Ольга Копшева: Как популисты-коммунисты задумали сделать частные штрафстоянки государственными

03 октября 2018 - 15:41
Как популисты-коммунисты задумали сделать частные штрафстоянки государственными

Законопроект о новом порядке перемещения задержанных транспортных средств на штрафстоянки и их возврата автовладельцам вряд ли превратится в закон. Обсуждения новшеств получаются бурными. Но среди популизма и коммерческих интересов для законодателей уже проявилась главная проблема, волнующая сегодня владельцев автотранспорта. Совсем не исключено, что, отвергнув законопроект, депутаты Саратовской областной думы не только поймут, как её исправить, но и подправят закон в пользу автовладельцев.

 

Доходное место должно приносить доход государству

У законопроекта несколько авторов – все представители партии КПРФ в думе и примкнувшая к ним член партии «Справедливая Россия» Зинаида Самсонова. Основным докладчиком на состоявшейся на днях рабочей группе по анализу законопроекта выступал депутат Николай Бондаренко. Именно он наговорил много обидных слов в адрес бизнеса, занятого штрафстоянками.

По его словам, работники этих стоянок плевать хотели на предельную стоимость оплаты услуг, установленную для них чиновниками. Сейчас в Саратовской области она составляет 2200 рублей, но по факту «здесь смотрят, сколько с тебя можно взять». И берут и 3500 рублей, и даже 6000. Эти данные авторы законопроекта взяли не из воспалённой подсчётами чужих доходов головы, а из сообщений людей, пострадавших от беспредельщиков-стоянщиков.

Постепенно из обобщения этих и собственных наблюдений выстроилась схема, в которой стоянщик вступает в сговор с работником ГИБДД, и они предлагают нарушившему правила дорожного движения автомобилисту не увозить его автомобиль на стоянку и не выписывать ему штраф, а выкупить его из возможных неприятностей здесь же за пять тысяч рублей.

По мнению авторов нового законопроекта, все эти схемы пресечь на корню можно очень просто. Надо всего лишь отнять бизнес по организации штрафстоянок у предпринимателей и передать их организацию специально созданным муниципальным или государственным структурам.

Представитель прокуратуры тут же сообщил «для сведения» участников заседания, что муниципалитетам такие конторы создавать нельзя. Можно только на высоте региональной власти. Согласившись с этим замечанием, авторы законопроекта начали весело, легко, с коммунистическим задором планировать, как им разрушить до основания мир чистогана, а затем построить на его руинах новый, где кто был никем, тот станет всем.

 

Формула Курихина: доход делим на 2, потом на 5, потом на 12

Доходы владельцев штрафстоянок в Саратове авторы законопроекта тоже подсчитали. По их данным, они со свистом пролетают мимо бюджета. Потому что предприниматели в 2017 году налогами с каждой стоянки заплатили всего по 10 тысяч рублей. А себе в карман положили в общей сложности минимум 100, а может и 300 миллионов рублей.

– Откуда вы взяли 300 миллионов рублей? – возмутился депутат облдумы Сергей Курихин. И стал вслух считать. Что за минувший год было эвакуировано 34,5 тысячи автомобилей. Умножив это количество на 2200 рублей (максимальный порог платежей за эвакуацию), он получил 53 миллиона рублей (хотя мне калькулятор показал цифру в 75 миллионов). Но в подсчётах Курихина эта ошибка особой роли не играла. Ему важно было донести до авторов законопроекта, что получаемый доход – это не прибыль. Из него ещё нужно вычесть зарплату и другие расходы. Так что правильно делить эту сумму пополам. После деления у Сергея Курихина прибыль получилась не больше 26 миллионов рублей (у меня, соответственно – 38 миллионов). Дальше Сергей Курихин разделил свои 26 миллионов на пять стоянок и на 12 месяцев. Получилась прибыль всего-то по 400 тысяч рублей в месяц на каждую. «Это слёзы», – прокомментировал депутат.

У меня на те же стоянки ежемесячно приходилось, соответственно, 600 с лишним тысяч прибыльных рублей. И по моему субъективному мнению, это была хорошая рентабельность. Надо сказать, что субъективных мнений на предмет доходов и прибыли штрафстоянок в Саратовской области немало.

Телеграм-канал «Наш человек в ЧК» сразу после заседания рабочей группы прямым текстом намекнул, что «наши люди с улицы Дзержинского давно и пристально следят за бизнесом по эвакуации транспортных средств». И намекнул, что цифры авторам законопроекта дали именно эти люди, то есть работники ФСБ. И что, по их мнению, настоящий доход стоянщиков оценивается в 300 миллионов рублей. А Сергей Курихин, отрицая эту цифру, «неправильно себя повёл». Потому что «о его глубоком интересе к теме эвакуаторов в городе не знает только тот, кто совершенно не ориентируется в рассматриваемом вопросе».

Верить или не верить телеграм-каналу, каждый решает сам. Но частные штрафстоянки защищал не только Сергей Курихин. Со знанием это делал ещё и депутат Леонид Писной, а также представитель Общественной палаты области, представитель министерства транспорта, представитель губернатора… Они что, все заинтересованы в ежемесячных 400, или 600 тысячах, или аж в 2,5 млн рублях? Особняком выглядела позиция представителя ГИБДД.

 

ГИБДД не против государственных стоянок

Представитель ГИБДД признал, что всякого неучтенного на штрафстоянках было много, но сейчас порядок уже практически наведён. Хотя работа по возбуждённому в 2017 году уголовному делу, связанному с возвратом транспортных средств со штрафстоянок, продолжается.

Представитель ГИБДД разъяснил, что проблема возникла в 2016 году, когда автовладельцы забирали свои автомобили со стоянок без выдачи разрешения о возврате от сотрудников ГИБДД. То есть граждане попросту не являлись в ГИБДД за разрешением о возврате, необходимость которого прописана в законе. Они ехали на стоянку и получали автомобили, минуя полицейское подразделение, которое должно было выписать штраф за нарушение ПДД. Сейчас следователи устанавливают, почему в массовом порядке люди обходили органы ГИБДД. Но пока ответить на вопрос, был ли у стоянщиков сговор с полицейскими, или они нарушали закон в одностороннем порядке, следствие не смогло. Хотя уже сам факт возбуждения уголовного дела повлиял на порядок на стоянках.

В настоящее время 98 процентов владельцев помещённых на штрафстоянку автомобилей уже приходят за разрешением о выдаче и получают счета на оплату штрафов за нарушение ПДД.

Представитель ГИБДД согласился, что людям приходится кружить по городу, чтобы получить на руки протокол о задержании транспортного средства и постановление о прекращении задержания, необходимое для выдачи автомобиля. Но сделать пункт выдачи этих документов прямо на штрафстоянке, посадив туда своего сотрудника, ГИБДД может только в том случае, если спецстоянка будет государственной. Новых людей для этого в полицию набирать не придётся. Те же пять человек и управятся.

 

Оставить всё как есть, только усовершенствовать

Представитель Общественной палаты области предложила помнить о том, что создание госучреждения, занимающегося эвакуацией автомобилей, подразумевает крупную филиальную систему во всех муниципальных образованиях региона. А это значит, что придётся создавать разветвленную сеть объектов недвижимости, где можно без конфликта интересов сделать помещения для работников ГИБДД.

Она подтвердила, что в некоторых регионах пошли по пути государственных штрафстоянок. Но в Саратовской области принят «наиболее конкурентный» путь. По словам представителя Общественной палаты области, нужно не сходить с него, а совершенствовать логистику, заставляющую автовладельца «делать виток на Весеннюю».

 

«Левую» эвакуацию при любой форме собственности можно организовать, уверен Леонид Писной

– А кто вам сказал, что смена формы собственности приведет к налаживанию ситуации? – поинтересовался у авторов законопроекта депутат Леонид Писной, ранее согласившийся, что «надо прекращать беспредел стоянщиков». – Вот сейчас у нас звучит, что нечистоплотные сотрудники автоинспекции работают в преступной группе с частными предпринимателями. Но если это так, то тогда нечистоплотным сотрудникам все равно с кем работать – с ГБУ, с МУПом, с ГУПом.

– Бюджетное учреждение не заинтересовано в максимальной прибыли, – настаивал один из авторов законопроекта.

– Однозначно будет лучше, когда у чиновников появится возможность влиять на процесс! – заявлял другой.

– Да у них и сейчас есть возможность контролировать работу штрафстоянок, – напомнил представитель прокуратуры.

– Дальше говорим: сегодня на штрафстоянках в Саратове вымогают деньги и не отдают автомобили. Вымогает кто? Директор фирмы? – продолжал спрашивать депутат Писной.

– Он задачу ставит, – настаивали авторы законопроекта.

Писному надоело, что его перебивают, и он подытожил, что «левую» эвакуацию при любой форме собственности можно организовать, что задачи по организации такой эвакуации могут ставить и хозяева частных стоянок, и директора госпредприятий. Потому что «форма собственности предприятия не определяет его работу, в том числе и уголовные деяния». Определяет всё менеджмент. А управленцы сейчас в дефиците и в частной, и в государственной сфере.

Депутат Курихин привёл в пример сторожа, который ночью открыл ворота стройки и продал 12 радиаторов отопления. И попросил действия одного жулика не выдавать за жульничество всей организации. Депутат Писной на всякий случай предупредил, что договоры с организаторами штрафных стоянок у минтранса заключены. И они будут действовать до даты окончания. Так что время собираться и править законодательство по организации этой службы есть.

Леонид Писной выразил недоверие авторам законопроекта, утверждающим, что у них есть ответ из налоговой службы, где по всем стоянкам, с указанием ИНН их владельца, указана сумма годовых налогов в 10 тысяч рублей. Он предложил направить официальный запрос от рабочей группы, чтобы убедиться, что годовые 15% от разницы между доходами и расходами действительно составляют всего 10 тысяч рублей. Одновременно, по словам Писного, нужно сделать запрос в муниципалитет и узнать, сколько платят хозяева штрафстоянок за аренду земли. Депутат уверен, что речь идёт о немалых платежах, выгодных городу. Потому что «там аренда дорогая».

Сергей Курихин попросил подумать над тем, что организация бюджетных штрафстоянок может свестись к тому, что область даст распоряжение администрации Саратова выделить землю под них чуть ли не бесплатно. И таким образом городской бюджет лишится и нынешних платежей, и новых не соберёт.

– Давайте сядем и вместе еще раз увидим, где у нас тормоза, – убеждал авторов законопроекта старожил областной думы Леонид Писной.

Он считает, что в первую очередь нужно всё-таки говорить о логистике. И есть компромиссный вариант, при котором организация штрафстоянок остаётся делом предпринимателей, но заключается соглашение с федеральной структурой о размещении там пункта ГИБДД. В рамках действующего законодательства можно отдать часть земли штрафстоянки в аренду госучреждению.

– Ну давайте понимать, что даже Ленин в двадцатых годах осознал, что частный предприниматель не дурнее чекиста, и в стране установили НЭП!

 

Прокурор области предложил губернатору исправить тарифы на спецстоянках

Депутат Николай Бондаренко эмоционально выкрикивал лозунги про то, что «у штрафстоянок очень сильное лобби». И что вот сейчас «лоббизм проявляется». А «частники творят, как хотят, беспредел, пользуясь своим положением, которое законодатели им дали». Что «страдают десятки тысяч людей», потому что «измываются над ними, как хотят».

«Да вы из кого дураков делаете? Зачем вы говорите, что ситуацию надо просто отреформировать? У нас закон дырявый!», – возмущался народный избранник, объясняя, что сейчас областной минтранс заключает договор с выигравшими лицами на организацию штрафстоянок. Но в законодательстве прописано, что этот договор можно расторгнуть из-за неоднократных нарушений. А в Саратовской области не был расторгнут ни один договор. «Пробуксовывает система и нам необходимо в нее вмешаться», – призывал поддержать законопроект Бондаренко, утверждая, что прокуратура тоже смотрит на всё сквозь пальцы.

Представитель прокуратуры ответил, что в первую очередь контролирующим органом штрафстоянок выступает минтранс: «Мы не можем подменять их функции. Это запрещено».

Представитель минтранса сказал, что административные меры по нарушениям принимались. Но чтобы расторгнуть договор, нужно отследить минимум два случая нарушения в год. А такого ни разу не было.

Депутат Бондаренко пообещал утопить минтранспорта в жалобах.

Представитель минтранса принялся убеждать Бондаренко, что число эвакуированных автомобилей очень сильно снизилось. 27 тысяч транспортных средств забрали на штрафстоянки за восемь месяцев 2017 года, в нынешнем году за тот же период – всего 10 тысяч. Если раньше эвакуировалось в день от 100 машин до 140, то теперь – всего 20-30. Чиновник связывает такую отрицательную динамику с тем, что следственные органы и МВД постоянно совместно проводят проверки, исключая возможность получения транспортного средства без сотрудника ГИБДД. Для этого еженедельно проходит сверка по количеству задержанных транспортных средств, находящихся на штрафстоянке, и выданных. В результате этих мероприятий жаловаться стали в разы меньше. Раньше министерство получало 15 жалоб ежемесячно. В этом году их поступило всего пять.

Чиновнику ответил представитель областной прокуратуры. Из его слов выходило, что жалоб будет ещё меньше, если губернатор выполнит представление прокурора области и заставит минтранс рассчитать на услуги эвакуации и штрафстоянок «должным образом в соответствие с действующим законодательством».

 

Мужики, ну хватит популизма!

Представитель губернатора похвалил Сергея Курихина за то, что правильно озвучил правовые вопросы, а Леонида Писного – за грамотную раскладку экономических подводных камней. И предложил авторам законопроекта найти участки земли под государственные штрафстоянки, посчитать, сколько будет стоить закупка эвакуаторов и программного обеспечения, строительство помещения для сотрудников ГИБДД, установка ограждения площадки, освещения, обучение сотрудников. А без этих цифр губернатор, дескать, и рассматривать законопроект всерьёз не будет. Нерабочая идея пока положена в основу законопроекта.

Депутат Курихин к слову рассказал, что к нему приходят много людей с идеями делать солнечную энергию из куриного помёта.

– Мужики, ну хватит популизма! – сказал.

И предложил увеличить бюджетные расходы не на создание новых ГБУ и казённых учреждений, а на закупку транспортных средств для ГКУ «Паркон». Они оборудованы аппаратурой видеофиксации и её данные используются для начисления штрафов за неправильную парковку. И тогда эвакуировать автомобили с улиц будут только в крайнем случае. И коммерческие автостоянки отомрут сами собой.

 

Брать рублями хорошо, но без кассы плохо

А ещё на этом заседании рабочей группы прокурорам подсказали, что на штрафстоянках нет кассовых аппаратов. Дело было так.

Депутат Николай Бондаренко предложил 1800 рублей за эвакуацию автомобиля и 400 рублей за первые сутки хранения оплачивать только безналичным способом. Представитель областной прокуратуры ответил депутату, что по закону запретить оплату товара или услуги наличными нельзя. При условии, если есть контрольно-кассовая техника.

– А кассовых аппаратов-то на стоянках нет! – закричали депутаты.

Если это так, то придётся срочно установить. Иначе прокурорам данное нарушение закона может не понравиться.

  

Ольга Копшева

Оставить комментарий