Светлана Микулина: Самое прекрасное - необъяснимо

21 апреля 2017 - 16:38
Самое прекрасное - необъяснимо

Под впечатлением от конкурса «Синяя птица», творчески одарённых детей, родителей и педагогов, вдохновенно развивающих детские таланты

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

Волшебница Соня

Когда Соня появилась на свет, одна небесная птичка, грациозно опустившись на ветку, прощебетала другой:

-Нашего племени прибыло, дорогая подружка!

-В мир явилась великая певица? - оживилась первая птичка.

-Бери на ноту выше! - возрадовалась первая птичка. - Родилась волшебница!

Соня не могла вспомнить, когда начала обучаться музыке. Похоже, музыка жила в ней всегда. Музыка особенно сильно ощущалась ею в стихах -девочка воспринимала стихи как музыкальные инструменты-Пушкин являлся для неё альтом, Блок виолончелью, Маяковский-трубой…

Музыка пробиралась в лапы рождественских ёлок, ютилась в жестяной коробке из под вкуснейшего миндального печенья. После того, как печенье съели, девочка поселила в жестянке программки от понравившихся спектаклей, несколько любимых колечек, хрустальный шарик от старой бабушкиной люстры, открытки, подаренные мамой после концертов. Рассматривая - когда чёрные, когда - лиловые буковки добрых маминых слов, Соня слышала: буквы насвистывают замечательные мелодии! Музыка обосновалась даже в старом комоде, дверцы которого скрипели для всех противно-препротивно, а для неё, маленькой девочки - задорно и с характером. Некоторые люди может, и не догадывались, а Соня знала: дверцы поют! Всё на свете есть разнообразная музыка! Только не все подобное понимают.

«Музыка-как конфетти из новогодней хлопушки, - размышляла она.-Надо только дёрнуть за ниточку воображения и нотки- будто разноцветные конфитюшки посыплются на тебя!»

Для многих детей - музыкальная школа мука мученическая, а для Сони - красивый особнячок это дом, где обитает Счастье.

По дороге в заветный особнячок так славно накормить булкой с колбасой безродного пса, прочитать всем встречающимся на дороге деревьям, прохожим и цветам любимое стихотворение или лихо перекувыркнуться через голову.

Один раз она сделала сальто во дворе своего дома прямо с саксофоном в руках и соседка - добрая и любящая её женщина испуганно отступила в сторону.

-Сонечка, да разве можно в таком нежном возрасте - и так хулиганить?!

-Можно, - весело ответила девочка. – И - сообщила:

-А ещё мне не очень нравятся слова «нежный возраст». Кувыркальный или музыкальный – веселее!

Софья любит шалить - как и любой ребёнок. Она любит кукол, торты, красивые платья, игру в прятки и догонялки. Но сильнее всего она обожает звуки мира!

В многообразии шорохов и мелодий, населяющих мир, маленькая девочка чувствует счастье. Беря в руки то скрипку, то саксофон, то почтенного «папашу» саксофона - кларнет, она ищет звук. Тот самый, особенный звук, открывающий двери сказки. Ей одинаково легко давались уроки на саксофоне и скрипке, и какое-то время она колебалась: что предпочесть? В конце концов, выбрала сакс, потому что в этом инструменте ей открылось больше… нежности. Скрипичных струн не только касаются - их дёргают, с ними обращаются подчас жёстко. А саксофон только и делают, что зацеловывают! Да и потом, этот инструмент излечил её от привычки капризно или недовольно надувать губы. Теперь она дорожила этим движением губ - оно предназначалось исключительно для рождения музыки. Надувать губы - значит вызывать волшебство, пробуждая саксофон.

Однажды дед разбудил Соню очень рано, можно сказать, чём свет.

-Просыпайся, Солнышко Сонечка, - приговаривал он,- мы едем к Маркизу.

-А разве сейчас существуют Маркизы? - усомнилась девочка.

-А эльфы или домовые? - вопросом на вопрос ответил дед.

Домовые! Да куда же без них! Она многократно видела господина Пантелеймона, хватающего ноздрями воздух, когда мама готовила жареную картошку. Домовые не умеют есть так, как это дано людям. С незапамятных времён домовые питаются исключительно ароматами и звуками. Из еды Пантелеймон предпочитает вкуснейшие мамины котлеты, а из звуков чтит голос её саксофона. Иногда Пантелеймоша подсказывает юной хозяйке, как совершенствоваться в исполнительской манере. И тогда на пол щедро-словно осенние листья под ветром - летят книги и ноты, до того мирно дремавшие на полках. Пантелеймон - большущий мастер не просто ронять их, но и открывать на нужной странице.

Кстати, тот, кто представляет себе домовых в виде обросших волосами старичков, заблуждается. Домовые - элегантный народ! Пантелеймон, к примеру, всегда тщательно выбрит и одет, а на запястье у него красуются огромные часы- из одной хрустальной колбы в другую медленно и неспешно пересыпается алмазная пыль.

Если Соня начинает чуть меньше нужного работать на репетициях, Пантелеймон подбрасывает хрустальные часы под потолок. Впрочем, юная саксофонистка старается его не раздражать и занимается прилежно.

Про домового она, восьмилетняя девочка знала уже изрядно. А вот информация про Маркиза стала новостью.

Они с дедом вызывают такси. Уже погружаясь в машину, Соня замечает странноватого человека, садящегося в машину, отправляющуюся за ними. Неизвестный в последнее время попадается ей довольно часто. Слишком часто, чтобы не обратить на него внимания. Незнакомец всегда одет в длиннющий плащ и дымчатые, серые очки. Едва девочка заканчивает публичное выступление и покидает концертный зал, как «дымчатый» - тут как тут. Близко, правда, не приближается, но от его соседства почему-то становится зябко.

Соня вспоминает мультфильм про зомби и шепчет себе: « А что если под очками у этого типа вовсе и не глаза, а глазницы - как у черепа?»

От этой мысли ей становится ещё страшнее, и она одёргивает себя: « Хватит думать ерунду!»

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

Знакомство с Маркизом

Таинственный Маркиз встретил девочку и её деда в доме недалеко от городского парка. Соне понравились его смеющиеся, ярко- голубые глаза и торопливый весёлый голос. Никакого парчового жакета, шёлковых башмаков или, тем более, напудренного парика на Маркизе не наблюдалось.

-Сейчас мы тебя запишем, - сказал Маркиз Софье и она, чуточку испугавшись, на всякий случай уточнила:

-А это…больно?

-Ни капли! Просто почувствуй себя в объятьях счастья.

Софья извлекла из чехольчика саксофон и поцеловала его.

-Давно вы знакомы? - поинтересовался Маркиз, кивнув на саксофон.

-Мне кажется, всегда, - серьёзно ответила девочка. -Что вам сыграть?

Маркиз переглянулся с дедом девчушки и рассмеялся.

-Знаешь, - сказал он.- Слишком просто было бы назвать произведение.…Поэтому, милая барышня, сыграй что-то о той поре, когда мы с твоим дедом ещё не растратили свою ветреность и беспечность…О той поре, когда совершенно ошибочно казалось: самые важные книги уже перечитаны, а самые любимые люди будут с тобой всегда… Сыграй мне что-нибудь про меня, незнакомого мне самому.

-Не думаю, что поняла всё из того, что вы сказали, но кое-что поняла,-пробормотала девочка и начала играть.

Золотой и объёмный звук заполнил студию – да, дворец Маркиза оказался телестудией. Золотой, объёмный, медовый звук разливался кругом. В этом звуке жило много эмоций и воздуха, нежности и безмятежной отрешённости. Оператор работал у телевизионной установки, редактор обняла плечи руками, а Маркиз изумлённо уставился на хорошенькую темноволосую девочку. Откуда она узнала про улыбку его мамы и про её глаза цвета фиалок и неба одновременно?! Каким образом маленькая стрекоза подсмотрела любимую филфаковскую аудиторию и профессорскую речь, которой они жадно внимали?!

- Снято! - отрапортовал оператор, и Маркиз наклонился к малышке:

-Ты и твой саксофон - большие молодцы.

-Да, Джанго меня, похоже, не подвёл, - согласилась девочка.

- У твоего саксофона есть имя собственное?!

-Конечно. Если честно, меняю его имя после каждого выступления. Так волшебнее.

-А сегодня ты назвала свой инструмент в честь великого Рейнхарда?-поинтересовался Маркиз.

-Ну да. А как вы догадались?

-Догадался. Музыка у него - как костёр. Или как цыганская песня под луной.

Юная саксофониста потупилась.

-Если совсем честно, - призналась она, - то Джанго - постоянное имя моего саксофона. Просто об этом нельзя со всеми подряд… болтать!

-Соня!!! - в голосе деда держались за руку смущение и досада.- Маркиз это совсем не все подряд.

-Я уже поняла, - смутилась девочка,- Просто.. Играть мне иногда легче, чем говорить. Словами можно что-то и брякнуть.…А вот саксофон брякать не даёт.

Маркиз рассмеялся:

-А по моему это вы, милая барышня не разрешаете собственному инструменту брякать. Давайте, пожалуй, обедать! Я знаю поблизости замечательную кафешку…

Они лакомились вкусностями, маркиз артистично повествовал о творческих встречах с выдающимися артистами и музыкантами. Когда прощались, Маркиз вручил девочке маленькую лакированную карточку, на которой золотой вязью были выведены его имя и телефон.

-Мы ведь теперь друзья, так?

-Так, - подтвердила юная гостья.

-Значит, у нас должны быть телефоны друг друга. Держи мою визитку. И помни: как девочка с необыкновенной душой, ты всегда можешь рассчитывать на мою помощь.

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ

Мелодии незнакомцев

Соня шла по улице и слушала музыку незнакомцев. Она никому, даже деду с мамой не говорила, что музыкальное подслушивание - из её любимейших занятий. Люди всегда несут в себе музыку - даже если уверяют, что у них нет музыкального слуха . Мимо пробежала хорошенькая девушка. Короткое красное пальто, живописно растрёпанные рыжие волосы. Хрипловатый, низкий голос Нины Симон сопровождал каждый её шаг.

А вот и парочка старшеклассников. Увлечены компьютерным играми и даже кое-что уже придумывают сами. Рваные джинсы, видавшие виды ковбойки и.. звон гитары. А ещё странный, глуховатый, сумрачный и одновременно светлый голос Виктора Цоя. Дед уверяет: на его песнях и под его песни выросло несколько поколений. Мальчишки принадлежат к другому, уже не книжному, а компьютерному поколению, но Цой пленил и их. «Цой бессмертен!», - кричат сердца мальчишек и цоевская «Кукушка» пророчит им много-много лет жизни.

Какой занятный человек прошёл рядом с ней! С первого взгляда - офисный житель. Одет не то, что строго официально, пожалуй, даже скучно. И в голове его много цифр и расчётов - он, скорее всего бухгалтер, один из множества бухгалтеров в престижной финансовой корпорации. Но офисная работа для него - вынужденная необходимость. Всего лишь способ зарабатывать деньги. А от ритма, что рвётся из его сердца, так и хочется, чтобы он скинул скучный портфель в окрестную лужу и… заплясал в ней!

Соня добродушно рассмеялась, живо вообразив дяденьку, бойко бегущего по лужам. Ба, да как же она сразу не сообразила - это ведь его Величество Джон в его круглых, словно сказочных очках живёт в сердце этого горожанина! «Битлз»- сродни солнцу сквозь дождь жизни!

Уже не самая молодая семейная чета пронесла мимо неё музыку-каждый свою. В душе мужчины-невысокого, спортивного, качественно, но неброско одетого, исповедующего стабильность и реализм во всём-от работы до друзей- жил артистичный и искренний «Пикник». Женщина-высокая, меланхоличная, с пышной, золотистой шевелюрой, практикующая духовные практики и такие же книги, верящая снам и символам больше, чем людям, сосредоточенно думала о чём-то, очень значимом для неё под гитарные переборы Стинга. Эти двое вырастили детей и дождались внуков, испытали много проблем и счастья, накопили изрядную долю совместных воспоминаний- как плохих, так и хороших. Сейчас между ними ощущалось скорее отчуждение, чем близость, но музыка- как и прежде - служила одним из мостиков их отношений.

Очень печальный человек в синем плаще и замшевых ботинках, человек, неуловимо похожий на учителя, спешил в больницу-к кому-то тяжко больному и безмерно дорогому его душе. Сердце человека в синем плаще давным давно слилось с болью и тревогой за родную ему душу. Если бы не пленительная импровизация талантливого джазмена- Саксофониста, импровизация, которая толкала его сердце и вливала в него силу жить, этот мужчина, кажется, давно сдался. Но он умел держать себя в руках и Соня порадовалась за незнакомца.

Кто-то довольно ощутимо толкнул задумавшуюся девочку в плечо. Ла-ла-ла…Лёгкая, но неприятно навязчивая мелодия звучит в голове у женщины средних лет, с модной фирменной сумкой через плечо и очень сладкими духами. Что-то липучее и приторное - как подтаявший мармелад ощущается в музыке. Ла-ла-ла. Ну и дела! Она не знает автора и исполнителя переслащённой песенки, а между тем песенка лезет к ней - как прилипчивая жвачка-не оторвать от памяти…Ла-ла-ла… Соня опасливо косится на женщину и улепётывает от неё - что было сил. Меньше всего ей хочется, чтобы привязчивая песенка пробралось к ней в мысли. Кто-то снова задевает её и –в отличии от «ла-ла-лальной женщины» вежливо извиняется. Ух, ты, оказывается, с ней столкнулась женщина со скрипкой, музыкант, спешащая на работу. Болеро Равеля и что-то ещё-печальное, умное, чуть-чуть отрешённое-вот мелодия светлоглазой женщины с короткой, стильной стрижкой в вязаном пёстром пальто и лакированных ботиночках. Скрипачка живёт в страстном, неистовом ритме музыки. Музыка подсказывает: она работает в популярном квартете. Много гастролирует. Незнакомка не очень счастлива в личной жизни, но музыка странным образом делает её счастливее - даже когда жизнь вовсе не балует.

Скрипачка - как и положено-чувствительному созданию почувствовала взгляд. Обернулась, недоумевающе всмотрелась в девочку. Наша героиня смутилась и поспешно отвела глаза. Интересно, что бы подумала незнакомка, скажи она ей, что только что услышала знаменитейшее произведение Равеля, как музыку её жизни? Впрочем, возможно скрипачка и не удивилась- ведь истинные музыканты понимают: Вселенная насыщена вибрациями. Музыка, любовь, участие - высокие вибрации. Гнев, неуверенность, страх-вибрации низкие и чрезвычайно опасные. В отличие от высоких вибраций низкие- почти что как микробы-передаются от одного человека к другому. В жёсткие кризисные времена тысячи людей может охватить пандемия отчаяния, депрессии, грусти. Пандемия отчаяния - тяжкий диагноз. В периоды таких пандемий разрываются душевные и духовные связи, рушатся браки, крошатся дружбы. Пандемия отчаяния - по лютости не уступает гриппу. Но от отчаяния- как и от гриппа существуют антибиотики. Низкие вибрации уничтожает великая и прекрасная музыка. Театр-вот совершенная больница от депрессии!

Соня-не смотря на свой, маленький ещё возраст давно приметила: музыка исцеляет от всех видов зла. А джаз – и вовсе сродни десанту против демонов всех мастей и обличий!

Соня вспомнила, как год назад она слушала в консерватории волшебный джаз. Соня пыталась понять состояние счастья, вдруг неожиданно вспыхнувшее в ней. Она не смогла сформулировать его. А вот когда примерно с месяц назад дед подарил ей билет её на концерт выдающегося столичного Виртуоза, ей друг открылось волшебное. Виртуоз сначала играл на скрипке, потом дирижировал талантливым оркестром. Музыка плыла разноцветными облаками, опадала дождём, шелестела ангельскими крыльями.

Выходя после концерта, девочка пообещала:

-Я никогда не выйду на сцену, пока не научусь играть точь-в-точь, как этот человек -только не на скрипке, а на своём саксофоне.

-Ты не должна играть так же, как Виртуоз -,-возразил её спутник.-Ты должна играть так, как это даровано только ОДНОЙ ТЕБЕ .

Потрясение оказалось настолько великим, что Соня даже тайком поплакала после концерта. Она замирала от открытия: на белом свете, оказывается, живут…Боги, только притворяющиеся людьми! Играть, играть, играть - пели и кружились её мысли. - Музыка, оказывается, может дарить нечто большее, чем счастье-упоение… Извлекать это упоение почти ниоткуда, из вечности, снов, из чего-то невообразимого и таинственного-вот оно высшее предназначение музыки! Ах, если бы знать, сможет ли она играть так ,чтобы другие люди смогли ловить лучики счастья!

Внезапно она ощутила счастье настолько ярко, что ей захотелось рассмеяться. Сцепив пальцы рук по улице не шли, а почти парили прекрасные влюблённые. У молодого человека смуглая кожа, глаза цвета кофе и цыганская кудрявая шевелюра, а его девушка голубоглазая, с бело-розовой кожей. В душах двоих играла не какая-то конкретная музыка, скорее -небесный хорал! По улице вприпрыжку неслась светлейшая музыка Любви, за ноты которой композиторы всех времён и народов кланяются Творцу, а здесь и сейчас эта удивительная музыка жила, дышала, вальсировала - никем не пойманная и неприрученная, взлохмаченная, босая, флиртующая с землёй и небесами, птицами и звёздами. Музыка любви была настолько прекрасной, что Соне захотелось запомнить её, но свободная и чуточку сумасбродная мелодия вырвалась из её сознания, тряхнула шапкой разноцветных волос и умчалась прочь. Но что-то сказало девочке: она ещё встретится с музыкой любви. Лет десять спустя…

Неожиданно сразу же после Музыки любви её вдруг настигла ещё одна необычная музыка - словно сияющие камушки-самоцветы ритмично летели в воду пруда. Или звёзды падали с небес, разлетались на миллиарды звёздных брызг, а незнакомая ей девчушка, смеющаяся и взволнованная, стояла, раскинув руки под ослепительным, вызванным её талантом, звездопадом. Какой славный, весёлый и одновременно космический звук! Что это?! Девчушка примерно её лет, точно такая же, что только что привиделась ей, пробежала по противоположной стороне улицы. С девочкой шли её родители, но музыку взрослых Соня не расслышала-потому что мелодия детской души заполнила и заполонила всё. Соня с изумлением прислушалась- девчушка не просто любила ритмичную и дерзкую музыку- незнакомая ей девочка- барабанщица - и так же, как она, Соня, эта маленькая, симпатичная девчушка занималась на своём непростом инструменте много, истово и самозабвенно.

Барабан это инструмент для смелых и независимых сердец! И ей, саксофонистке, а значит уже чуть-чуть философу, захотелось немедленно окликнуть незнакомку-барабанщицу, обнять её, подружиться с ней, но та, уверенно увлекаемая взрослыми, уже скрылась за поворотом. Софью охватила грусть. Сияние музыкальной энергии, с которой она только что встретилась, было таким добрым и…почти родным! Казалось, она давным-давно знала девчушку, гостила в городе её фантазий, бегала по лужайкам её воображения.

«А может,,,? - с тайной надеждой сказала себе Соня, - может, мы ещё подружимся и сыграем с ней вместе что-то красивое и радостное? Настолько радостное, что слушатели будут счастливо вздыхать, сбрасывая с себя боль - будто тяжкий и ненужный груз».

Надежда на совместное творчество, надежда, больше похожая на уверенность промелькнула в её душе неудержимо и стремительно - как белая чайка над морем чувств.

Под впечатлением от собственных мыслей девочка едва не налетела на впечатляющего здоровяка. Под лёгкой курткой прошедшего мимо огромного бородача парило саксофонное колдовство Чарли Паркера .

Поклонник Паркера – двухметровый великан с ярко-рыжей шевелюрой, бородой и такого же цвета кустистыми бровями посмотрел на неё откуда-то из поднебесья и…подмигнул.

-Нравится тебе в саксофон дудеть? - добродушно пробасил рыжеволосый.

Соня обомлела. При ней не было саксофона. По телевизору её ещё никогда не показывали, стало быть, узнаваемой для незнакомца она быть не могла. Значит, бородач прочитал её, личную музыку точно так же, как она сама - мелодии других людей! От неожиданности она шарахнулась от разгадавшего её человека, свернула в неведомый ей маленький переулочек, потом в другой, третий. Заметалась, не узнавая пространства, куда попала. Испугалась.

Внезапно её что-то болезненно кольнуло в бок. Она увидела - совсем рядом- огромные дымчатые очки. На девочку повеяло холодом и колкой пустотой. Странный тип в дымчатых очках оказывается беззвучен. Как не силилась, Соня не могла поймать его мелодии –ни любви, ни печали. ни растерянности- на неё обрушивалась только пустота. Море пустоты! И там, в кромешной пустоте, гримасничали чёрно-лиловые страхи и образы - она видела себя заплаканной, она видела себя усталой, она видела себя разочарованной.

ИСТОРИЯ ЧЕТВЁРТАЯ

Синяя птица и её избранники

Зажмурив глаза, Соня бросилась бежать. Вокруг неё переплетались мелодии самых разных людей-талантливые и бездарные, будничные и праздничные. Она пролагала свой путь между незнакомцами интуитивно, почти наизусть. Она пробиралась между харизматичностью «Пинк Флойд», ощутила на расстоянии рукопожатия от себя иронично-медитативную философичность БГ, миновала горькую романтичность Милен Фармер… Её вознаградили моцартовским сиянием, а затем устрашили целой уймой бессмысленных и разномастных ла-ла-ла…

Труднее всего оказалось миновать людей, в которых Моцарт и ла-ла-ла соседствовали, а то и обедали за одним столом. Люди, ощущавшие некий душевный и духовный дискомфорт, и сами не понимали, какие битвы разворачиваются в их сердцах.

Музыка-соединение и объединение всех, самых причудливых желаний. В музыке неизменно, словно прелестная нимфа купается Мечта. В музыке обязательно проживает праведница- Правда. И эти двое -Грёза и Реальность всегда держатся вместе там, где звучит музыка. Музыка-отрада для усталых и запутавшихся, счастливых и горестных, пробуждающихся и украшающих мелодиями свою бессонницу. Музыка! Единственная в мире общедоступная и универсальная машина времени, превращающая взрослых –в детей, а детей во взрослых. Музыка - фантастическое устройство, забрасывающее тебя на другие планеты и в другие миры, на луну и к звёздам!

Примчавшись домой, девочка с такой силой захлопнула дверь, что Пантелеймон на антресолях вздрогнул и недовольно забубнил:

-Ну что за резкости, мадмуазель?! Поспать домовому, шаловница, не даёшь!

Соня сделала вид, что она не слышала старческого ворчанья и взяла в руки саксофон.

-Привет, мой прекрасный!- приветствовала она инструмент. -Ты в курсе, что сегодня тебя величают Самый Прекрасный Апрель?

Саксофон послушно качнулся в хозяйских руках. Он превосходно помнил все свои имена –Джанго, Паоло, Люсьен, Миг, теперь вот- Самый Прекрасный Апрель. Саксофон доверчиво отдался её рукам и подался к губам. Но ни руки, ни губы, ни сердце почему-то не слушались Соню. Мелодии прекрасно помнились, но не давались - хоть плачь. Ей хотелось поделиться происходящим с мамой или дедом, но подумав, она промолчала. Родные так сильно верят в неё, что для неё просто несносно взять и огорчить их своими непонятными страхами!

Отложив саксофон, она залезла в шкафчик и вытащила заветную жестянку из под печенья. Вот они, её девчачьи сокровища-бусинки, колечки, открытки. Среди открыток притаилась и миниатюрная деревянная птичка, вырезанная для неё дедом из поваленной ураганным ветром яблоньки, росшей недалеко от дома. Необъяснимо почему, но Соня сразу приметила эту яблоньку, полюбила её и - до опухших глаз изревелась, обнаружив её переломанной, исковерканной. Она словно ощутила боль умирающего деревца. Дед пристально вгляделся в девочку и отломил от погибшей яблоньки большущую ветку. По какому-то наитию Соня поняла: родной человек хочет подарить ей радость. А когда спустя несколько недель дед вручил ей пакет из розового шёлка, Соня уже знала: что бы ни лежало в пакете-оно-наследница, преемница, продолжение и бессмертие яблоньки!

Обнаружив в пакете птичку, девчушка захлопала в ладоши. Деревянная птичка стала её наивной тайной. Иногда она фантазировала, что весной птичка -как и яблоня - благоухает цветами, а летом-становится изумрудно-зелёной. Взяв в руки безделушку, изготовленную дедом, она поднесла её к лицу. Ни-че-го. От игрушки веяло тонким ароматом дерева. Помедлив, девочка разочарованно отложила поделку в сторону. Под птичкой мирно почивала визитка от Маркиза. Несколько минут девочка растерянно крутила картонный квадратик в руках. Она общалась с владельцем визитки - не больше часа.…Отважится ли она рассказать ему хотя бы малую толику происходящего на душе?! Он ведь взрослый, а разве взрослым можно рассказывать про то, что у каждого человека своя музыка и про то, что в городе за ней по пятам ходит ужасный, беззвучный тип?!

«Будь что будет!», - сказала она себе и набрала номер Маркиза. Софья и сама не поняла, как она рассказала ему всё, что тяготило сердце. Маркиз слушал, не перебивая. А потом он, взрослый сказал ей, ребёнку только одну, но чрезвычайно важную фразу:

-Птица прилетит, и все твои страхи мигом улетучатся. Жди птицу!

-Какую ещё птицу?! - не поняла девочка.

- Синюю птицу, разумеется,- ответил Маркиз и в трубке послышались звонки отбоя.

Соня ничего не слышала про Синюю птицу. Всезнающий гугл сообщил девчушке: « Синяя птица это новогодняя, поэтически-философская сказка Метерлинка, а так же символ романтики, мечты и исполнения заветных желаний тоже».

Было ли у неё заветное желание? О, да, она сформулировала его после концерта Виртуоза - играть так, чтобы чувствовать единение с миром, отделяя хаос от гармонии. Но почему у неё совсем нет сил, чтобы играть?! Может, у неё нет таланта?! Может быть, все вокруг просто без зазрения совести врут, что она - музыкальное чудо? Она ведь чувствует, что способна на куда большее, а это большее у неё не получается!

Девочка снова взяла в руки деревянную птичку. Всей душой она жаждала чуда, но деревянная красота на ладони вовсе не спешила оживать. И даже Пантелеймон на антресолях не выражал желания с ней общаться. Может, в зимнюю спячку ушёл, а может она себе и его придумала?!

Открыв окно, Соня швырнула безделушку - прямо в снег. Цвирк- и деревянная птичка шлёпнулась о ледяную горку и разлетелась на несколько частей. У девочки болезненно сжалось сердце. «Как жаль!» - сказала одна часть её души. «Ну и пусть! Туда этой бессмысленной безделице и дорога!»-возразила вторая половина души. С этими, разрозненными мыслями и чувствами она и нырнула в тёплую кровать. И задремала в безутешных слезах: собственный дар представлялся ей сбежавшим от неё. Исчезнувшим.

- Сонюшка!!! -Дед буквально ворвался к ней в комнату-радостный и взбудораженный.-Сонечка, хвала Богам, ты- победитель!!! Ты, моя милая, фаворитка судьбы!!! Сюжет, снятый Маркизом, выстрелил в десятку! Ты приглашена на конкурс юных талантов «Синяя птица»! Победишь в нём - и тебя будет слушать вся Россия, а может и весь мир!

-Синяя птица, - ошеломлённо повторила девочка. -Быть не может!

-Почему не может?! - дед радовался, как ребёнок.-Ты только посмотри, какой дивный сюжет сделал с тобой Маркиз!

Дед открыл ноутбук, нашёл нужный сюжет. Замерев, Соня смотрела на саму себя. Это очень сложно - смотреть на саму себя, слушать себя -как бы со стороны, но она освоила это жестокое ремесло в совершенстве, потому что давным давно занималась искусством, а искусство-явление далёкое от сентиментальности.

Со стороны - это когда видишь сначала недостатки и лишь потом достоинства.

Со стороны- это когда ты сам судишь себя гораздо жёстче, чем тебя судят другие.

Маркиз рассказал о ней- с любовью и восхищением. Но это не было поклоном-от взрослого - ребёнку. Это было восхищение от одной творческой души-другой. Делая свои артистические сюжеты, этот человек не ставил на пьедесталы - он вдохновлял, а значит, дарил надежду.

-Это не я, а скорее мечта обо мне -, едва не плача, пробормотала Соня, глядя на экран.

-Неправда, -встрепенулся дед,- Это именно ты, моя девочка! Ты- когда тобой поймано Вдохновение.

Она поднялась с кровати - босая и взлохмаченная, даже не большеглазая-большеокая, растерянная и готовая обрести в себя ту Прекрасность, которую только что увидела-в самой себе. Каштановые локоны живописно рассыпались по плечам, прекрасные карие очи преисполнились любви и доверия.

Склонившись над саксофоном, она поцеловала его и сообщила:

-Сегодня тебя зовут Фортуна.

И - полилась пленительная мелодия. Впереди был яркий творческий конкурс «Синяя птица». Впереди ждала победа на конкурсе и знакомство с молодым и фантастически талантливым Пианистом, дарящим творческое Чудо. Впереди ожидалась встреча и интереснейшее сотрудничество с девочкой-барабанщицей, мальчиком-аккордеонистом и другими талантливыми детьми- под патронажем этого же Пианиста, должно быть направленного к детям самими Небесами.

Мама Сони осторожно открыла дверь в комнату дочери, и, дождавшись, когда та доиграет, протянула ей (девочка не поверила собственным глазам!) маленькую, деревянную птичку. Ту самую, от которой-даже сквозь снег- веяло тонким яблоневым ароматом.

-На крыльце, перед подъездом у нас нашла. Она ведь твоя, Сонечка, я не ошибаюсь?

Соня потрясённо кивнула и бережно погладила игрушку. Ну и чудеса! Она ведь прекрасно видела, как игрушка разлетелась на несколько частей от удара при падении! И вот она же целая и невредимая! Неужели Синяя птица творит такие чудеса?! Неужели она существует?!

-Ещё бы она не существовала,-прогундел со своих антресолей всё слышащий Пантелеймон.

-Милая, а ты сыграешь ещё что-нибудь для меня? - попросила мама.

Соня снова кивнула и постаралась подобрать мелодию - только для неё, мамы. Она очень старалась, чтобы в мелодии соседствовали любовь и печаль, радость и тревога, надежда и утешение.

Соня играла и одновременно смутно, неясно, более мечтательно, чем осознанно понимала, как много впереди работы и вдохновения. Её губы её танцевали с тайнами Музыки. И страхи были больше не властны над ней, потому что пророчество сбылось: магическая Синяя Птица нашла её. И уже никогда не отпустит. Потому что души людей, в которых шепчет и ликует музыка, и есть эта невообразимая Птица-никогда не умирающая, никогда никуда не улетающая, не разбивающаяся. Бессмертная.

 

 

Оставить комментарий