Светлана Микулина: Нарисованное счастье

10 июня 2013 - 10:32
Нарисованное счастье

В культовом фильме "Амели" прелестная героиня Одри Тоту творила чудеса, сближая людей и осчастливливая их подарками из их детства, и это фантастическим образом сближало современную парижанку с персонажами Александра Грина, знавшими толк по части рукотворных чудес.

Восхитительным ароматом таких же, рукотворных чудес повеяло в Саратове в середине мая, когда в художественном училище имени Боголюбова презентовали красивый и гуманистичный проект "Рисованный Экватор". Автор проекта живописец и галерист, лауреат мировой премии имени Сальвадора Дали и европейской премии Франца Кафки, лауреат многочисленных международных премий за творчество и реализацию художественных проектов Андрей Смолак (Словакия). В рамках "Рисованного Экватора" демонстрировалась и выставка картин господина Смолака. Красивые и печальные женщины, среди цветов, поэтичные, возвышенные и - часто полунагие, пейзажи в сюрреалистическом стиле, плывущие в дымке - всё это Смолак. Наверное, только человек, смотрящий на планету людей как на цветущий черешневый сад, и мог придумать идею "Экватора", ведь мир - черешневый сад не просто прекрасен, но и уязвим. Черешневый сад может быть вытоптан, выкорчеван, вырублен и сожжён. А, значит, нуждается в ежедневной заботе и защите.

Общеизвестно: когда люди объединяются, защищая или декларируя какую либо идею они берутся за руки. "Рисованный экватор" - тоже цепочка из рук…Из рук, написавших картины. Кстати, волшебство начиналось, расцветало уже при входе на презентацию выставки. Всех участников проекта просили оставить автограф на листе бумаги… прямо пальцами, обмакнутыми в краску и в этом, поверьте, тоже ощущались наив и чистота детства. Идея "Рисованного экватора" проста и гениальна одновременно. Ориентируясь на "метраж" "Экватора", 40075 картин размером 20 на 20 см должны быть созданы участниками проекта со всех точек земного шара. Причём, изюм проекта в том, что его создают не только профессиональные художники, но и люди самых различных профессий. Предпочтительно-с творческим взглядом на действительность.

Выбрать сюжетом своего творения каждый волен то, что представлялось ему наиболее важным, значимым и - главное - символичным. Свидетельствую: увиденные мною миниатюрные картины оказались сродни бутонам или свечам, избавляющим мир от агрессии, жестокости, невежества. Любое полотно - будто слова, сказанные её автором для Вселенной безмолвно, но выразительно. Ведь живопись - искусство, в котором не нужны слова. Живопись - эсперанто палитры, поэма красочного молчания.

Рисовать - искусство сложнейшее, и дело даже не в том, что без соответствующего опыта ни карандаш, ни кисть тебе не подвластны. Но главное заключено даже не в том, чтобы выводить линии и не в том, чтобы владеть цветом, чувством пропорций, одним словом, техникой, «кухней» этого ремесла. Главное - быть носителем неординарных мыслей и образов, воли и философии. Детские рисунки почти всегда завораживают, даже если их авторы ещё не перешагнули порога художественной школы. Дети сполна одарены той чистотой и мудростью, к которой приходят лишь великие мастера холстов, да и то не всегда.

Участниками проекта стало и несколько юных художников, вчерашних выпускников школ и, что важно, "Экватор" щедро охватил и людей с ограниченными возможностями. С изумлением узнала: одной из участниц вернисажа даже стала инвалид первой группы! Недуги драматичны лишь для тела, а для творчества барьеров из болезней не существует. "Рисованный Экватор" уверенно продемонстрировал мир равных возможностей, и в этом тоже его сила и красота! Симпатичные молодые люди и девушки в двух шагах от меня азартно, динамично, бурно, но при этом абсолютно не слышно для окружающих обсуждали вернисаж. Язык их жестов для непосвящённых оставался, разумеется, непонятен, но они выглядели счастливыми и, если проследить за их взглядами и жестикуляцией становилось понятно: собравшиеся говорили о выставке. Обменивались впечатлениями. Впрочем, глядя на работы авторов из Саратовского регионального отделения общественной организации "Всероссийское общество глухих", и из Саратовской региональной общественной организации инвалидов "Ты не один", было ни за что не догадаться, что создатели тонких, светозарных полотен - личности, на чью долю выпали горечь болезней и бед, неведомых большинству. Лично мне чрезвычайно понравилась работа учителя рисования и труда в школе-интернате для не слышащих детей Михаила Алексеевича Полюшкина "Муза". Лиричную картину "Зима" создал свободный художник Андрей Тихомиров. А вот произведение Ирины Зелёнкиной "Сила веры", на которой свежий изумрудный росток прорывается сквозь камни боли и отчаяния к свету, к солнышку надолго приковало взгляды многих зрителей. Эта картина явно родилась из преодоления, оказалась продиктована мужеством жить и тягой к красоте.

Почти все участники проекта наверняка не один день провели над своими маленькими картинами, стремясь- через художественный образ- выразить собственное отношение к миру. Первая скрипка оперного театра, заслуженная артистка России Алла Маркина призналась, что исчеркала немало черновиков, прежде чем написала на холсте то, что задумала: оперный театр, и её любимую скрипку, и удивительный мост через Волгу, ограду которого для неё, музыканта составили… ноты. Подобная творческая фантазия вполне объяснима, ведь она, скрипачка воспринимает весь мир через мелодии любви и горя, нежности и драматизма. А вот народная артистка России, прима оперного театра Светлана Костина поселила на своей картине пасхальное яйцо. Для неё, верующего человека, чрезвычайно важно состояние гармонии и радости в душе, и это певица афористично выразила в своём произведении. Директор цирка Иван Кузьмин изобразил коня, как красивое и умное животное, которым он восхищается и которое у многих-многих людей связывается с детством. Потому что цирк - не только клоуны и эквилибристы, но и непременно украшенные сияющей сбруей лошади, горделиво несущие по арене всадников-гимнастов.

Я тоже стала участницей "Экватора". Вместе с маленьким сынишкой мы сотворили детского ангела на фоне неба, усыпанного золотыми звёздами. "Детский ангел" есть лично для меня воплощение доброй сказки, сопровождающей человека с детства и - если повезёт - до последних дней его жизни. Наблюдая за собственным ребёнком, слушая его сказки и истории, становясь участницей его игр и фантазий, убеждаюсь: счастливые дети легко путешествуют из сказки в реальность. Переход в страну Фантазии для малышей едва ли не проще, чем наш путь из одной комнаты в другую. Лично мне очень бы хотелось, чтобы каждый из нас как можно чаще становился источником светлого воображения. Мир грустнеет и чахнет, когда из него исчезает, сбегает или выдворяется волшебство. Сказочники и мечтатели нужны миру так же, как вода и воздух, звёзды и море. Всесильным магом является не только бессмертный Андерсен, но и хирург, делающий сложнейшую операцию. Учитель, гениально преподающий детям свою дисциплину. Чулпан Хаматова - талантливая актриса и самоотверженная душа, спасающая онкологически больных детей с помощью организованного ею фонда - тоже из касты волшебников. (Кстати, сюжет с Чулпан Хаматовой вошёл в фильм о проекте чрезвычайно органично). А сам "Рисованный экватор" стал умным и добрым приглашением сказки в реальность. Участники проекта в Саратове -живописцы Павел Маскаев, Анатолий Учаев, Алексей Чусляев, Евгений Яли, Григорий Залинян, актёры Александр Фёдоров, Алексей Карабанов, Александр Авдонин, врач Валерий Бакуткин, фотографы Геннадий Савкин и Александр Мирошниченко и многие, многие другие.

Ну и, конечно, подобный вернисаж мечты и надежды, любви и вдохновения ни за что бы не состоялся без посла арт-проекта "Рисованный Экватор" в России Ирины Яшиной и её дочери Марины. Если Андрей Смолак стал душой международного проекта, душой, даровавшей ему жизнь, то две эти молодые, очаровательные женщины явились олицетворением неравнодушного, доброго и страстного сердца "Рисованного экватора". Марина связывалась с участниками проекта, организовывала сьёмку для кинофильма о проекте. Приглашая "разрисовать Экватор", Марина столь увлечённо рассказывала о его идее, что самые разные люди воодушевлялись начинанием. И даже если и вовсе не умели рисовать, то начинали делать это. Ради того, чтобы (говоря языком живописи Смолака), роз в этом мире было больше, чем шипов и колючек.

Не сомневаюсь: десятки саратовцев пленили доброта, свет и одухотворённость этого проекта, тем более что в современном мире хватает тьмы событий, катастроф, насилия, войн, увечий, больших и малых бед - в реальности и даже произведениях искусства. На большинстве и российских, и европейских вернисажей, а так же выставках фотографий доминируют сюжеты на тему «моменто мори». Понимаю: беспечным, респектабельным и беззаботным людям надо время от времени напоминать: окружающая действительность состоит не только из счастья, но и из смерти и распада всех связей, бедности, нищеты и войны. Но ведь напоминать об этом можно и через свет, а не через тьму. "Рисованный экватор" - тот самый случай, когда о самом важном, глубоком, драматичном и потаённом, светло и увлечённо повествуют разные люди. Повествуют безмолвно - картинами и красноречиво - монологами в фильме о проекте. Мысль - материальна. Живопись - энергетически мощно наполнена. Когда тысячи людей ратуя за свет, зажигают множество маленьких, разноцветных свечей творчества, тьма - пусть и нехотя, но рассеивается. Саратовская цепочка картин для "Рисованного экватора" позволила мне погордиться за свой город. За сердца и руки тех, кто создали маленькие, светозарные окошки в мир, быть может, более совершенный, чем наш. В мир добра, любви, восхищения другими и щедрой реализации своего "я". Взгляните на картины, - надеюсь, вам будет столь же интересно, как всем, увидевшим проект "вживую".

Оставить комментарий