Павел Плотников: Регулярная экзаменация на знание правил дорожного движения проучит любителей ездить "по понятиям"

25 декабря 2018 - 17:30
Регулярная экзаменация на знание правил дорожного движения проучит любителей ездить "по понятиям"

Идея ввести обязательную регулярную экзаменацию на знание правил дорожного движения вызвала у большинства российских водителей резкое недовольство. По соцсетям поползли слухи об очередном заговоре с целью залезть в карман добропорядочных граждан. В основном они основываются на необходимости платить госпошлину за сдачу эксзамена в ГИБДД, которая в 2018 году составляет 1400 рублей. Тем не менее, у данной инициативы нашлось и немало сторонников, настаивающих на том, что в настоящее время из десяти водителей на дороге правила помнит в лучшем случае один, поэтому трафик катастрофически требует фильтрации "на дурака".

Напомним, что согласно текущей редакции КоАП РФ (статья 32.6) пересдавать теоретический экзамен по ПДД необходимо после лишения прав. Начальник Госинспекции ГИБДД России Михаил Черников же поддержал идею обязательной пересдачи теоретического экзамена при замене водительских прав, проводимой раз в десять лет.

Изначально с предложением о пересдаче на права при плановой замене удостоверений выступил директор автошколы "Ярфина" Сергей Калмыков из Ярославля на четвертом ежегодном конгрессе автошкол, в котором принял участие Черников. Как пояснил Калмыков, правила постоянно меняются и мало кто из водителей это отслеживает. Тем более, что многие получили права еще в то время, когда контроль за автошколами был не таким серьезным.

SaratovNews попытались проанализировать плюсы и минусы инициативы вместе с председателем московского областного отделения "Комитета по защите прав автомобилистов", основателем "Общества синих ведерок" Алексеем Дозоровым:

- А вы знаете, я уверен, что рациональное зерно в этой инициативе несомненно есть. Ведь подавляющее большинство водителей у нас водят не первый год, так что успели уже подзабыть теорию. А что касается практики, то, к сожалению, многие водят не по правилам, а по понятиям. Что-то мне подсказывает, что если сейчас устроить водителям повторный экзамен, то большинство его попросту не сдадут. Многое выветривается из памяти, о многих нововведениях мы даже и не знаем, а между тем нововведений в правилах дорожного движения за последние годы накопилось немало. Другое дело, что все они, что называется, по мелочи – новая дорожная разметка, новые правила движения велосипедистов и так далее. Кардинальных изменений не так уж и много – я лично могу припомнить из таких разве что изменение порядка движения по круговому перекрестку. Да и то, если честно, большинство водителей едут по нему не по новым правилам, а "как все – так и я".

Что касается "всеобщего заговора" и конкретно автошкол, то они в грядущих изменениях никак не будут задействованы. Обязательная переэкзаменовка отнюдь не означает, что надо будет снова проходить обучение, так что с этой стороны проблем возникнуть не должно. Но вообще обязательная переэкзаменовка – дело достаточно затратное: дополнительные кадры, помещения, технические средства и прочее. На это будут нужны деньги, и достаточно большие, а у нас, как показывает практика, любые инициативы, связанные с дополнительными вложениями, обычно откладываются на неопределенное время. Так что сама перспектива обязательного экзамена выглядит, на мой взгляд, достаточно туманно.

Теперь о пошлине, которую критически настроенные водители так не хотят платить еще раз, чтобы не обогащать ГИБДД. Данное ведомство в уплате пошлины, сколько бы раз она ни происходила, абсолютно не заинтересовано – пошлина идет напрямую в госбюджет.

Надо помнить, что у нас уже существует прецедент обязательной пересдачи экзамена – она проводится после лишения водителя прав. Так что ничего экстраординарного в этом факте нет. Лично я считаю, что умение водить автомобиль должно время от времени проверяться и контролироваться. Поэтому мне кажется в высшей степени разумной процедура замены прав раз в 10 лет. Она имеет смысл хотя бы с точки зрения проверки здоровья водителя, поскольку как раз оно с течением времени имеет свойство ухудшаться, и 10 лет – весьма солидный срок для этого. Делать владение правами бессрочным, на мой взгляд, неправильно, и никого не затруднит раз в 10 лет собрать комплект необходимых справок, параллельно пройдя врачебный осмотр.

Что плохого в том, что государство предоставит нам возможность освежить в памяти полученные 10 лет назад знания и даже узнать что-то новое? Я думаю, что любой адекватный водитель это понимает и не нуждается в дополнительной мотивации. Хотя, может быть, подумать о мотивационных схемах и стоит. Мне, например, кажется очень перспективной пропаганда соблюдения правил дорожного движения и дорожного этикета в СМИ. Сейчас, к сожалению, она практически отсутствует, если не считать отдельных телепроектов.

Оставить комментарий