Денис Иванцов: Миграционный вопрос, или кто виноват и что делать?

18 октября 2013 - 16:37
Миграционный вопрос, или кто виноват и что делать?

Сегодня тема народных волнений в московском Бирюлево приобретает все больший общественный резонанс. Сложное отношение российских граждан к приезжим из Средней Азии и Северного Кавказа объясняется различными причинами. Однако для решения проблемы выражения народного гнева недостаточно. Необходимо снова взглянуть на миграционное законодательство и создать реальные механизмы контроля над лицами, пересекающими границу.

Сегодня миграцию на территорию России регулируют, прежде всего, следующие правовые нормы: Конституция РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, международные договоры Российской Федерации и другие законодательные акты.

Номинальное соблюдение прав мигрантов на практике выглядит, как намеренное сопротивление государства наладить нормальную работу по выдаче официальных документов для приезжих. Осведомленные источники указывают, что для того, чтобы выходец из другой страны смог официально зарегистрировать свое пребывание на территории России, ему нужно выстоять нескончаемые очереди в местном отделении УФМС и соблюсти еще целый ряд формальностей в назначенный срок. Такая государственная политика способствует тому, что иммигранты стремятся оформить разрешение на работу при посредничестве нелегальных структур, которые практикуют значительно более упрощенные схемы приобретения заветных документов. Таким образом, неорганизованность работы миграционной службы толкает людей на использование противозаконных методов.

По информации тех, чья работа так или иначе связана с рынком нелегальной рабочей силы, в некоторых регионах за сто тысяч рублей можно купить российское гражданство. Законное разрешение на работу, если оформлять его через них, стоит в среднем 20-30 тысяч рублей. Патент чуть дешевле - около 15 тысяч, приводят примеры эксперты. А теперь сравните. Если идти напрямую в Федеральную миграционную службу (ФМС), то первый документ обойдется максимум в 4 тысячи рублей, второй - в одну тысячу.
Другим важным аспектом является наличие квот на количество мигрантов. Квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу устанавливаются в России с 2007 года. Введение этих квот означало ограничение для иностранных работников из «безвизовых» стран, в то время как раньше квотировалось привлечение мигрантов, прибывающих в визовом порядке.
Размер квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности определяется на основании предложений регионов, которые формируются путем обобщения заявок работодателей.

Российские дельцы умудряются заработать и на существующей системе квотирования. Есть работодатели, изначально подающие заявки на получение квоты, чтобы потом ее перепродать. Фирма-посредник получает квоту, в ее рамках заключает трудовой договор с мигрантом, на основании чего он может получить законное разрешение на работу, а потом человек либо просто уходит к другому работодателю, у которого нет квоты, но есть потребность в его труде, либо его направляют на работу в другие компании по договору аутстаффинга.

Фирма-посредник зарабатывает не только на оформлении мигрантов (от 10 до 20 тысяч рублей с одного человека), но и на разных мелких сопутствующих услугах: изготовление фото, заполнение документов на русском языке, доставка на автобусе на новое место работы. За все это берутся дополнительные деньги - 200, 500, 1000 рублей.

Европейский опыт регулирования перемещений граждан показывает, что эффективно работает не система ограничений, то есть квот, а система преференций. Балльные системы регулирования трудовой иммиграции подразумевают, в первую очередь, оценку потребности компаний в тех или иных специалистах, а также внимательное изучение профессиональных качеств кандидата.

Таким образом, тема проживающих на территории России нелегалов остра как никогда. Разрешение назревших противоречий вряд ли произойдет быстро, и даже при условии, что будут предприниматься конкретные шаги, понятно, что пока существуют прибыли от незаконной практики оформления документов для мигрантов, серьезных изменений мы не увидим.
 

1 комментарий