Елена Налимова: На Рахова решено сохранить два с половиной дерева из тридцати четырех

20 июня 2018 - 15:58
На Рахова решено сохранить два с половиной дерева из тридцати четырех

Сегодня чиновники администрации города Саратова впервые провели подробный предварительный осмотр деревьев, предназначенных под снос. И не просто осмотр, а совместный рейд с общественниками. Случилось это не по доброй воле, а после скандального сообщения в соцсетях о том, что на бульваре на улице Рахова снова обираются массово уничтожать деревья. Об этом рассказал член так называемой «зеленой комиссии», координатор местного отделения ОНФ Сергей Шаров.

Он же сообщил, что экспертные заключения комиссии часто выносятся наскоро, не глядя, что только после его многочисленных просьб комиссия стала рассматривать фото деревьев, которые собираются спилить. Осмотр вместе с общественниками – следующий этап на этом пути. К сожалению, следует признать, что первый блин получился комом. Хотя начиналось все неплохо.

Для осмотра собралась довольно большая группа. Администрацию представляли замглавы по городскому хозяйству Роман Бусаргин, начальник отдела технической инвентаризации МБУ «Служба благоустройства города» Юрий Васильев, главный специалист сектора по охране окружающей среды управления по инженерной защите администрации города Денис Король. От «зеленой комиссии» пришли уже упомянутый Сергей Шаров и заслуженный лесовод РФ, бывший сотрудник министерства экологии и природных ресурсов Саратовской области Владимир Решетников. Экспертное мнение представляли доценты СГАУ Ольга Сокольская и Александр Сережкин. Мнение общества представляли активисты-экологи Андрей Варламов, Ольга Пицунова и я – журналист Елена Налимова.

В задачу рейда входило осмотреть 34 дерева, предназначенных под снос в рамках дальнейшего благоустройства улицы Рахова. На этот раз благоустройство коснется тротуаров по обеим сторонам бульвара, будет положен новый асфальт, организованы стоянки транспорта. Именно этому процессу и мешают деревья, иначе стояли бы старые вязы и ясени еще сто лет.

С самого старта рейда администрация действовала быстро: Юрий Васильев показывал на дерево, констатировал, что снос неизбежен, Денис Король наносил на ствол отметку краской. Если увидите поперечные белые линии на деревьях вдоль Рахова от Вавилова до Новоузенской, знайте, эти деревья – не жильцы.

Разбираться подробно с каждым вязом и ясенем времени не было, чиновников ждала дальнейшая работа. Роман Бусаргин после пары кварталов ушел, сославшись на занятость. Но успел рассказать, что кронировать деревья так, как это уже сделали на центральной части бульвара, больше не будут. Администрация собирается приглашать специалистов из аграрного университета и подробно советоваться. Позже доцент Александр Сережкин и городской благоустроитель со стажем Юрий Васильев эту информацию не подтвердили. Привлекать специалистов – слишком дорого. Поэтому рубят и кронируют деревья бригады рабочих, плохо представляющих, что такое оздоравливающая обрезка.

Так же – дешево и быстро привыкли работать специалисты по зеленым насаждениям города. Поэтому во время рейда осмотр деревьев сводился к коротким замечаниям: здесь гниль, здесь муравьи, здесь дупло, здесь вырос гриб. Итог – дерево нужно снести. Альтернативные мнения выслушивались, но не принимались. На все аргументы общественников и экспертов СГАУ о возможностях сохранения дерева, Юрий Васильев парировал: «А кто будет отвечать, если это дерево на кого-нибудь упадет? Вы? Нет? Значит сносим».

При этом Ольга Сокольская рассказала, что в Ульяновске, например, деревья просвечивают специальным рентгеновским аппаратом, чтобы определить степень его внутреннего разрушения. В Саратове на Рахова это делал сотрудник мэрии Денис Король. Он засовывал руку в дупло и радостно говорил: «Видите? У меня рука помещается!»

Доцент СГАУ Александр Сережкин согласился, что вязы часто поражает «голландская болезнь»: при внешне неплохом виде у дерева гниет внутренность ствола. Однако в ходе рейда было трудно понять, кого именно поразила «голландская болезнь» – конкретное дерево или администрацию города, установка которой сводится к тотальному сносу зеленых насаждений с редкими исключениями.

Противостоять этой административной машине уничтожения можно, но на практике очень сложно, в руках у чиновников все – собственные эксперты, бюрократия, бригады с бензопилами и бюджет. Как показал рейд, общественникам противопоставить этому практически нечего, кроме сомнений, которые очень быстро разрешаются в пользу администрации и не в пользу дерева.

Отдельную благодарность нужно сказать представителям регионального штаба ОНФ Людмиле Россенко и Сергею Шарову, которые заставили чиновников дважды пройти по улице и проверили каждое отмеченное под снос дерево. Но общий результат, несмотря на это, печален. Из 34 деревьев, предназначенных для уничтожения, отстоять удалось только два с половиной. Это один тополь недалеко от Вавилова – дерево растет наклонно, но еще довольно молодое и здоровое; один ясень в районе Белоглинской – у него кривой ствол, но его было решено оставить; одно дерево на участке между улицами Белоглинской и Новоузенской– чиновники согласились уничтожить его частично, удалив один ствол из двух.

Снос назначен на осень, поэтому этим летом еще можно будет постоять в тени раскидистых тополей, вязов и ясеней. А следующий жаркий сезон на Рахова превратится в пекло.

На фото вы можете посмотреть на деревья, которых скоро не будет.

Оставить комментарий