Эта фотовыставка проходит в Доме работников искусств на Московской. На ее открытии очень любопытно выступал Анатолий Катц. Запомнилось два момента, которые, как показалось, противоречат один другому.
Первый: музыка изменяется во времени, а фотография только в пространстве. В том смысле, что каждое исполнение произведения разное и зависит от сиюминутного состояния музыканта. А фотография – если не рассмотрел что-то вчера, то можно подойти сегодня и рассмотреть.
Второй: художник Н.М. Гущин при первом посещении его жилища-мастерской включал зрителю музыку и предлагал посмотреть, как картины ее слушают.
Очень интересен второй эпизод. Он показывает, что картины меняются в процессе "слушания" ими музыки. Произведения визуального искусства замечательны именно тем, что они живут во времени и именно по ним это время ощущается. Я размышлял об этом, глядя на фотографию балерины на выставке. Как изменится фотография, если я узнаю о победе персонажа в престижном конкурсе? Или гибели в катастрофе? Или вспомню о ней в контексте юбилея путча с его непрерывным лебединым озером? Или перестройкой Большого театра? Неправильно думать, что изменяется отношение – изменяется сама фотография, ее содержание.
Визуальное искусство – самый удивительный способ ощутить время, его течение, которое проходит, в том числе, через нас. А любое орфическое искусство, и музыка в том числе, не позволяет столь тонко почувствовать время. И именно по той причине, что восприятию "мешает" сиюминутное состояние исполнителя, которое "загораживает" работу Хроноса. Это рассказ о времени музыканта, певца, актера в его интерпретации, которая, повторюсь, зависит от множества случайных факторов. Так что завтра рассмотреть ту же самую картину нельзя и нельзя увидеть одну и ту же фотографию дважды.
Да, а выставка действительно очень любопытная. Имеет смысл посмотреть.