Понятно, что речь идет о выставке с таким названием, которая сперва была собрана в Пушкинском музее (зимой видел ее в корпусе Европейского искусства XIX-XX веков), а потом со значительными утратами она расположилась в залах Радищевского. В историческом здании – более ранние произведения, на Первомайской – ХХ век. Если упростить ситуацию – выставлены произведения, в которые основную роль играет образ ребенка или подростка.
Опыт рекламщиков убеждает нас (и, вероятно, эти циники не ошибаются), что появление детей, котят и щенков привлекает всеобщее внимание вне зависимости от остального содержания изобразительного материала. Наличие ребенка на изображении подобно пресловутому глутамату натрия в пище, который усиливает любой вкус. Мы сочувствуем обиженному, и если обиженный - ребенок, то втройне. Если мы умиляемся от доброты или щедрости поступка самого по себе, то, когда его совершает ребенок, то просто слезы наворачиваются. Между прочим, на выставке значительное число произведений совмещает изображение детей и домашних животных – тех самых котиков и щенков.
Раздел XVIII-XIX веков демонстрирует произведения, на которых дети или изображаются в виде маленьких взрослых (серьезное выражение лиц, одежда, как у больших) и готовы занять место в семейной галерее портретов, или детей, образы которых не далеко отстают от традиционных пути – иногда шаловливых, иногда печальных и всегда умилительных. Кажется, только в ХХ веке к детям стали относиться действительно серьезно, с уважением, не видеть в них недоделанных взрослых и объект их, взрослых, любования. По крайней мере, только на совершенно замечательных силуэтах работы Бом и отдельных работах в рамках соцреализма появляются те самые "путти".
При этом удовольствие от лицезрения умилительных детских образов остается, только оно перемещается из живописи в фотографию. Наиболее яркие и замечательные образцы работы Льюиса Кэрролла и Джулии Кэмерон и современного автора Владимира Клавихо-Телепнева, использовавшего старые мотивы, украшавшие столичную выставку, увы, не добрались до Саратова.
В остальном современные дети и подростки погружены в свои довольно серьезные проблемы. Эти проблемы уважают современники и художники, разумеется, тоже. Детство в последнее столетие представляется не безмятежным времяпровождением, предназначенным для развлечения родителей, а непростым этапом в постижении мира, своего места в нем.