Светлана Микулина: Талант и Вера

27 марта 2012 - 16:21
Талант и Вера

Уж сколько было рассуждений на темы того, что такое театр!  Храм  это духовности  или беспощадная  коррида, самые светлые и высокодуховные люди здесь служат, сущие дети душой или, напротив, по выражению прекрасного актёра Леонида Филатова, отъявленные и циничные «сукины дети». Полагаю,  зрителю, приходящему на хороший спектакль довольно безразлично, какие они в миру, эти служители сцены. Ну, нет нам дела до их эгоизма, ингриг, самолюбия и самолюбования! К тому же не исключено, что именно   коктейль из нарциссизма и ранимости, возможно, и питает лицедейство. Мы, зрители отправляемся в театр - и драматический, и музыкальный, за впечатлениями, за отрывом от реальности, за тем, что поэт гениально обозначил фразой «над вымыслом слезами обольюсь». Сегодня  Международный день театра, то есть день тех, для кого театральные подмостки и дом, и храм, и заветный сад, и беспощадная коррида. Театр - жестокое заведение, пространство, где не просто предпочтительно, где насущно необходимо быть только звездой, но ведь звёзд на свете куда как меньше, чем исполнителей маленьких, незаметных  ролей, без которых тоже не будет театра. И актёры второго плана стараются не меньше, чем звёзды, в то время как  поклонники театра, потребители его эмоций и ощущений, его идей и вдохновения зачастую даже не знают фамилий многих из них. Да, театр всегда опирался на сольные, громкие имена выдающихся лицедеев, но при этом он был и остаётся  ансамблем, пространством, где сходятся множество слёз и чувств, множество опытов, наработок.

Именно сегодня, в день театра  хочу поделиться с любителями театра впечатлениями именно о таком, ансамблевом  спектакле. В Саратове  давно не было столь успешного балета. Зрелищного, динамичного и не побоюсь этого слова - блистательного. Это раньше балетоманы ходили в театр преимущественно на красивый балетный союз  народных артистов России Людмилы Телиус   Телиус и Игоря Стецюра, а в новейшие времена- на Шарипову или Колосову, Михеева или Родионова.    Февральская премьера  Саратовской академоперы- балет «Дон Кихот» Минкуса - тот самый случай, когда прекрасен и на редкость целостен ВЕСЬ СПЕКТАКЛЬ. Балетмейстер, лауреат Национальной премии «Золотая маска» Кирилл Симонов осуществил заслуживающее восхищения действо - спектакль под его руководством пошёл в рост, пропитался идеалами возвышенной эстетики, и кордебалет, заиграв новыми красками, стал много вдохновеннее, выразительнее и даже… грациознее. На премьере «Дон Кихота» меня не оставляло счастливое ощущение, что все до единого артисты   не просто формально  исполняют порученные им партии, а танцуют с тем упоением и радостью, которые и создают шарм и очарование БОЛЬШОГО БАЛЕТА.  Чтобы подобное произошло, с людьми надо уметь работать. Уточню: много и умно работать, и приглашённый молодой балетмейстер явно смог найти взаимопонимание с  каждым  танцовщиком-не зависимо от того солист тот или артист кордебалета. Даже в  незначительных, на первый взгляд, штрихах спектакль состоялся. Раньше  на  постановках Саратовского балета улыбку можно было уловить если только на губах прима-балерины - в творении Минкуса улыбаться научились все занятые на сцене, и поверьте: эта солнечность, одухотворённость лиц тоже придала постановке особый шарм. Родилось праздничное, ликующее - под стать музыке Минкуса (браво, оркестр!) зрелище, щедро транслирующее настроение радости в зал.

Великолепны работы художника по костюмам Ирины Коровиной (Санкт-Петербург) и декорации, выполненные главным художником  Саратовского театра оперы и балета  Сергеем Болдыревым. Зритель, привыкший  за последние годы к аскетично-мрачным постановкам, где всё и вся условно,  испытывает явный восторг от  триумфа красоты. Сумрачно-таинственная мельница, кружащаяся на фоне неба, усыпанного мерцающими звездами… Гавань,  в которой пришвартовалась шхуна, навевающая мысли о фантазиях Дон Кихота Ламанчского… Знаменитая  испанская площадь, на которую не просто вбегает или впархивает, а врывается, как «беззаконная комета» озорница и красавица Китри.

Не смотря на то, что «Дон Кихот» получился на редкость ансамблевым спектаклем, об исполнительнице партии Китри, выпускнице знаменитого Вагановского училища Вере Шариповой, которой зал рукоплескал долго и с видимым удовольствием, надлежит сказать  отдельно. Танец она явно чувствует не только  через музыку, но и через  сердце, и потому воплощает хореографические фантазии дерзко и одновременно проникновенно.  Яркий темперамент окрашивает  танец Шариповой, и потому он становится не просто суммой  безупречных движений, а гимном женской души – ещё наивной, но уже  от природы чувственной, кокетливой и, стало быть, отважно будоражащей и эмоционально воспламеняющей  мир вокруг.  У выдающегося поэта Райнера Марии Рильке есть  стихотворение «Испанская танцовщица». Вот несколько строк из него:

Как спичка, чиркнув, прежде чем огнём

Заняться, точно в спешке безотчётной,

Разбрасывает искры, - так рывком,

Как вспышку, в расступившихся кружком

Она бросает танец искромётный.

И вдруг-он пламя с головы до пят.

Взметнула взгляд, и волосы горят,

Рискованным искусством полоня,

И ввинчивает платье в глубь огня,

Оттуда, точно змеи, в дрожь бросая,

Взмывают руки, дробный стук ссыпая.

Строчки Рильке - словно поэтическая рецензия на шариповскую Китри.  Глядя на эту эффектную балетную актрису  понимаешь:  душа Китри есть безудержный, полыхающий костёр, и её любовь-флирт, любовь-простодушное обожание, любовь-невинная забава  распространяется не только на её  избранника  Базиля, но и на мир вокруг.  Китри кокетничает и озорничает не только со своим возлюбленным, она, быть может, и безотчётно, но властно и притягательно флиртует с небом, облаками, кораблями в гавани, мостовой. С незнакомыми, но приятными её взору горожанами. И с каждой минутой влюбляет в себя не просто испанские улицы и площади, но и не особо склонную к сантиментам  жизнь - потому что сама влюблена в неё-без памяти!

«Дон Кихот» - стильный и красивый спектакль. Разумеется, шифров и глубин Сервантеса в нём не найти, но отдохновение для глаз и сердца балет дарит сполна. Ну а всем создателям этого феерического  балетного  мира хочется сказать БРАВО. Тем более что к подобным проявлениям восхищения сегодня предрасполагает сам день. Международный день театра.

Оставить комментарий