Денис Иванцов: Право возврата: о чем должен знать пассажир

07 ноября 2013 - 15:13
Право возврата: о чем должен знать пассажир

 

Поводом для вынесения решения Верховного суда стало обращение двух граждан, которые не успели вовремя подоспеть на пассажирскую платформу. Они обратились в кассу железнодорожной компании, чтобы продолжить путешествие на другом поезде. Перевозчик им отказал, сославшись на то, что превышены все сроки, предусмотренные законом. Мужчины заняли принципиальную позицию и подали иск в суд.

В ходе рассмотрения дела выяснилось, что в действующем законодательстве сроки возврата денег за билеты регулируют сразу 2 нормативных акта. Причем они противоречат друг другу. Первый - Приказ Министерства путей сообщения, принятый в 2002 году, разрешает пассажирам опоздать на 3 часа без уважительной причины или на трое суток, если, к примеру, опоздание связано с болезнью или аварией. Второй же документ - Устав железнодорожного транспорта - вступил в силу годом позже. Согласно ему, сроки возврата другие - 12 часов и 5 суток. Судья постановил, что разница в сроках для тех, кто опоздал по своей вине, и тех, у кого на это была серьезная причина, обоснованна. Сами временные рамки необходимо определять по вышестоящему нормативному акту, то есть Уставу железнодорожного транспорта, согласно которому обладатель билета на поезд может обратиться за возмещением денежных средств в течение 12 часов и 5 суток соответственно в первом и втором случаях.

Законодательство предусматривает два доступных варианта действий в случае проявления собственной непунктуальности. Первый - вернуть билет в кассу и второй - возобновить проездной документ и продолжить путешествие на другом поезде.

С пассажира удержат комиссионные сборы - 155 рублей 50 копеек и плату за место в вагоне - примерно 40% от общей цены билета. Если же поездка все-таки будет продолжена, тогда пользователь железнодорожного транспорта обязан увеличить внесенную стоимость на указанную сумму.

Кроме того, упомянутый выше Устав железнодорожного транспорта содержит и другую любопытную для пассажиров информацию. Так, согласно ст. 80 документа, пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами. В нормативном акте не указано, что существуют некие особые категории залов ожидания, за посещение которых требуется внесение платы. В таком случае, возникает вопрос о том, насколько правомерно создание VIP-комнат, размеренный отдых в которых предполагает уменьшение содержимого кошелька.

Те, кто регулярно пользуется поездами или же еще только планирует поездку на железнодорожном транспорте, будут заинтересованы узнать о других неотъемлемых правах, которые гарантированы текстом устава. Положения документа позволяют пассажирам провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом; провозить с собой, кроме мелких вещей, ручную кладь; занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории в порядке, установленном правилами перевозок.

Важно отметить, что пассажир, при наличии свободных мест может выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен проездной документ (билет), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров и багажа.

Учитывая те акценты, которые расставлены в тексте закона, граждане могут более уверенно отстаивать свои права. Осталось дело за малым – чтобы Устав железнодорожного транспорта стал пусть не настольной книгой, но хотя бы востребованным пособием современного путешественника.

Оставить комментарий