Дарья Васенина: Парадокс Путина: как снижение президентских возможностей сделает Владимира Владимировича неуязвимым

17 января 2020 - 09:24
Парадокс Путина: как снижение президентских возможностей сделает Владимира Владимировича неуязвимым

Если вечность легендарного советско-российского панка Егора Летова «пахла нефтью», то вечность современной России пахнет Путиным. Гарант выступил с обращением к Федеральному собранию, в котором анонсировал масштабные изменения в Конституции РФ. А через несколько часов было распущено правительство. Не случайно эти два события пришлись на один день – кремлевские романтики, видно, любят символизм. Гадать о том, что имел в виду автор можно долго. Скорее всего, большая часть «подводных течений» федеральной политики так и останется на дне ещё на долгие годы. И, несмотря на это, некоторые тенденции заметны уже сейчас.

 

Раньше было хуже

 

Забавный факт: РИА «Новости» в одном из материалов на эту тему практически в каждом абзаце так или иначе ссылалось на референдум 1993 года и подозрительно часто сравнивало Владимира Владимировича с Борисом Николаевичем. Откровенно негативно оценить ельцинскую конституционную кампанию информагентство, конечно, себе не позволило, но даже вскользь упомянутое и тут же как бы опровергнутое: «слово "подряд" собственноручно вписал именно Ельцин» (речь идет о 3 пункте 81 статьи Конституции) говорит о многом. Да и вообще не особо понятно, с какой целью писался целый параграф с откровенно желтушным заголовком «Два президентских срока без «подряд». Привязали его к абсолютно ничего не дающему высказыванию гаранта: «Что касается того, что один человек не может занимать пост президента два и более сроков подряд. Не считаю этот вопрос принципиальным, но согласен». Вот и получается, что «Новости» ловко пристрелили двух зайцев – и изменения осветили, и о том, что «раньше было хуже» напомнили. А озаглавлен материал был действительно гордо: «Революция сверху. Суть предложенных Путиным изменений в Конституцию».

 

МРОТ и прочий сброд

 

Стремясь придать максимальную легитимность переписыванию Конституции, Президент предложил провести всенародное голосование. Невзирая на робкие замечания ЦИКа «Да зачем, можно же и так…», Путин хочет, чтобы народ подписал приговор своей рукой. Кто знает, что это: «отмазка» перед оппозицией (мол, сами захотели) или особый вид садизма? Возможно и то, и то. Тем не менее, вряд ли россияне проголосуют (да и вообще придут на референдум) за смутно понятные большинству изменения в полномочиях парламента с Госсоветом. Людей нужно чем-то заманивать. Использовать старые методы «100 грамм и фуражка в придачу» уже даже как-то неприлично, да и уровень жизни пока что более-менее приемлем – не пойдет никто за еду и безделушки голосовать. Вот и пришлось включить в пакет изменений и так законодательно прописанный МРОТ не ниже прожиточного уровня. Больше особо ничего (пока) Путин не предложил, но, скорее всего, в процессе формирования пакета что-нибудь да придумают (не зря же в рабочую группу включили, судя по всему, все профессии, которые в принципе известны Владимиру Владимировичу). Кстати, маленькое уточнение: голосовать, конечно же, предлагают за пакет целиком: да или нет для полного списка поправок: и для МРОТа, и для прочего сброда.

 

Есть ли жизнь после срока?

 

Воистину прекрасна подводка к главной теме в Послании. Издалека начиная сетовать на «разрыв между государственным и муниципальным уровнями власти», Путин торжественно оглашает необходимость «выстраивания эффективного взаимодействия». В совокупности с «расширением и укреплением полномочий и реальных возможностей местного самоуправления» звучит всё просто великолепно (хоть и сильно напоминает возвращение к советской системе произвола на местах, которая была построена как раз по принципу «государство сильно следит за тем, как муниципалитет сильно издевается над людьми»). Дальше краткая затравочка про МРОТ и плавный переход к расширению полномочий губернаторов. «Считаю необходимым кардинально повысить роль губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне», – говорит Путин и тут же обращается к своему детищу – созданному ещё в 2000 году Государственному совету. А первоначально он был исключительно губернаторской тусовкой. Ну, раз уж мы расширяем права губернаторов, так давайте и Госсовет конституционным органом сделаем! Логично? Он ведь у нас и «эффективность показал», и «рабочие группы его обеспечивают профессиональное, всестороннее и качественное рассмотрение наиболее значимых для граждан и страны вопросов». Красота одна. Почему бы и не узаконить на высшем уровне?

Казалось бы, ну губернаторы, ну совещательный орган при Президенте. Но есть одна маленькая поправка: в 2012-м Путин решил, что не только главы регионов могут входить в совет, но и и.о. таковых, председатели обеих палат парламента, руководители думских фракций и, самое вкусное, «лица, имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности». И куда же как не в своё собственное творение отойти Владимиру Владимировичу на покой? И как всё хорошо продумано! 20 лет назад, когда орган только создали, в России губернаторов выбирали. Скорее всего, если бы сейчас должность главы региона так бы и оставалась выборной, в 2012 году никаких дополнительных персонажей вводить в Госсовет бы и не стали. Но Путин ещё в 2005 году сам же отменил губернаторские выборы и передал полномочия предложения кандидатуры регпарламенту, а утверждения – себе. Вот и пришлось вводить в Госсовет третьих лиц. Конечно, пункт о «публичных лицах» умиляет. 2012 год, Болотная, Путин ещё побаивается не полностью проконтролировать ситуацию со своим назначением в конце президентства. Но, судя по всему, на сегодняшний день Владимир Владимирович вполне уверен в своих возможностях. Настолько уверен, что начинает потихоньку передавать свои полномочия себе же, но в будущем.

 

Конституционная республика: как российский президент превратится в английскую королеву

 

Но как же новый президент? Не обидится ли он на такие обрезанные полномочия? Конечно, обидится. И даже попытается как-то отвоевать свои права. А если учесть, что отношение общества к властям давно свелось к русской народной формулировке «Царь хороший, бояре плохие», да и рейтинг Партии регулярно пробивает очередное дно, то существует серьёзная угроза, что не пойдет люд за очередного «боярина» голосовать. Если Путину ещё как-то прощали принадлежность к ЕР, то больше никому такого не позволят. Вот и получается, что следующим президентом, тьфу-тьфу, аж оппозиционер может стать. Может. Но больше он ничего и не сможет, потому что Путин решил сделать широкий жест – передать часть полномочий парламенту. Согласно старой-новой Конституции, президент потеряет право утверждать главу правительства, его зама и министров – функция полностью уйдет к Думе. Но гарант оставляет себе непосредственное руководство силовыми структурами. Хоть и тут процесс пошел – одна из поправок закрепит обязанность президента консультироваться с Советом Федерации перед назначением главы ведомств из указанной сферы. Кто знает, насколько расширятся полномочия Совфеда по этому вопросу к концу столь динамично меняющейся шестилетки? Таким образом, мы имеем постепенно перетекающую к парламенту реальную власть.

А если ещё и про Госсовет вспомнить… В общем, следующий президент России окажется английской королевой – фиктивность и немного благотворительности.

 

Любовь живет 17 лет

 

Первой пришедшей в голову большинству мыслью было: «Что?». Под покровом ночи, без объявления войны распустил гарант правительство. Во главе со своим, казалось бы, любимым и обожаемым верным спутником на патриотических календарях Дмитрием Медведевым. Что же получается, вместе с 2003 года, столько лет бок о бок… Неужели прошла великая любовь? Не переживайте, при перестановке мест слагаемых ни один политик не пострадал – экс-премьер уже получил новую должность, и точно так же – заместителем Путина, только в Совете безопасности. Но сейчас не о судьбе «Надежды русской оппозиции 2008».

Так вот, как писалось выше, Владимира Владимировича и правда можно заподозрить в пристрастии к загадкам и истинно кинематографическим совпадениям. Удивительно, кабинет министров распустили ровно в тот же день, когда объявили о планах передать полномочия по назначению этого самого кабинета министров Госдуме. Впрочем, можно сколько угодно иронизировать, легче от того не станет.

Итак, что мы имеем на данный момент, и как события в теории могут развиваться. Пакет правок к Конституции, скорее всего, дополнят рядом пунктов, освещение которых будет проводиться не так широко и ярко. Сегодня мы наблюдаем действительно последний президентский срок Путина. Полномочия Госсовета и парламента будут потихоньку расширяться под соусом «равномерного распределения власти». Путин с почетом уйдет на пост главы одной из палат парламента, либо только в Госсовет. Следующий президент с высокой вероятностью будет фиктивен.

Вот он, «Парадокс Путина»: окончательное закрепление позиций путём сокращения своих же возможностей.

 

Дарья Васенина

Оставить комментарий