Денис Иванцов: Изменения в Налоговом Кодексе – кого обяжут платить больше?

15 апреля 2014 - 12:21
Изменения в Налоговом Кодексе – кого обяжут платить больше?

 

В начале апреля текущего года В.В. Путин подписал ФЗ "О внесении изменений в части 1-ую и 2-ую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ", положения которого существенно изменили статус налогоплательщика, прежде всего, применяющих специальные режимы налогообложения в виде УСН и ЕНВД. В некоторых случаях они обязаны будут уплатить налог на имущество (сейчас такой налог не взимается). Для ИП все останется по - прежнему, для других же значительно возрастает налоговая нагрузка. Следует отметить, что данный налог будет взиматься не со всех видов недвижимости, а только лишь с тех, налоговая база по которым определяется как кадастровая, а не среднегодовая стоимость (административно - деловые и торговые центры, а также помещения в них, нежилые помещения, используемые для офисов, бытовых услуг и т.д.). "Упрощенцы" начнут жить по новым правилам с 1 января 2015 года, а вот "вмененщики" будут вынуждены уплачивать налог на имущество уже с третьего квартала текущего года. 

На мой взгляд, основная цель изменений – борьба со схемами ухода от налога на имущество путем дробления имущественных объектов. Но ведь после вступления вышеуказанного ФЗ в законную силу, "упрощенка" потеряет весь смысл, основная задача которой – не платить налог на имущество, прибыль и НДС. Даже если предприниматель не будет вести никакой деятельности, он будет обязан платить налог на имущество. А учитывая тот факт, что налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимости, которая устанавливается регионом и может быть даже выше рыночной, это плачевно скажется на развитии малого бизнеса. Кроме того, увеличение налоговой нагрузки на бизнес повлечет за собой повышение арендных ставок, а значит, и удорожание стоимости товаров и услуг, что негативно скажется на обычных потребителях. Все это может спровоцировать бизнес, применяющий УСН, закрыться.

Кроме того, ФЗ предусматривает обязанность налогоплательщиков – физических лиц информировать налоговую о своем имуществе при отсутствии налогового уведомления. При наличии же у налогоплательщика льготы в виде освобождения от уплаты имущественного налога эта обязанность с него снимается. Законодатель предусмотрел ситуацию, когда неизвестное налоговикам имущество находится в собственности гражданина довольно долго. В этом случае налог на имущество начинает исчисляться с того налогового периода, в котором налогоплательщик уведомил о нем налоговые органы. Правда, это поблажка действует только до 1 января 2017 года. После этой даты начинает применяться общее правило – имущественный налог, взимаемый с физлиц, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 2 ст. 52 НК РФ дополнен соответствующими абзацами). Извещение об имуществе направляется по месту жительства налогоплательщика или месту нахождения его имущества (как удобнее самому налогоплательщику), и к нему должны быть приложены правоустанавливающие документы на имущество. Последний срок направления такого извещения – 31 декабря года, следующего за отчетным. За нарушение этой обязанности предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Весь казус состоит в том, что на сегодняшний день, в случае если налогоплательщик не платит налог из-за неполучения налогового уведомления, обязанность по уплате налога все равно с него не снимается, а помимо этого начисляется пеня за каждый календарный день просрочки. При этом такая обязанность возникает только после получения уведомления. Получается, что, сообщая в налоговую о своем имуществе, налогоплательщик будет выполнять чужие служебные обязанности, а не сообщив, еще и заплатит штраф за плохую работу государственных служащих. Мне кажется, что такие изменения значительно сокращают обязанности налоговых инспекторов и увеличивают нагрузку налогоплательщиков.

Безусловно, многие положения ФЗ следует оценивать положительно - например, отмена обязанности сообщать в налоговую об открытии счета в банке. Однако настораживает тот факт, что достаточно серьезные изменения, существенно влияющие на размер налогового бремени "упрощенцев" и "вмененщиков", были внесены без обсуждений и учета мнения профессионального сообщества. Проведение общественных обсуждений помогло бы сгенерировать общее мнение предпринимательского сообщества по данному вопросу, а консультации специалистов помогли бы просчитать риски, связанные со вступлением данного закона в силу.

Оставить комментарий