Ольга Копшева: В саратовской мэрии ищут способы восстановления старых домов. Часть первая

25 апреля 2019 - 06:55
В саратовской мэрии ищут способы восстановления старых домов. Часть первая

Что делать с ветшающими домами - памятниками культуры, которые могли бы украшать Саратов, но пока скорее похожи на символы безденежья и разрухи? Об этом уже несколько недель думают на рабочей группе, созданной при главе Саратова Михаиле Исаеве. 

 

Не всё так просто, как казалось

Сначала на заседаниях царила полная растерянность. Чиновники, депутаты, эксперты и представители бизнеса мало понимали, зачем их собрали в одном месте и зачем им показывают на экранах дома в плохом состоянии, дома полуразрушенные и те, которые давно просятся на снос. Было непонятно, что с этим добром делать? Где-то в глубине души чиновники надеялись на то, что состоятельные люди разберут себе эти строения и доведут их до ума. 

- Не интересует? - спрашивали они бизнесменов. Те улыбались и смотрели в стол. 
Когда расчёт на то, что люди с деньгами встанут в очередь за зданиями, построенными более ста лет назад, не оправдался, пришлось разбираться, что не так. 

 

Найден алгоритм для памятников пролетарскому быту 

Несколько лет назад в Заводском районе были расселены дома на улице Огородной. Но снести их было нельзя, потому что они значились в списке потенциальных памятников культурного наследия. Чтобы подтвердить или опровергнуть этот статус, требовалось оплатить экспертизу. Экспертиза стоила дорого. На каждый дом – в лучшем случае десятки тысяч рублей. При этом, как правило, эксперты утвердительно отвечают на вопрос: памятник, или не памятник. Есть такое мнение: "чем больше объектов эксперты выявляют, тем больше получают плюсов, чем больше объектов исключается, тем больше минусов". 

Памятники на Огородной саратовским чиновникам точно не нужны. На месте расселенных домов, построенных в 1953 году, можно было бы построить новые пятиэтажки.  А подтверждённый статус памятников местного значения на площадке, где часть домов уже снесли, означал, что об этих планах придётся забыть. Ничего нельзя будет здесь уже строить. Дома-развалюхи придется реконструировать, обозначив вокруг них охранную зону. 
Ну и что делать, когда и снести закон не позволяет, и оставлять развалины просто так, махнув на них рукой, тоже нельзя? При мэре Валерии Сараеве ответа на этот вопрос не нашли. При мэре Михаиле Исаеве попытаются. Алгоритм действий выработан. С домов снимут статус жилых помещений и переведут их в нежилые. После этого дома можно будет включить в программу приватизации, предложив бизнесменам их купить уже нынешним летом.

Конечно, сразу разрушить куплённые развалины с условным статусом памятников ушедшей эпохи советского классицизма будет нельзя. Но если новый хозяин не пожалеет денег на работу эксперта, который скажет, что в Саратове подобных памятников ушедшей эпохи как грязи, то стоимость этого вердикта стократно окупится. Хороший участок земли  под новую застройку экспертизы стоит. 

Или кто-то всерьёз думает, что в Саратове найдётся шалопутный богач, который по досточкам и кирпичикам снова соберёт дома на Огородной, чтобы оставить землякам на века иллюстрацию пролетарского быта?

\

Просьба о муниципальной программе расселения заслуживает внимания 

Передача предпринимателям ответственности за дома на Огородной на самом деле - правильное решение. Не менее правильным было бы откликнуться на просьбу бизнеса стать посредниками при расселении ветхих домов, интересных бизнесу.  Она прозвучала на одном из первых заседаний. 

Как говорят предприниматели, им очень трудно отселять жильцов с верхних этажей. Можно даже сказать – невозможно.  "Нам нужен посредник в лице администрации, - говорят. - Когда вы приходите, они спокойно расселяются. А частнику, чтобы расселить несколько квартир, пятиэтажку надо строить шестиподъездную. Причём пять квартир отселяем, цена у других пяти растет". 

Предприниматели пообещали Исаеву: если чиновники будут выступать такими посредниками по расселению людей, даже оплачивать муниципалитету часть затрат на их новые квартиры, купленные по государственным нормам. 

- Если я трачу бюджетные деньги, а мне предприниматель потом их возмещает, зачем я в цепочке нужен? – Мэр Исаев искренне не понимал, зачем предпринимателям чиновничий авторитет. А ларчик открывается просто. Расселяемые бизнесом жильцы могут диктовать ему свои ценовые и прочие "хотелки" до бесконечности, а у чиновников есть механизм по укрощению аппетитов. Не нравится предложенное по нормам жильё – идите в суд и получайте денежную компенсацию, опять же строго определённую предписаниями. Но эти предписания для такой программы расселения нужно сначала создать. 

Пока понимания, что они нужны, у саратовской власти нет.  Но завтра всё может перемениться. Потому что домов с подтвёрждённым и условным статусом памятников культурного наследия в Саратове много. Потому что не все они аварийные. Но почти в каждом из них собственники жилья не хотят нести бремя ответственности за подписанные охранные обязательства. Принуждать их к этому через суд бесперспективно, потому что люди в Саратове в основном бедные. А вот переселить их в новостройки по муниципальной программе с последующим возмещением расходов от бизнесмена, который возьмётся за реставрацию здания, почему бы не попробовать? В конце концов, муниципального документа об условиях аренды здания-памятника за рубль ещё месяц назад не было, и вот уже в мае его готовы внести на утверждение в Саратовскую городскую думу. 

Ольга Копшева

Оставить комментарий