Дмитрий Чернышевский: Телега балаковского скандала

31 августа 2012 - 17:25
Телега балаковского скандала

 Лаврентьева ушли, точнее, «уронили» с таким гулом и треском, что круги от этого падения пошли на федеральном уровне. Отставка главы города назревала давно, балаковские СМИ «провожали» Кирилла Владимировича регулярно, да и сам он просился в отставку у губернатора, но никого, кроме самого Лаврентьева, этот процесс особо не интересовал, и вдруг – трах-бабах, оргвыводы «вплоть до исключения», и городской Совет депутатов молниеносно удовлетворяет прошение «по собственному».
Причина отставки – неуместные слова бывшего главы, на пресс-конференции публично увязавшего будущее финансирование города с результатами предстоящих в октябре выборов в областную Думу. Но еще перед прошлыми выборами глава Балаковского района Александр Алексеев говорил что-то похожее и никто особого внимания на это не обратил, а тут – даже мэр Москвы Сергей Собянин в твиттере 28 августа комментирует: «Глава Балаково разоблачил единороссов // За это он поплатится должностью». Помилуйте! Где Собянин и где Балаково?
Естественно, сразу же поползли разговоры о «заговоре», о том, что молниеносную рассылку информации о «порочащих словах» главы города «организовали» и т.д.  Балаковцы, до того дружно ругавшие Лаврентьева за неэффективность (у него – вместе с бывшей главой администрацией голрода Ольгой Мазуниной – был один из самых высоких антирейтингов по данным социологии) – вдруг начали на городских интернет-форумах защищать низвергнутого градоначальника. Любят у нас на Руси обиженных.
На самом деле – как человек, много проработавший в СМИ и переживший не один скандал подобного рода – скажу, что в 99 случаях из 100 такой «взрыв мозга в стакане воды» - результат обыкновенной глупости. Кто-то ляпнул, не подумав о последствиях, кто-то добросовестно этот ляп перепечатал – и понеслось. Но, если сам скандал как обычно возник случайно – то его раздувание и последовавшее доведение до оргвыводов явно не могли быть таковыми. В «балаковской истории» есть двойное – а то и тройное – дно и глубинное переплетение воль и интересов, мигом домчавшее событие туда, где мы все его обнаружили – до громоносной отставки, освещенной во всех федеральных СМИ.

Дно первое: балаковское

Отставка Лаврентьева была закономерным результатом борьбы местных кланов за контроль над городом, резко обострившейся после ухода губернатора Павла Ипатова. Ни для кого в Балаково не секрет, что Кирилл Лаврентьев, так же как и ушедшая несколько месяцев назад глава администрации Ольга Мазунина были ставленниками Михаила Кискина – некогда всемогущего соратника Павла Ипатова, крупного бизнесмена, вице-спикера областной Думы и прочая и прочая. Кискин незадолго до падения Ипатова предал его, переметнувшись на сторону будущих победителей с Советской, 10. Победители особо его предательство не оценили – и без него вопрос с Ипатовым был решен, а вот «ипатовские» предательства не простили. Кискин остался в одиночестве, с обширными финансовыми и политическими активами, но без защиты. В результате его сейчас активно «грызут» со всех сторон, включая правоохранительную, и это касается и политических активов – назначенных на важные посты людей. Мазунина и Лаврентьев – в этом ряду.

Смысл этой борьбы обыкновенный, как везде в России – схватка за «власть-собственность».  И в этом качестве она имеет прямое отношение к условиям жизни большинства балаковцев.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведу два примера.

Михаил Кискин, как считается, контролировал балаковское ЖКХ через управляющие компании. Жители платили за коммунальные услуги компаниям, а уже оттуда шли перечисления поставщикам услуг – Водоканалу,  за свет и т.д. Причем уровень оплаты ЖКУ по Балакову держался на 60-70%. Когда новая власть вывела оплату Водоканала на отдельный счет, она сразу подскочила до 80%. Что, жители стали платить больше? Сомневаюсь. Скорее, эффект от устранения коммерческого посредника. В Саратове совершенно аналогичная история (и даже со скандалом почище балаковского!) несколько лет назад была вокруг ЕРКЦ. С похожими результатами.
При этом в Балаково, как возмущаются в руководстве областных электросетей, распространена практика, когда дома, в которых расположены сетевые магазины, коммерческие фирмы и организации – платят по общему счетчику. То есть, фактически, оплачивают расходы на электричество магазинов и бизнесменов – жители. Вопрос о том, забесплатно магазины и фирмы получали такую «халяву» или каким-либо образом должны были отблагодарить своих благодетелей из ЖКХ – оставляю открытым.

Другой пример, о котором я с удивлением узнал в Балаково. В свое время при разделении района и города районные власти передали городским в аренду электрокабели, по которым происходит снабжение электроэнергией – за символическую плату в 1,5 тысячи рублей в месяц. Городские  начальники передали эти кабели структурам, которым покровительствовал – кто бы вы думали? Угадайте с трех попыток. И те уже взимают с предприятий и организаций за подачу электричества по 2 миллиона рублей в месяц.
Такая вот незатейливая конвертация власти в собственность. А чтобы поставленные осуществлять ее люди не чувствовали себя обиженными, им тоже отдали «в кормление» часть городского хозяйства. Кирилл Лаврентьев, например, успешно «окучивал» городские пассажирские перевозки.  Причем так открыто, что прокуратура Балаково потребовала его отстранения – нельзя по федеральным законам осуществлять власть и одновременно руководить бизнесом. В мае 2012 г. депутаты Совета требование правоохранителей дружно «послали». Теперь, видимо, эту лавочку  прикроют.

Иван Чепрасов, поставленный новым губернатором в Балаково, ломает эту систему. Зачем, с какой целью – в самом Балаково говорят разное. Но ломает, и это сейчас выгодно для жителей. Зато невыгодно для тех, кого ломают.
Отсюда два вывода:

В Балаково достаточно влиятельных людей, которые были заинтересованны в скорейшем падении Лаврентьева. И они вполне могли постараться довести историю с неосторожными высказываниями главы города до предела – до оргвыводов.

В Балаково достаточно противников у новой администрации, заинтересованных в том, чтобы через СМИ раздуть политический скандал и нанести удар и по Ивану Чепрасову, назначенному – кстати не по его инициативе – начальником предвыборного штаба «ЕР» в Балаково - и по поставившему его губернатору в Саратове.

Отсюда понятно, почему скандал в Балаково получил столь быстрое информационное развитие.

Дно второе: саратовское

Однако, как в Балаково скандал не раздувай, если его не подхватить на более высоком уровне – так он балаковским районным скандалом и останется. Для того, чтобы транслировать ситуацию в Москву и превратить ее в фактор регионального масштаба, нужны были заинтересованные лица в Саратове. Этим людям собственно балаковские клановые разборки из-за власти-собственности неинтересны, балаковское ЖКХ или пассажироперевозки их в принципе не интересуют, а интересуют их выборы в областную думу и их уже сейчас предсказуемые результаты.  Проще говоря: некоторым политикам уже сейчас необходимо готовить оправдание своему вероятному поражению. И/или – информационное обеспечение кампании по непризнанию результатов выборов и «оранжевому» сценарию перехвата власти. По большому счету, это две стороны одной и той же медали – если просто не повезет, то хоть оправдаемся за бесславно потраченные деньги, а если получится – то устроим «майдан-шоу» по поводу «нечестных выборов» и захватим власть.  Опять-таки скажу по собственному опыту участия в муниципальных выборах 2006 г. и многолетнего наблюдения за выборами в области - попытки так или иначе разыграть «оранжевый сценарий» у нас предпринимаются довольно давно. Без особого результата, но не без последствий. Учитывая общий характер процессов в стране, для «белоленточников», например, погрязших в Саратовской области распрях и склоках, описанный выше сценарий очень даже нужен. «Человек с коробкой из-под ксерокса» Аркадий Евстафьев уже имеет опыт сокрушительных поражений в Саратове. Подстелить соломку – просто необходимо. Когда проиграют выборы (что неизбежно) – вытащат на свет божий балаковскую историю и начнут трясти – «мы вон еще когда говорили что выборы нечестные!»

Так что интерес в областном центре раздуть скандальчик и перенести его в Москву – имелся.

Дно третье: московское

Дружными усилиями балаковских и саратовских политиков, преследовавших совершенно разные цели, телегу балаковского скандала домчали до Москвы – но чтобы она громыхнула на всю страну, нужны были другие, гораздо более могущественные игроки и интересы. Раз громыхнуло – значит, они нашлись. Никогда не поверю, чтобы Навальному (который первый забил в московские колокола) было какое-то дело до Балаково или до персоны Кирилла Лаврентьева. У федералов свои цели и свои резоны. Федеральные. О них я распространяться не буду – а желающим порассуждать советую вспомнить, как с внутренними конфликтами и использованием в них местных скандалов обстояло в СССР. Многие вопросы отпадут.

Итого: балаковская игра «уроним Лаврентьева погромче» началась с банальной глупости, кстати, бестолковой по существу – технически невозможно осуществить финансирование районов в зависимости от результатов выборов, 70% бюджета области – социальные статьи, жестко расписанные по законам, остальное – софинансирование федеральных программ и инициатив и взятые на себя областью обязательства, для «свободного распределения» правительством и депутатами областной Думы остается капля в море и любая попытка отправить их куда-то «по  результатам выборов» вызовет такой скандал, что себе дороже будет. Продолжилась благодаря стечению властных и коммерческих интересов балаковских кланов, была раздута саратовскими политиками в целях послевыборной ситуации в октябре и полыхнула в Москве по причинам, страшно  далеким и от Лаврентьева, и от Балаково и даже от Саратовской области как таковой. Результирующая всех этих разнонаправленных воль и стремлений – громкая отставка главы города Балаково. Которая, между прочим, вполне может пойти на пользу большинству жителей города.

На этом, в принципе, можно ставить точку.

Дмитрий Чернышевский, депутат областной Думы, политолог
 

Оставить комментарий