Ольга Копшева: Капремонт реабилитируют в 2019 году

06 апреля 2019 - 08:10
Капремонт реабилитируют в 2019 году

Программа капитального ремонта многоквартирных домов не нравится саратовцам. Но по шесть рублей с копейками за квадратный метр они ежемесячно платят. Пусть даже нехотя и из-под палки. Почему собранные миллиарды рублей не тратятся на ремонтные работы? Об этом говорили на депутатских слушаниях в Саратовской областной думе.

 

Домов в программе станет меньше

Сначала из программы капремонта убрали аварийные дома и те, где меньше трёх квартир. На очереди – новая подчистка реестра. Из программы собираются вычеркнуть дома с 70-процентным износом, а также те, в которых меньше пяти квартир. Они мешают финансовой устойчивости фонда капремонта.

С недавних пор его возглавляет Вера Прохорова. Первая женщина среди директоров этой организации. От предыдущих она отличается не только полом, а и знанием теории и практики капремонтного дела. Об этом свидетельствует то, что длинный, насыщенный цифрами и номерами законных и подзаконных актов доклад, она протараторила с трибуны, практически не заглядывая в бумаги. Депутатов этот факт сильно впечатлил. Такое погружение в материал они не часто видят.

Но плох тот депутат, что развесит уши перед складно-ладным повествованием о достигнутых успехах. Вот и на этом заседании бдительные народные избранники из областной думы предпочли не обольщаться сладкими речами.

Депутата Зинаиду Самсонову больше всего заботило, что будет с домами с 70-процентным износом, которые фонд отказывается ремонтировать за деньги, собранные по программе. Да, с тех пор, как об этом начали говорить несколько месяцев назад, депутатскую совесть пытаются успокоить заверениями, что на федеральном уровне все всё понимают, и что к концу лета для них придумают особую программу. Но в настоящий момент это просто обещание. "Надо ставить перед Федерацией вопрос, чтобы закон по ним принимался параллельно, - убеждала зампреда правительства области Романа Бусаргина депутат Самсонова. - Только тогда мы избежим непонимания граждан".

То, что, как правило, дома, предназначенные к исключению, это старые дома, что вообще-то власть должна была по закону отремонтировать их, прежде чем разрешать приватизацию, понимали все. А для главы Саратова Михаила Исаева будущее этих домов уже сейчас - его личный триллер.

Всем муниципалитетам было дано задание подсчитать количество таких домов до 1 апреля. И главе города Саратова отлично известно, что среди многоквартирных домов 1600 находятся без всякого управления. Потому что охотников ими управлять и обеспечивать их содержание в божеском виде не находится. А ещё среди домов с износом в 70 процентов значится 585 памятников культурного наследия. Не надо быть провидцем, чтобы понять, как быстро эти памятники обветшают, если их срочно не привести в божий вид. Но вынесенные за скобки программы капремонта, они по закону о памятниках всё равно останутся стоять развалюхами в центральной части города. Потому что дома-памятники сносить по действующему законодательству запрещено. Даже если от дома осталась только дверь – это всё равно "объект культурного наследия", и он должен стоять там, где стоит.

- Что вы посоветуете муниципалитетам и жителям? - спросил мэр. Но уйти со слушаний ему пришлось без совета.

 

Себе дороже было ввязываться в ремонт

Как выяснилось на слушаниях, ветхие дома в программе – источник страха, недовольства и прочих плохих чувств у подрядчиков. И во многом именно из-за них желающих заняться капремонтом в 2018 году практически не было. Механизм ремонта устроен так, что сумма оплаты будущих работ жестко фиксируется ещё до того, как подрядчик зашёл на объект. Но вот приходит он, например, делать кровлю, поднимает старое покрытие, а под ним – ад с прогнившими балками. И эти балки подрядчик должен поменять уже за свой счёт. Никто ему эти работы не оплатит. Вариант плюнуть на состояние балок и положить новое кровельное покрытие на гнильё чреват претензиями, уголовной ответственностью и угрозой разорения. Потому что если новая кровля сползёт с гнилых балок, перестилать её, теперь уж точно вместе с заменой подпорной конструкции, подрядчику придётся за свой счет. В рамках гарантийных обязательств.

"Подрядчик боится нести ответственность за работы, которые не учтены в проекте", - объяснял Бусаргин причину, по которой из семи выставленных на ремонтный аукцион домов пять остаются невостребованными. В пример привёл 11 домов в Саратовском районе, которые все подрядчики обходят стороной. По каждому разбирались на днях. И быстро выяснили, что часть работ не была учтена в техзадании. А после того, как проекты скорректировали, желающие зайти на объект сразу появились.

По словам Бусаргина, для того, чтобы такие ошибки свести к минимуму, необходимо привлечь к работе по программе капремонта ещё как минимум 20 активных проектных организаций.

В 2018 году к проектно-сметному делу было привлечено то ли 14, то ли 70 организаций. И всего 41 (или 177) организация заявлялась на осуществление общестроительных работ.

Чтобы выполнить программу 2019 года число подрядчиков непосредственно на ремонтных работах нужно увеличить на 275 организаций (по словам Бусаргина), а лучше на 500 (по словам Прохоровой).

 

Обещанный рай для подрядчиков

Новых подрядчиков очень ждут. Обещают всячески их любить и жаловать. Зампред правительства Роман Бусаргин заверил, что если кому посмеют чинить препоны, то он лично вмешается. Двери его кабинета для потенциальных подрядчиков всегда нараспашку. А всё потому, что губернатор Валерий Радаев осознал: программа идет тяжело. И поставил задачу – максимально реабилитироваться в этом направлении. За 2019 год капремонт буден сделан в 1426 домах. И в тех, что стоят в текущем плане, и в тех, куда строители не пришли в прошлые годы. "Надо, чтобы люди поверили в реализацию программы", - говорит губернатор.

Чтобы заинтересовать подрядчиков, будут предприняты и более материально ощутимые меры. Например, вводится система поэтапной оплаты выполняемых работ. В предыдущие годы в правительстве области и в фонде капремонта никого не волновало, что подрядчик был стеснён в оборотных средствах. Оплата его работы производилась в разные сроки – от 60 дней после ее выполнения и "до окончания финансового года". Переход к поэтапной оплате означает, что подрядчику если и придётся брать кредит, то на более короткий срок.

Ещё из новшеств – изменение расценок на работы. Теперь в сметы закладывается рентабельность на уровне 7-11%.

Призывая рассказывать всем знакомым о новом рабочем рае для рукастых мужчин, Роман Бусаргин, конечно, не ждёт, что уже завтра они с инструментом наперевес придут заявляться в реестр. Но он мечтает о палочке выручалочке в виде действующих и вновь создаваемых ремонтных муниципальных предприятий. Особенно актуальны они для отдалённых районов области. "Навряд ли из Саратова кто-то поедет в Алгай", - говорит он, видимо, не зная по молодости, что лет 30 назад именно разъездные бригады всё строили и ремонтировали в районах Саратовской области.

Ольга Копшева

Продолжение темы читайте здесь

Оставить комментарий