника музыки мы беседуем с директором оперного театра Ренатом Мухамедьяровым.

-Ренат Анварович, театр не возможет без…?
-Артистов и музыкантов.

-Назовите, пожалуйста, три личности, воплощающих многоообразие театрального искусства, три личности из Саратова или Москвы, без которых лично для Вас не представим театр в принципе?

-Это Табаков, Кочнев и Янковский. Три талантливых человека, имена которых плотно связаны с нашим городом. Великого драматического актера Олега Ивановича, увы, уже нет с нами. А два других человека, по счастью живы и здравствуют. И активно работают. Сорокалетие творческой деятельности Юрия Леонидовича - событие для нашего театра, получившее свое отражение в одном из вечеров Собиновского фестиваля. Так что не пропустите.

-Какое событие из репертуара Собиновского Вы ждете с особым интересом и быть может даже волнением?
-"Стальной скок" Прокофьева. Это не просто необычный балет, скорее- чрезвычайно неоднозначная постановка. Очень нестандартная. Все, что зрители увидят на сцене в этот вечер, в принципе, не свойственно классическому балету.…Так что говорить об этом событии наш театральный город наверняка будет. "Стальной скок" - гарантированные впечатления.
В последний раз балетоманы видели это сценическое действо на знаменитых дягилевских сезонах в 1927 году. Так что, думаю, не погрешу против истины сказав, что в зале вряд ли найдется хотя бы один зритель, который не то чтобы достоверно знал, но даже предполагал, что он увидит… Да и команда, работающая над "Скоком"- интереснейшая. Это талантливые художники Ольга Колесникова и Сергей Болдырев, одаренный хореограф Кирилл Симонов, чьи работы - "Дон Кихот", половецкие пляски в "Князе Игоре" уже полюбились саратовскому зрителю.

-Насколько мне известно, партитуры многих произведений для нынешнего спектакля доставались с немалым трудом?
-Да, с некоторыми нотами происходили почти детективные сюжеты. Требовалось разыскивать, изыскивать, убеждать, договариваться. Фестиваль, по замыслу главного дирижера Юрия Леонидовича Кочнева, как и всегда, открывается редкими, никогда не исполнявшимися или исполнявшимися очень давно произведениями. Среди них есть и творение нашего земляка, одного из самых таинственных музыкальных гениев двадцатого века Альфреда Шнитке. "Ритуал. Памяти погибших во второй мировой войне",-так оно называется. Ноты были получены из архива семьи маэстро, находящегося в Германии. Так что для того, чтобы прозвучать на отечественной сцене в дни семидесятилетия великой Победы бесценным творениям пришлось проделать немалый путь. А театру - приложить немало сил для того, чтобы заполучить драгоценную партитуру.

-В программе открытия еще немало произведений, даже от названий которых будто веет порохом войны. "Победа Веллингтона в битве при Виттории" Людвига ван Бетховена. Неужели и они появились из-за морей-океанов?
-Вообразите себе, что партитуры Бетховена и еще одного редкого произведения Ференца Листа прибыли к нам из США. Так что великая музыка летела и плыла в Саратов со всех точек мира, и в этих поисках и изысканиях красоты нам помогло великое число творческих и административных личностей. Не могу не выразить им всем огромной благодарности и отдельно упомянуть о доброй и бескорыстной помощи музея Глинки в Москве.

-Жизнь меняется, поэтому не планируете ли Вы что-то изменять и в программе самого Собиновского?
-Когда я только что возглавил театр, это был один из первых вопросов, которым задался. Тщательно проанализировав фестиваль, пришел к выводу: он и без того органично и уместно меняется, чтобы как-то форматировать его намеренно, искусственно. Фестиваль постоянно обрастает новыми жанрами, новыми подходами и впечатлениями.
Изначально придуманный как чисто оперное действие, он впоследствии включил в себя и балет, и неформальную, альтернативную музыку. Мне кажется, Собиновский доказал за эти годы право умно и во время совершенствоваться. И еще мне представляется, что наш майский праздник музыки умудряется держать некую высокую планку мастерства и оригинальности - сужу по отзывам- зрительским и критиков и по аншлагам, по звездным гастролерам, приезжающим для участия в наших спектаклях из самых разных уголков земного шара. В этом году в неформальной программе фестиваля очень интересный джаз и группа "Кватро"-с приглашением и того и другого коллектива постарался Николай Шиянов.

-Сколько в среднем звонков раздается в кабинете и на мобильном телефоне директора академоперы в день?
-Думаю, не меньше ста, быть может, даже ста с небольшим.

-А в дни фестиваля?
-О, вот в дни число звонков значительно увеличивается…И это нормально и хорошо. Это еще одно доказательство того, что фестиваль любим!

-Интересно, а кем в детстве хотел стать будущий директор театра?
-Мой папа - кадровый военный, так что понятие дисциплины мне знакомо с детства. Поэтому, иногда я сообщал в своих школьных сочинениях , что хочу быть военным, а иногда музыкантом…

-А два этих понятия никогда не хотели объединить?
-В армии объединял. (улыбается-С.М.) Отслужил два года в военном оркестре. Спрашивали с нас жестко. Все были на виду. Никуда от взглядов руководства не денешься. Так что если сапоги блестели хотя бы на йоту меньше положенного, шкуру с нас драли по полной. Не зависимо от музыкального мастерства….

- Стало быть, элегантность Вашего костюмного стиля держит свою родословную еще из юности: армия приучила быть безупречным.
-И она- тоже. Но главное - отцовская школа.

-Мы общаемся с Вами в дни семидесятилетия великой Победы и военный оркестр времен Вашей юности, думаю, вспомнился не случайно. Кроме первого фестивального дня будут какие-то сценические напоминания о великой дате?
-Разумеется. Это концерт "Волга-Бэнд". Думаю, зал, зрителей всех возрастов мелодии военных лет и воодушевят, и порадуют. Темой Победы в той или иной степени пронизано большинство постановок нынешнего года. Событие слишком грандиозно и слишком близко каждому из нас, чтобы остаться на периферии нашего сознания.

-Оперные спектакли неоднократно номинировались на "Золотую маску", отечественный театральный "Оскар". Ожидается ли выдвижение каких-то ваших спектаклей для самого престижного из отечественных конкурсов в ближайшее время?
-Да, это скорее всего будет "Дон Жуан", наша грядущая, уже пост- фестивальная премьера. Не исключаю и той возможности, что "Стальной скок" станет номинантом "Маски". Мы наверняка будем думать об этом, но пока лучше не акцентироваться на этом подробно- сконцентрируемся лучше на фестивале. Впереди - тринадцать фестивальных дней…

-Тринадцать - мистическая цифра-не опасаетесь ее воздействия?
-Что такое мистическая цифра по сравнению с мистикой самого театра?!

-И- самый последний вопрос директору театра оперы и балета и директору Собиновского фестиваля- ваша самая большая похвала творческим личностям выражается в…?
-В премии, конечно . Да, все служители театра любят комплименты и аплодисменты, но премия-без нее и сценическая, и личная жизнь как-то меркнут.…Так что комплименты стараюсь говорить премиями…

-Ренат Анварович, спасибо за интервью и- не сомневаюсь, что сегодняшний вечер у очень многих саратовцев связан с посещением академоперы. 
-Всем зрителям-от всей души - самых лучших впечатлений и эмоций.

Оставить комментарий