Алексей Трубецков: О книге художника

28 июня 2011 - 12:12

Речь идет не о том, что некий художник написал книгу, что встречается довольно часто. Речь о совершенно удивительном феномене, когда некий творец, писатель, поэт, художник или кто-то другой решает сделать нечто, что, по его мнению, является книгой. Сделать самостоятельно, без всякой типографии, дизайнеров, иллюстраторов так, как это хочет только он. Этот арт-объект (или эта книга) может, содержать текст или нет, может состоять из страниц или нет, может иметь обложку или обходиться без нее. Книга художника может быть какой угодно, и жанр объединяет самые разные произведения. В недавно вышедшем каталоге предполагаемого музея "Книги художника" есть объекты из дерева, стекла, ткани, вышитые книги, отдельные несброшюрованные листы, свитки, "гармошки" и книги, которые невозможно вообще открыть. Среди авторов не только те, для кого данное направление стало основным в творчестве (Михаил Погарский, Андрей Суздалев, Евгений Стрелков, Михаил Карасик, Виктор Лукин, Василий Власов и другие), но и классики литературы и современного искусства, которым однажды захотелось сделать книгу, свою книгу (Д.Пригов, И.Шелковский, В.Бахчанян, Н.Алексеев, Э.Гороховский).

Общим является, вероятно, только одно – автор предлагает зрителю отнестись к своему творению как к книге. В современном искусстве довольно часто текст оказывается очень важным элементом изображения, но в большом числе случаев этот текст нужно рассматривать как элемент картины, объекта, но не книги. Мне кажется, что "Книга художника" - это реакция общества на появление новых медиа, развитие множительной техники, возможностей чтения с экрана и использования электронных книг. Это – желание их иногда не заметить, иногда освоить с целью возращения к изначально найденной форме: небольшому предмету, который постепенно, в процессе взаимодействия со зрителем/читателем раскрывает свое содержание, который кроме собственно закодированной некими знаками информации предусматривает возможность ощущать запах, тяжесть, испытывать удивительные тактильные ощущения и понимать.

Жанр "книга художника" объединяет самых разных людей по всему миру. Их, как и поклонников такого искусства, не слишком много. Но и не мало. Пересказывать этот любопытный феномен не только малопродуктивно, но и некорректно: необходимо личное взаимодействие. Это все я к тому, что на прошлой неделе в доме-музее Павла Кузнецова на Октябрьской открылась выставка под суровым названием "Жизнь и смерть" российских и итальянских авторов, работающих именно в жанре книги художника. Ее привез владелец коллекции, соавтор концепции и один из авторов Михаил Погарский. Так что у нас появился повод одновременно задуматься о жизни, смерти и том, чем сегодня является книга.

Оставить комментарий