Светлана Микулина: Красота повседневности

13 августа 2012 - 14:04
Красота повседневности

Подруга-журналистка сбросила мне по электронке увлекательнейшую информацию, в свою очередь присланную приятелями ей. Перескажу  сюжет. В вашингтонском метро  без малого час играл скрипач.  Бурный людской водоворот его  творчество не останавливало. Преимущественно к скрипачу  льнули маленькие  дети, но родители, естественно, не позволяли им задерживаться и  тащили своих чад дальше. Некоторые горожане прямо на ходу бросали исполнителю «гонорар» в виде мелких монет. Такая вот бытовая картинка с натуры. Но изюм  сюжета автор (к сожалению, ко мне информация пришла без подписи)  гениально и тонко приберёг к финалу. Оказывается, скрипач из метро являлся… всемирно известным музыкантом Джошуа Беллом, исполнявшим в столь странном для звезды месте нетривиальные и сложнейшие сочинения. Музицировал господин Белл на многомиллионной скрипке Страдивари.  Нет, маэстро не являлся эксцентриком -  концерт в  подземке состоялся благодаря газете «Вашингтон Пост».  Издание придумало столь оригинальный, даже эпатажный эксперимент, стремясь выяснить, улавливают ли жители большого города  в суете повседневности подлинную красоту.

Прочитав реальную  историю, по своему духу родственную новеллам моего любимого О Генри (писатель  поаплодировал бы такому сюжету!),  пересказала её другой своей подруге - талантливой скрипачке, заслуженной артистке России. Что-то скажет она с профессиональной точки зрения? Подруга восхитилась. Погрустнела. Задумалась. «Дети не случайно вокруг гения скрипки тормозили, - начала рассуждать она. - Малыши чутки к тонким духовным вибрациям. Они их на подсознательном уровне через музыку этого человека и ловили. Ну а взрослые.…Все мы, видимо, живём преимущественно на куда более примитивных материальных вибрациях собственного сознания. К тому же грусть бытия заключается в том, что на концерты таких гениев скрипки, как этот Белл  настоящие ценители  попадают редко. Многие даже могли и не знать его в лицо, потому что подобные личности часто недоступны той самой широкой публике, что и составляет пассажиров метро. В России - примерно такая же ситуация. На концерты мега- звёзд выбирается преимущественно кастовый слой общества-политики, бизнесмены, представители шоу-бизнеса. Этим людям важно не столько увидеть редкий спектакль или послушать уникальный концерт, сколько публично приобщиться к модному действу, показаться в свете, блеснуть бриллиантами, вечерними туалетами, обсудить в антракте последние пикантные новости своего круга. А настоящим меломанам, тем, что посчитали бы величайшим даром судьбы попасть на концерт, такие, как  Белл элементарно недоступны. Слишком дорого. В лучшем случае, они купят билет только на последний ярус галёрки».

Такая вот точка зрения. А я задумалась о красоте повседневности. О том, часто ли мы все видим её в окружающей жизни и что позволяет её уловить-эмоциональность, повышенная чувствительность, влюблённость в человека или увлечённость своей профессией? Ведь эти вопросы-отнюдь не эстетские. Они о том, для чего и как мы живём. Ван Гог падал в обморок от неописуемой красоты мира, которую, как он считал-никогда не передать на холсте. Звезда кинематографа,  эффектная женщина и посол доброй воли, жертвовавшая голодающим детям Африки свои гонорары, Одри Хепберн исповедовала секреты красоты, синонимом которой она считала доброту. Один из советов  от Хепберн звучит примерно так:  «Хотите, чтобы у вас были красивые волосы? Тогда  пусть хотя бы раз в сутки их гладит детская ручонка». У разных людей разное представление о красоте. В одной философской, немного горькой, немного приключенческой и фантастической кинокомедии   волшебный персонаж, умевший исполнять желания и постоянно забавлявшийся над миром, организовал музей, он же аукцион  копий великих картин. И люди ходили по его галерее и - кто саркастично, кто лениво  хаяли мазню копиистов. Посетители едко иронизировали по поводу бездарностей, посмевших подражать гениям. Хозяин музея предлагал за сущие гроши купить любую из копий, но никто не спешил приобретать  полотна. Странный галерейщик по этому поводу, впрочем, не огорчался - скорее тихонечко посмеивался над простофилями-посетителями. А  своему  знакомому, которому  он покровительствовал, сделал признание: в его музее тире аукционе выставлены… самые настоящие подлинники. Подлинники великих картин! Да, кино было с элементами фэнтези, но-согласитесь - подобное  не узнавание вполне могло случиться и в реальной жизни! Стало быть, люди в их  подавляющем большинстве,  способны различить лишь то, что готовы увидеть. За рамки клише, за красные флажки дозволенного прорываются немногие. В оригинале, убедительно выдаваемым за копеечную копию,  только крутой искусствовед (или невинный ребёнок!)  различит гений поцелованного Богом живописца. В незнакомце, музицирующем в вашингтонской подземке, лишь профессиональный музыкант (либо опять-таки ребёнок!) расшифрует стиль и руку выдающегося мастера.  Красота рождается из простоты обыкновенности, к которой столь чутки  неизувеченные, не исковерканные вульгарной повседневностью дети. Может, именно способность  хоть чуть-чуть оставаться ребёнком  и позволяет нам отмечать явления красоты. Красоты повседневности. А  лично вы, когда последний раз на неё заглядывались?
 

Оставить комментарий