Светлана Микулина: Грациозное облако и букет лилий

03 декабря 2013 - 12:08
Грациозное облако и букет лилий

 

Мне представляется, что второй акт "Жизели" способен зачаровать даже людей, весьма далёких от театра. Он - как видение из иного мира, концентрация нереальной, почти невыносимой красоты. Красоты и еще - грусти. Виллисы-девушки, погибшие ещё до того, как обрели свою истинную любовь, либо обманутые своими мужчинами либо не познавшие счастья взаимной любви, плывут белоснежным, призрачным, сметающим всё живое снегопадом…Виллисы плывут и закруживают, вовлекают в роковой танец, затонцовывают до смерти лесничего, чьё сердце безраздельно и преданно принадлежало хуторянке Жизель. А вот гордого аристократа и обманувшего её возлюбленного Альберта Жизель спасает. Даже беспощадная, как смерть Мирта, повелительница Виллис вынуждена отступить перед силой такой жертвенной, всеобъемлющей, отважной любви.

Шедевром Адана "Жизель" на сцене академоперы триумфально завершился в прошедшую субботу Первый международный фестиваль "Звёзды мирового балета в Саратове".

С удовольствием констатирую: праздник балета не обманул ожиданий, собрав аншлаги и став одним из главных культурных событий ноября. Спектакли оказались поистине прекрасны, будучи украшенными сольными партиями приглашённых артистов. Но было бы не справедливо не сказать и о том, что родная труппа сумела сполна соответствовать звёздному статусу приглашённых солистов, востребованных на престижнейших сценах мира. Виллисы в "Жизели", состоящие из своих, саратовских балерин зачаровали. Трепетные, страдающие и заставляющие изощрённо страдать своих жертв, они притягивали взор. Кордебалет не просто качественно отработал давно знакомый, классический и любимый зрителем спектакль. Кордебалет и, конечно, солистки саратовского балета, словно заново сотворили, соткали танцевальные па из сияния призрачных огней и ночного тумана.

Ну а что касается столичной гастролёрши, выступившей в заглавной партии, то юная Кристина Шапран органично продемонстрировала своим танцем и трепетность, и страсть, и отчаяние, и безумие, и - в особенности - инфернальность. Грациозная нежность-вот как я позволила бы определить стиль талантливой танцовщицы в её прочтении этой балетной судьбы. Жизель Кристины уподобилась белому облаку, видению, идеальной красоте, которой, увы, столь часто нет места в земном, предельно жестоком и рационально-циничном мире. Некая тревожность оказалась подарена балериной своей героине сразу же - не потому ли уже её первое появление на сцене взволновало меня ощущением её неминуемой гибели? Уже в первом, предельно реалистичном действии "Жизели" простодушная хуторяночка скорее принадлежала пространству ирреальному, чем реальному. Она - словно ангел Боттичелли или мистическая героиня с полотен прерафаэлитов. Эти длинные трепетные руки, тянущиеся к небесам, это детское недоумение отвергнутой любви - прелестная девушка словно и родилась только для того, чтобы поразить воображение своей нездешней красотой и обратиться в кладбищенскую тень, в танцующий, бесплотный призрак. Заведомо обречена - потому как слишком хрупка- для безмерно огромной любви. Но хрупка, как доказывает сюжет балетной драмы, телом, но не духом. Ну а возлюбленный Жизели, роль которого виртуозно исполнил Сергей Полунин, танцовщик, которому аплодирует мир, танцовщик, которого в прессе называют одной из самых ярких звёзд мирового мужского балета, покорил Саратов своей грандиозной балетной техникой, силой своих прыжков и вращений. А ещё- своим балетным джентльменством-Полунин эффектно демонстрировал в танце юную партнёршу. Герой Полунина любовно держал в объятьях несчастную возлюбленную, искал у неё спасения от возмездия виллис, но почти сразу же, без жалкой борьбы за свою жизнь, изъявлял готовность умереть - искупая свою вину перед девушкой, погибшей из-за любви во цвете лет.

Белые лилии, возлагаемые им на могилку Жизели-как символ её души-невинной и отрешённой, жаждавшей страсти, но успевшей познать лишь самое невинной проявление мужской любви- легчайшее объятье. Такое же невесомое, как платья вилллисы. Такое же трагичное, как её посмертная жизнь-вечный, безудержный, такой красивый и такой горестно-пугающий танец.

Белые лилии противоречат своей холодностью любви аристократа-он одержим любовью сильной, жгучей, не знающей границ и условностей-таков и его танец. Полунин не просто танцевал, он парил, и экспрессия, искупительная сила плюс безупречная чистота самых сложных его движений оказались сродни лилиям, расцветавшим в воздухе.

Букет тянущихся к небесам страстных лилий и нежнейшая, грустная дымка, обрамлённая огнями ночного тумана-вот зримый образ, родившийся в моей душе от пластической ворожбы гостей балетного фестиваля.

И, конечно, вспоминая восхитительный балетный вечер, нельзя не сказать самых комплементарных слов о симфоническом оркестре, академоперы вдохновенно и мастерски подарившем театралам сияние адановской музыки. Музыка-угроза и музыка-нежность, музыка-прощение и музыка-прощание-вся музыкальная гамма чувств оказалась блестяще исполнена симфоническим оркестром. Браво, маэстро, браво, музыканты, у вас хорошая школа, вы - один из реальных брендов музыкального Саратова!

Академопера, собирающая в не самые лёгкие времена полные залы, может гордиться собой. Совершенно очевидно, что и творческий, и административный штат театра, масштабно, детально и полнокровно поработали под то, чтобы всё сложилось на столь завидном уровне. Фестиваль такого масштаба для его устроителей и организаторов, для принимающей стороны есть всегда испытание на профессионализм. И дело тут не только в том, что мега-звёзд надо достойным образом встретить, разместить, соблюсти все их условия. Надо помнить и про то, что когда в репертуаре не столичного стартует проект "Международный фестиваль", существует реальная в опасность не собрать звёзд реально мирового класса. Саратовскому академическому театру оперы и балета удалось осчастливить своих зрителей именно мега - звёздами и - что не менее важно -соответствовать звёздному уровню гостей самим.

В ноябрьскую темноту и стылость из театра выходил счастливо-взбудораженный народ. И старые театралы, и молодёжь были одинаково воодушевлены.

Первый международный фестиваль балета завершился. Очень хочется фестиваля второго. Такого же фееричного, талантливого, яркого.

Оставить комментарий