Светлана Микулина: Гуси-лебеди и много волшебства

13 января 2014 - 10:25
Гуси-лебеди и много волшебства

Тюзовская премьера удалась! От души рекомендую всем друзьям, всем знакомым и незнакомым мне саратовцам, кто ещё не видел «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», сходить в ТЮЗ. На его главную премьеру декабря-января. Знаменитая сказка Сельмы Лагерлёф в прочтении режиссёра-постановщика Артёма Кузина обернулась радостью и для детей, и взрослых. Остроумно. Стильно. Эффектно в смысле декораций и костюмов. Современно, но без разрушения, без постыдной и неуместной деформации основ сказки, её плоти и крови, её внутреннего сокровенного свечения. Спектакль-воодушевление. Спектакль-гимн доброте и чудесам.

Маленький, худенький Нильс, в которого- вдохновением исполнительницы этой роли Анастасии Бескровной- веришь. Ну, оч-чень брутальный Смирре-Лис, не без озорства ловящий свой хвост и дерзки пытающийся объегорить крыс… Великолепная, философичная мудрая Акка-предводительница гусей (Браво, Виктория Шанина).

Гусиная стая - отдельная история. Хороши все, кого видите на фото. Каждый- по своему. А белый-белый гусь Мартин просто супер! Клоунада, грусть и эксцентрика под одними перьями!

Сельма Лагерлёф, нобелевский лауреат, писатель со сложной судьбой, человек, на протяжении долгого времени прикованный к постели, создала- ещё на заре двадцатого века!- чудесную и не стареющую сказку. Саратовский ТЮЗ её вдохновенно, тонко и мудро поставил. Лично я давно не видела на тюзовской сцене столь человечных и одновременно увлекательных премьер. Спектакль, в котором и действия, и диалоги, и актёры соразмерны и уместны. Где видеоряд, демонстрирующийся на гигантском глобусе, не смотрится чужеродным номером. А является органичной частью театрального повествования.

Сама я была не на премьере. И даже не на втором или третьем показе. А в один из недавних январских дней. Спектакль к тому времени шёл уже не первый день и, полагаю, как нельзя более удачно «сел» на плечи собственных творцов. Как хороший костюм. Или оригинальный рождественский наряд. Как гусиные шлемы на головы дружественной Нильсу птичьей стае.

Не хочу и- больше того - не считаю нужным писать развёрнутую рецензию, потому что мне кажется, что этот чудесный спектакль гораздо больше нуждается в отзыве-впечатлении. Потому что история Нильса глазами режиссёра Артёма Кузина и художника-постановщика Ольги Колесниковой впечатляет сердце. Это красивый спектакль. Не красивенький. Не сладенько-сиропный. А именно красивый, то есть отмеченный гармоний, соразмерностью, а значит, хорошим вкусом. Мария Соловьёва, написавшая пьесу по книге Лагерлёф, достойна восхищения. Она ведь взялась за золотую детскую классику! Не каждый бы решился. А молодой драматург осуществила интересный театральный проект умно, интересно и весело. Без ноты подобострастия или слепого калькирования. Но с уважением к первоисточнику –примета авторского благородства, почти утраченная, увы, современным театром.

Мне понравились многие актёрские работы, и потому сложно отметить кого-то особо. Однако Егорова и Кривегу не могу не назвать. Когда попадёте на спектакль – влюбитесь, думаю, в их персонажей-настолько одушевлёнными сделали их актёры.

Приятно выходить из театра в состоянии воодушевления, а не моральной убитости пошлостью или двусмысленностью. По окончанию спектакля дети из числа зрителей взялись играть в гусей-лебедей. И в Нильса. И в Смирре- лиса, конечно. Когда мальчуганы и девчушки начинают играть в героев только что увиденного, это лучшее доказательство: у работы театра добрая и загадочная аура. И - пленительное послевкусие.

Оставить комментарий