Светлана Микулина: Театральное волшебство

04 апреля 2013 - 15:49
Театральное волшебство

 

Театральный спектакль живёт ровно один вечер. Потому что на будущий вечер он уже немного иной - лучше или хуже - не важно. Каждый спектакль - словно мистическая лодочка, увозящая зрителей к сказочным берегам. Театральный спектакль недолговечен: и от гениальных постановок в памяти остаётся лишь ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Министерство культуры Саратовской области в союзе с Саратовской академоперой и Радищевским музеем предприняли прекрасную и на мой взгляд удавшуюся попытку оживить в памяти горожан многие театральные спектакли разных лет-музыкальные, драматические, балетные. Воскрешение спектаклей-в том числе и самых давних произошло с помощью работ театральных художников. Для открытия выставки оказался выбран прекрасный день-27 марта, Международный день театра. И отпраздновать подобное событие в кругу друзей и талантливых людей в академоперу пришло большое число гостей. На четвёртом ярусе фойе, в выставочном зале театра было не то что хрестоматийному яблоку-театральной афише негде упасть. Вспышки фотоаппаратов, улыбки, объятья. Люди, не видевшие друг друга уйму времени, встретились. Всё было, как и подобает - красная ленточка, речи высоких гостей и по счастью, минимум официоза и максимум сердечности. Ренат Мухамедьяров- импозантный директор театра-как и подобает хозяину дома, встречающей стороны был гостеприимен и радушен. Его многолетний и знаменитый предшественник на этом посту, заслуженный работник культуры Илья Кияненко с истинным удовольствием и гордостью за саратовские таланты рассматривал экспозицию. В постоянном окружении коллег-художников и газетчиков находился Сергей Болдырев, главный художник академоперы, он же, как точно отмечено, в театральном буклете «главный инициатор и "мотор" нынешней экспозиции". Встречал гостей и безупречно корректный, "мистер театральный ПИАР" Николай Шиянов.

Ходила по выставочному залу и не могла отказать себе в удовольствии рассматривать не только многообразие театральных работ, но и талантливых людей, пришедших сюда. Вот активно беседует с кем-то из живописцев один из самых одарённых журналистов Саратова , специализирующихся на культурной тематике Владимир Акишин. Промелькнул сумрачно-загадочный Михаил Гаврюшов, именитый тюзовский художник, участник и дипломант международных художественных выставок. Грациозно собрала массу поцелуев и комплиментов потрясающе красивая, столь же талантливая и, кажется, абсолютно неподвластная бегу времени заслуженная художница России Татьяна Хаханова. (Кстати, работа её дочери художницы Людмилы Махоньковой "Танец", энергетически сильно воздействующая на сознание сочетанием и силой красок, показалась автору этих строк чрезвычайно стильной и интересной.) Известный и как замечательный врач, и как оригинальный фотограф, эссеист, ценитель и знаток хорошей музыки Валерий Бакуткин искал интересный кадр - не сомневаюсь, что он у него получится феерическим. Попала под прицел «Никона» музыканта и фотографа Юрия Кабанова и замечательная саратовская художница Мария Милавина-кстати, главный театральный художник саратовской академдрамы Юрий Наместников учился именно у Милавиной в Детской художественной школе Саратова и, по словам Марины уже тогда, в мальчишестве рисовал стильных принцесс в невероятных нарядах. Заслуженный деятель искусств РФ Ефим Водонос, тоже почтил своим присутствием открытие выставки (кстати, именно его перу принадлежала интересная и образная статья, представленная в буклете академоперы).

 

Добродушный наив и техническая изощрённость. Ретро театральных костюмов. Эпатаж и остроумие театральных инсталляций. Торжественные, трогательные, выразительные и подчас уже хрупкие от времени макеты, эскизы и даже фрагменты театральных декораций. Графика и живопись, чьи сюжеты навеял театр. Некоторые парики (например, талантливо-поэтическое творение Л. Миндлиной "Убитая птица") ужасно хотелось примерить. Не смотря на зловещее название. О театральных куклах я уже не говорю. Это оригинальные, явно смышлёные и почти наверняка оживающие в ночное время существа. Лично мне потребовалось время, чтобы осмыслить увиденное на выставке. От изобилия красоты, от сияния всех бликов и граней этих драгоценных украшений кружилась голова. Хочется попасть сюда ещё раз - чтобы уже вне фотографических бликов, вне праздничной суеты премьеры принять в своё сердце многочисленные творения . Николай Глинский, Валентин Юстицкий, Николай Архангельский, Анатолий Крюков- имена этих гуру живописи стали уже легендой, а на выставке представлено немало работ из их живописных сокровищниц.

Самые неподкупные и точные критики на свете- маленькие дети, которых привели с собой на выставку их родители, замирали у простодушного и одновременно гуманистичного «Рождественского вертепа» Василия Черевкова…Подросток лет тринадцати с разных ракурсов фотографировал волшебный болдыревский макет к балету Минкуса "Дон Кихот" и в ответ на мой вопрос, чем именно пленила его работа театрального художника лаконично бросил: "Да это чистой воды Зурбаган. Мне для театральной студии прямо в цвет. Атмосферно". Я порадовалась: дети, оказывается, читают Грина. И тяготеют к художественной красоте. Юная девушка восхищённо рассматривала поэтически-радужных и столь же трагических "Паяцев" Милавиной… Известные артисты любовались эскизами костюмов петербурженки Герр, спорили о тайнах портрета знаменитого Киселёва кисти не менее знаменитогоУчаева, а их коллеги увлечённо размышляли, « в какой технике выполнил волшебник Наместников свою золотую "Клеопатру".

Наивный, торжественный, загадочный и неизменно фантазийный мир театра оживает в работах театральных художников, сообща сотворивших историю саратовского театра -драматического и детского, кукольного, музыкального. Хариков и Миньеко, Болдырев и Иванов, Аредаков и Шуйский - разные стили, времена и страны прописались на четвёртом ярусе академоперы. Театральная декорация может одряхлеть от времени, сценический костюм истончится от десятилетней службы. Но на всех этих вещах лежат флюиды волшебства и любви, они будто пропитаны золотым порошком эльфов из "Сна в летнюю ночь". Уставшие за день люди, собравшиеся к пяти часам вечера на выставку, неожиданно для себя ощутили подъём сил и светлейшее настроение. После посещения выставки театральных художников лично меня вдруг охватило состояние счастья. И еще - чувство гордости за собственный город, в котором живёт и работает такое внушительное число оригинальных, талантливых людей. Согласитесь: события, вызывающие в душе светлые чувства, достойны внимания и благодарности.

Оставить комментарий