Елена Налимова: Как жалобщики ведут свои дома в коммунальный ад

30 ноября 2018 - 22:55
Как жалобщики ведут свои дома в коммунальный ад

С советских времен русский человек усвоил простую формулу: если что-то не нравится - жалуйся! Инстанций в России много, письма можно писать каждый день. По поводу плохого содержания дома жители пишут километры жалоб в Госжилинспекцию, администрации районов, города, губернатору и в прокуратуру. Если не помогает, строчат послания в Генпрокуратуру и президенту РФ, но все это возвращается туда же, в райадминистрацию и облпрокуратуру.

Но должна вас огорчить, ни одно из этих ведомств не занимается содержанием жилого фонда и не может переписать вашу платежку. Единственное, что они могут сделать - наказать того, кто управляет вашим домом. Здесь всего два варианта – это или управляющая компания или товарищество собственников (ТСЖ, ТСН). Закон также позволяет всем жильцам непосредственно и сообща управлять своим домом, но такие чудеса в России случаются очень редко. Самые распространенные формы - УК или товарищество.

Как только жалоба поступает, ведомство проводит проверку и выдает предписание, а затем назначаются штрафы. Не хочу подсказывать любителям строчить жалобы, но причиной может быть все что угодно, от облупившейся стены подъезда и проржавевшего козырька дымохода на крыше, до мелкой ошибки в платежке за ЖКУ. За любой из этих пунктов УК или ТСЖ могут оштрафовать на сумму от 50 до 250 тысяч рублей и выше. Например, по сложившейся в России практике за любую, даже самую незначительную ошибку в расчете платы за коммунальные услуги УК или ТСЖ штрафуется по статье 14.6  Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение порядка ценообразования». Штраф от 50-ти до 100 тысяч руб. Намного проще подойти к начальнику управляющей компании и разрешить противоречия. Но не нашим жалобщикам. Они строчат послания сразу в прокуратуру, и расхождение в начислении в три рубля оборачивается даже для маленького ТСЖ серьезным штрафом. Юристы в Саратове пытались доказывать, что статья 14.6 применяется к подобным случаям неправомерно, но сложившаяся в судах практика оказалась сильнее.

 По некоторым поводам ГЖИ имеет полномочия накладывать штрафы самостоятельно, по некоторым – передает дела в суд. Прокуратура действует примерно так же: сама возбуждает административное производство или направляет материалы в суд.

В суд на УК или ТСЖ могут подать и сами жильцы. В правоохранительных органах России есть негласная установка, согласно которой жильцы всегда правы. Так власти пытаются успокоить массы во времена, когда много проблем. На дворе сейчас неспокойно, инфляция, безработица и санкции. Зато вы всегда можете рассчитывать на то, что суд или прокуратура взгреют вашу УК или председателя ТСЖ. Иногда ГЖИ и прокуратура раз за разом выходят на одну и ту же проверку в один и тот же дом. И не могут отказать, потому что жалоба гражданина для них – святое. А некоторые жильцы так и предупреждают свои УК: только попробуйте нам перечить, мы вас жалобами закидаем. И закидывают в буквальном смысле слова.

В каждом сутяжном доме есть пара пенсионеров, которые набили на этом руку. На счету пенсионеров-жалобщиков часто бывает не одна разоренная УК. Такие дома не могут найти себе коммунальщиков годами, всех бракуют разгневанные жители. Это приводит к ответной реакции – ни одна управляющая компания не решается управлять таким жилфондом, зная о возможностях местных сутяжников. При этом сами авторы жалоб, как правило, домом управлять не умеют или не хотят. И в уверенности, что им все вокруг что-то должны, пишут свои петиции дальше, требуя ремонта подъезда и канализации от губернатора и президента. Часто в таких домах, как только исчезает корень зла – управляющая компания - начинаются войны жильцов друг с другом. Первый подъезд начинает ненавидеть второй, и оба выступают против третьего. Таким образом сутяжные дома добиваются прямо противоположного результата - становится ощутимо хуже: подъезд ветшает окончательно, трубы стареют, а в приемной губернатора жалобы от дома № N начинают откладывать в отдельную папочку.

Есть еще одна причина, по которой многочисленные письма в инстанции могут принести вред вместо пользы. В любом многоквартирном доме есть жильцы, которые вообще не платят. Бывает, что их количество доходит до 30% от общего числа коммунальных счетов. Но на самом деле о том, чтобы не платить, мечтают почти все (это тоже в русском характере). В прессе, в соцсетях и в разговорах распространено мнение, что большинство УК и ТСЖ - это дармоеды на шее жильцов. Положительных примеров нам не показывают, зато об отрицательных трубят и прокуратура, и администрация, и телевидение. Если при таком раскладе жалобы на УК не просто рассылать по инстанциям, а еще развешивать в подъездах, общественное мнение дома начинает приходить к мнению, что платить совсем не нужно. И тридцать стандартных процентов неплатежей по дому превращаются в шестьдесят и даже восемьдесят. Логика тут примитивная – раз УК что-то делает неправильно, то и платить ей пока не надо. А там уж прокуратура разберется.

Но это тупик. Если у управляющей компании есть законные права на управление домом, то любые неплатежи она потом взыщет по суду. И все же людям хочется верить, что они сбросили с себя ярмо и теперь свободны от коммунальных дармоедов навсегда.

Что происходит дальше? Неплатежи за дом растут, у УК или ТСЖ появляются долги перед ресурсоснабжающими организациями, они не может вовремя платить аварийной бригаде, слесари и электрики не выезжают на аварии, а если выезжают, то работают плохо и через день трубы в доме опять текут, свет гаснет. А вскоре к долгам перед ресурсниками добавляются долги за штрафы, ведь жители недовольны тем, как обслуживается дом и пишут жалобы в ГЖИ и прокуратуру. Логичный итог такого процесса – банкротство УК вместе со всеми вашими платежами. После этого дом уходит в свободное плавание. В лучшем случае жители берутся за ум и создают свое ТСЖ, в худшем ни одна УК не хочет брать сутяжников и администрация района выставляет дом на конкурс. Иногда такие дома выдаются в нагрузку к хорошему жилфонду. Хороший – это где мало жалобщиков и много плательщиков или новостройки. Но и управляют навязанными домами по остаточному принципу.

По Саратову можно привести сотни адресов таких сутяжных домов. Правоохранительные органы и ГЖИ они вполне устраивают. На них делается неплохая статистика рассмотренных жалоб. Для УК это тоже не большая потеря, даже если единственный выход – банкротство, можно перерегистрировать фирму и найти себе новый жилфонд в управление. Единственные реально пострадавшие при таком раскладе – сами жители.

Это не означает, что жалобы писать не нужно. Они в нашей стране действительно часто имеют силу бомбы. И даже президенту писать иногда необходимо, и в Генпрокуратуру тоже, несмотря на то, что все жалобы и письма спускают вниз по инстанциям (вы удивитесь, но генпрокурор не знает, почему у вас течет труба). Но бомбу эту нужно кидать по делу и с умом. Иначе есть шанс подорвать весь дом.

1 комментарий