Светлана Микулина: Скорбящие... в ненависти

03 декабря 2015 - 15:02
Скорбящие... в ненависти

Впереди меня шли две юные барышни. Лет по 15-16, судя по голосам и одежде. И одна говорила другой:

- И моя маман говорит этой дуре: и чего ты по французам рыдаешь?! А по со своим, в самолете рухнувшим, ты рыдала?!

- Клево! -реагирует подружка, - а та в ответ что?

- А та корова маму идиоткой назвала и они друг друга р-раз и забанили.

Девочки общались о трагедиях сегодняшнего мира на языке, который эту жестокость только усиливал.

Трагедия в небе над Синаем, парижские терростические акты, убийство двести детишек в Сирии -все эти события произошли друг за другом. И ощущение от них только одно - ужас. Ужас перед миром, в котором человеческая жизнь не стоит уже ни-че-го. А лично у меня ещё и ужас перед нашим сегодняшним обществом, в котором трагедии очень часто противопоставляют друг другу. Смерть людей становится козырной картой в дискуссиях. Кто-то почтил память погибших во Франции, изменив свою аватарку, кто-то не стал этого делать. У каждого свои аргументы. Одни утверждают: "Так хотело мое сердце, обожаю Францию и она мне да, ближе, чем дети Африки и говорить по другому было бы лицемерием". Другие выдвигают контраргумент: мир не меняется от того, что вы украсили себя французским флагом поверх своей легкомысленной улыбки. И вообще, почему вы не вспомнили про казненных детей Сирии?

На мой взгляд, у каждого из этих людей - своя правда. Что касается изменений к лучшему в мире, то его изменяют, на мой взгляд, не дискуссии на разного рода сайтах, очень часто переходящие в ругань, а конкретные и благородные действия. Доктор Рашаль, актриса, ставшая еще и символом спасения онкологически больных детей Чулпан Хаматова со своим фондом или бабушка, развозящая по разбитому Донецку свежеиспеченные ею булки, облагораживают этот мир куда больше, чем наши измененные либо не измененные аватарки. Люди действия, люди природного позитива хоть по чуть-чуть, но изменяют к лучшему мир. Тюзовская актриса Тамара Цихан, поминающая и помнящая, прибирающаяся-вместе со своими друзьями на могиле своего друга- саратовского режиссёра, художника и удивительного человека Михаила Ралля насыщает пространство вокруг себя живой памятью, а это неизмеримо больше, чем тысячи нейтральных слов о памяти.

Алиса Орлова, абсолютно не формально, а явно от сердца и болью сердца создающая публикации, обращающие внимание общества на положение дел у тех, кто слабее многих из нас, публикации, позволяющие собрать средства для больных и нуждающихся в опеке, меняет этот мир к лучшему. Таня Костина, украсившая ныне своей красотой прекрасную Грузию, не один год, отдавала много часов своего личного времени "карьере" больничного клоуна в палатах детишек, на которых сложно смотреть с улыбкой беспечности. И эта ее, такая нелегкая вторая, бескорыстная работа видоизменяла тусклую реальность своим мужеством и добротой, таящимися за яркостью ее сценического образа. Настя Михайлова, переводившая на английский язык страничку в соцсети онкологически больной девчушки и самоотверженно старавшаяся помочь этому, незнакомому ей ребенку выжить, вносила куда как больший вклад в очеловечивание мира, чем сотни причитающих о том, что вокруг умирают дети, которым невозможно помочь.

Впрочем, круто замешанная на ненависти или нетерпимости скорбь - еще не самое страшное. На меня, например, удручающе подействовала в той или иной мере проявляющаяся ныне методика избавления… от неудачников. На разного рода сайтах, в популярных ныне методиках успешной жизни время от времени выныривает информация: избавляйтесь от неудачников, не общайтесь с теми, кто может принести в ваш мир проблемы. Депрессия заразна, чужие проблемы-привязчивы, а значит, согласно апостолам этой психологии закрывайте ваш дом от подруги, которая развелась (флюиды стресса, что она принесёт на подоле своего платья заразят ваш дом, как черная чума!) от друга, который лишился работы, (синдром неудачника-вдруг и ваш муж или бой-френд заразится этой гадью?!) от пожилого человека, даже запах которого ( надо полагать, запах бедности и уныния-по мысли создателей этих программ) может поколебать ваш ясный и стабильный мир (без комментариев)

На мой взгляд, от подобной психологии, нацеленной на тотальную ловлю радости и, значит, слепоту к проблемам других попахивает фашизмом. Всех, кто с проблемами - за борт. Спарта эпохи капитализма по-российски! На дворе - культ красоты и вечной молодости (кто не может себе это позволить, того, соответственно, за борт), культ успешности (как я слышала недавно от одной 22-летней тонюсенькой красавицы, вышедшей за муж за миллионера: те, кто к тридцати годам не сели за руль немецкой иномарки и не люди вовсе, а так шелупень).

"Шелупенью" люди боятся выглядеть, и потому пол России пересели в иномарки. В большинстве своем - пересадка из отечественного автопрома осуществилась с помощью кредитов. Кредиты берутся - одними на авто, другими на сборы ребенка в школу. Жить становится не-вы-но-си-мо. Причем, не только из экономических реалий и международной обстановки. Дело не только в инфляции, дело в инфляции чувств. Слово "кризис" сопровождает меня, кажется, уже столько лет, сколько я живу на свете. Но агрессия в сегодняшней российской действительности захлестывает до небес. Люди, пережившие войну, оккупацию, блокаду не были носителями таких отрицательных эмоций, как ныне. Люди, отстоявшие Сталинград и Москву были в тысячи раз сердечнее, добрее, участливее многих представителей сегодняшнего поколения. Мне посчастливилось - я много общалась с ветеранами и с детьми войны. Среди невероятных тягот люди опирались друг на друга, делились и куском и кровом. А ныне.… Ныне словно раскручивается колесо расчеловечивания. Агрессия всех ко всем. Агрессия с экрана, из телефонных игрушек, которые, увы, не выпускают из рук многие дети, подростки, а подчас, увы, и взрослые. Агрессия криминальных, политических, экономических новостей, агрессия соседей, родственников. Друзья, занимающиеся юридической практикой, говорят, что никогда еще не было столько судов между родителями и детьми, братьями и сестрами, как сейчас. Битвы за недвижимость - в городе и за городом. Мне приходилось слышать от нескольких близких мне людей, что руководство в весьма уважаемых в миру частных фирмах разговаривает со своими сотрудниками, как с холопами. Люди терпят - потому как платят им прилично, а в условиях кризиса, как сказал мне один прямо таки блестящий программист, не до отстаивания чувства собственного достоинства, желудок он, мол, аргументированней чувства справедливости о своих правах поет… Разве это не трагично, когда мужчина и профи позволяет попирать его чувство человеческого достоинства в обмен на гарантию стабильного и высокого (пусть даже и по столичным меркам высокого!) жалованья?! На днях шла вечером по улице и пыталась коллекционировать улыбки. Улыбок не было. В подавляющем большинстве мне навстречу двигались собранные, с замкнутыми лицами и тревожными глазами люди. Дорогие машины паркуются у дорогих магазинов. Мусорные контейнеры обследуют вполне приличные на вид люди. Какая-то параллельная реальность. Прямо по обочине проезжей трассы бредет девчонка на костылях на одной ноге и просит подаяние. Подавать никто особенно не спешит - реальность это вам не соцсети с постами о благородстве благотворительности.

-И когда эту мразь уберут с улиц, - шипит гламурного вида дама, выпорхнувшая из черного в цвет ее волос новенького "Лексуса". - Пора уже зачистку от нищих производить.

Дама, видимо, тоже поборница программы: не пересекайтесь с негативом - он разрушает вас. Вот и предлагает "зачистить".

Слово "зачистка" покоробила мой слух не меньше, чем "мразь". Хотела было вступить в дискуссию, но увидела совершенно пластмассовые глаза и промолчала. Смалодушничала. Осознала: дискуссия - бесполезна. Все, что я смогла сделать, это дать несчастной какую-то сумму. Девушка примерно одних лет с бедствующей инвалидкой тоже сунула ей в ладошку купюру.

-Работать надо, а не нищенствовать. - пробормотал степенного вида мужчина, проходя мимо.

Мне стало не по себе. Господин он что - с луны что ли?! Для сильных, здоровых, молодых рабочие места в современных российских городах не очень-то припасены. Отток Москву он, что случаен что ли? Люди едут в Москву за работой. Куда пойдет работать эта несчастная?! Где ее ждут?!

Нет, я все понимаю - идти по проезжей части дороги - не есть хорошо и для этой бедной девушки, и для мчащихся в машинах людей. Но что мы знаем о судьбе этой девушки? И что мы вообще знаем друг о друге, с таким энтузиазмом судящие друг друга? Как можно жить на пенсию в восемь тысяч, получая расчетку на коммунальные услуги в размере шести тысяч вы лично задумывались? Россия эпохи нескончаемого кризиса. Напряжение витает в воздухе. Кажется, в самом этом воздухе разлит страх. Страх он ведь не закончился в трагическом 1937-м. Тогда боялись "черных воронков" и физического уничтожения, а список сегодняшних страхов - не меньше. Страх терроризма. Страх перед педофилами - за детей. Страх перед вечерней улицей и ее обитателями, страх за родных - когда они выходят на эту вечернюю улицу. Страх безработицы, безденежья, одиночества. Страх быть разлюбленным - более успешным партнером - при твоей собственной меньшей, чем у него (у нее) социальной реализованности и востребованности. Страх перед современной армией, в которую вот-вот должны отправиться твои дети. Страх стать не успешным - в особенности на фоне успешных родственников, деловых партнеров, друзей. Страх выглядеть не современным, страх не погасить кредитов, ипотек и прочих прелестей из атрибутов сегодняшней экономической реальности. Страх быть оскорбленным - когда угодно и где угодно. Перечень фобий сегодняшнего дня далеко не полон. Казалось бы, это самое время, чтобы помогать друг другу - словом и делом, поддерживать, звонить, справляться о том, как у кого дела. Время, когда дружеское, товарищеское участие - ценнее всего. Когда я его вижу и ощущаю подобное, когда могу дать подобное сама - всегда радуюсь. Но вижу я и, думаю, многие другие, к сожалению, и другое. Подруга-психолог рассказывала мне, что к ней сейчас довольно часто приходят люди, теряющие друзей и даже родственников в результате… политических, экономических или религиозных дискуссий. В большинстве своем - кухонных или дачных. Вы только вообразите - беседы на тему того, что волнует всех, о чем у всех болит сердце заканчиваются порой противостоянием и разрывом драгоценных уз товарищества и родства! Дружеские посиделки завершаются подчас нервными приступами и вычеркнутыми из телефонных книжек навсегда телефонами самых родных людей. А ведь мир -  такой, как он есть постигается, осмысляется и видоизменяется к лучшему только через гамму разнообразных, не похожих друг на друга чувств и мнений. И дружба, духовное товарищество - отнюдь не хоровое пение. Господи, как же не хватает в сегодняшнем мире великодушия гения-философа: "Я могу не разделять вашей точки зрения, но я готов умереть за ваше право ее высказать".

Право искренно говорить. Право не формально думать. Право слушать и слышать мыслящего не так, как ты - без слепящей ненависти и жестокого предубеждения. Право помогать ближнему - какие завидные и светлые права. Грех их не использовать. А скорбь с привкусом ненависти имеет архидурной вкус. Она отбирает волю к созиданию, к стремлению жить, а не выживать, к намерению помогать тем, кто слабее, ранимее и уязвимее тебя.

Оставить комментарий